28 января 2020 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники», начали свою работу.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем архиепископом Каширским Феогностом; куратор направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Заседания проходят в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря.
Работа монашеского форума началась с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа); игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Открывая работу направления, Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
В докладе «"От горячей любви моей к Отечеству…" (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни наших предков и всегда была деятельной. Пространственным центром городов становились храмы, а поселения, образовавшиеся вокруг монастырей, именно монастырям придавали главное значение, так что, пребывая в гуще жизни людей, иноческие обители и саму эту жизнь перестраивали с учетом правил и особенностей монашеских представлений о ней. Такая тесная связь наложила на русское монашество печать общественной значимости.
Примером чуткой любви к своей Родине, по мнению митрополита Георгия, может служить для соотечественников святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании творений и писем которого глава Нижегородской митрополии показал, что отклик в сердце святителя находили многие важные, в том числе и военные, события его эпохи. Несмотря на то, что главным в его жизни оставалось аскетическое делание, иноческие подвиги не заслонили для него всего того, что происходило в Российской империи.
Из переписки с игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным явствует, что святитель поддерживал его решение об отправке на флот иеромонахов для окормления русских воинов. Адмиралу П.С. Нахимову он посылает в качестве благословения образ святителя Митрофана Воронежского (как благодетеля Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам, воодушевленным после битвы при Синопе.
Святитель Игнатий прочит русским воинам Царствие Небесное, занимая в оценке духовной значимости воинского подвига позицию, несвойственную византийскому богословию, но принятую на Русской земле. «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых, – пишет он кадровому военному Николаю Муравьеву-Карскому. – Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину».
Видение святым Игнатием положения России в международной политике раскрывается в его переписке с Муравьевым-Карским. Он пишет о том, как открываются хищнические замыслы англичан и французов, как Европе в целом и Германии в особенности требуется участие России; англичан ввиду подлости их политических интриг называет «бесчеловечными и злохитрыми карфагенянами». Святой рассуждает о целесообразности похода к Босфору и Дарданелам, радуется разгрому вражеской «анатолийской армии» и взятию Карса и просит не торопиться с заключением мира до тех пор, пока Россия не получит плоды своих успешных военных баталий.
Причиной значимости земных побед для России святитель считал особое предназначение Божие: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству… Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни».
Подводя итог сказанному, митрополит Георгий обратил внимание монашествующих на то, что история неоднократно подтверждала и слова, и обоснованность переживаний святого. Это означает, что главными условиями процветания нашего государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, и пастыри, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.
Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, предваряя свое выступление на тему «Роль монашествующих в Великой Победе», отметил, что сегодня есть уже много свидетельств тому, что в годы Великой Отечественной войны монашествующие не только исполняли главное дело своего служения – молились о победе Отечества, – но и личным примером способствовали формированию в душах соотечественников высоких патриотических чувств, являя подвиг любви и подлинного служения своей земной Родине. Далее епископ Порфирий рассказал о жизни одного из наиболее почитаемых белорусских святых ХХ столетия преподобномученика Серафима (Шахмутя), насельника Жировичского Успенского монастыря. В середине 1941 года архимандрит Серафим отправился в Восточную Белоруссию, где активно занимался восстановлением разрушенной церковной жизни, а в послевоенные годы был арестован и погиб в заключении.
Архимандрит Серафим вместе с иереем Григорием Кударенко на лошадях выехали из Жировицкого монастыря в сторону Минска, чтобы посетить как можно больше селений, расположенных на пути их следования. Они осматривали сохранившиеся храмы, совершали богослужения, крестили детей, организовывали строительные комитеты, собирая прошения верующих об открытии церквей. В дни, когда архимандрит Серафим и иерей Григорий совершали богослужения, храмы были переполнены, люди радовались возрождению церковной жизни, просили отслужить заупокойные службы об ушедших без церковного напутствия родственников. Центром их проповеди стал город Гомель. Состоя в должности настоятеля Свято-Петропавловского кафедрального собора, архимандрит Серафим инициировал вопрос о восстановлении Гомельской епархии, занял принципиально жесткую позицию в отношении обновленцев, ревностно стремясь сохранить канонический строй Церкви. Его стараниями недалеко от Гомеля был открыт женский монастырь, который, правда, просуществовал только до сентября 1943 года. Собирая материалы о преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы, архимандрит Серафим стал первым летописцем большевистского террора, проводимого в отношении верующих. К тому времени в Белоруссии не осталось ни одного епископа, духовенство было сослано в лагеря и тюрьмы, многие священнослужители были расстреляны, храмы превращены в театры и амбары, церковное имущество разграблено и уничтожено. Обращаясь к архивным документам, епископ Порфирий рассказал, как благодаря архимандриту Серафиму в годы войны была возрождена церковная жизнь в Белоруссии. Во время миссионерской поездки по Белоруссии архимандритом Серафимом и иереем Григорием было открыто 74 храма.
Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн представил аудитории доклад «Монашество и война. Что значит быть воином Христовым?» Владыка Иоанн предложил глубокую трактовку темы нынешних Чтений, рассмотрев понятие «война» с библейской и святоотеческой точек зрения. Назвав Христа первым Воином среди рода человеческого, низложившим с престола власти единственного нашего настоящего врага – сатану, докладчик отметил, что святые отцы проявляли интерес к войне не как к социальному явлению, а прежде всего как к внутренней духовной брани. Тем не менее они применяли к духовным понятиям слова именно из военного лексикона и их мысли могут помочь решению многих вопросов, возникающих сегодня у православных христиан, в частности у православных воинов.
На конкретных примерах из творений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и других епископ Иоанн показал, что святые отцы Церкви никогда не считали воинскую службу несовместимой с христианским образом жизни или являющейся препятствием для спасения. Для доказательства своих взглядов отцы опирались на свидетельства Нового Завета, не раз повествующего о военачальниках – сотниках, явивших глубокую веру, удостоившихся еще на земле Господней милости и затем прославления в лике святых. Великие подвижники и учители монашества оставили также описания духовных подвигов некоторых своих современников, которые делом подтвердили, что «и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу».
Владыка, отметив, что 7-е правило IV Вселенского Собора делает невозможным воинское служение для тех, кто посвятил себя священству или монашеству, специально оговорил случаи нарушения этого правила в чрезвычайных ситуациях необходимости защиты Родины. Один из самых ярких примеров – благословение преподобным Сергием иноков, в прошлом воинов, Пересвета и Осляби на участие в Куликовской битве. Докладчик провел параллели между образом жизни монаха и военного, методами духовной брани и принципами, которыми руководствуется в бою честный боец. По мысли святителя Феофана Затворника, не только молитва является оружием верующего, но и исполнение заповедей Божиих. «Заповеди, которые дал нам Господь, можно сравнить с воинским Уставом, который обязаны соблюдать воины, чтобы их усилия привели к победе над неприятелем», – отметил епископ Иоанн. Общим у воинов и монахов являются также страдание и самопожертвование. По слову Спасителя, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:12).
В конце доклада владыка привел рассказ о подвиге, совершенном в Первую мировую войну корабельным священником иеромонахом Антонием (Смирновым; 1844–1914), а также вспомнил эпизод из биографии Святейшего Патриарха Пимена: во время Великой Отечественной войны Святейший Владыка, тогда иеромонах, уже репрессированный и побывавший в ссылке, слезно молился Божией Матери о спасении своего полка, попавшего в окружение, и был услышан. «Монах всегда должен быть готов к исповедничеству, должен быть духовным воином Христовым», – сказал в заключение епископ Иоанн.
Архимандрит Михаил (Быково), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря Валевской епархии (Сербская Православная Церковь), передал участникам форума благословение епископа Валевского Милутина и напомнил, что исторические события, происходившие в Сербии, никогда не были отделены от событий, происходивших в нашей стране. Именно Россия после Первой мировой войны, последствия которой были катастрофическими для Сербии, а точнее, эмигрировавшие после революции дворяне, военные, духовенство, интеллигенция, восполнили уничтоженную войной лучшую часть сербского народа, который, по мнению архимандрита Михаила, был обречен на гибель. В те годы в страну прибыло 150 монахов (если бы этого не случилось, то женское монашество было бы утрачено, считает отец Михаил), представители епископата, создавшие Русскую Зарубежную Церковь, которую возглавил митрополит Антоний (Храповицкий), военные во главе с бароном Врангелем, которые на протяжении достаточно длительного времени не распаковывали чемоданы в ожидании приказа вернуться на Родину. Воспринявшие от них русскую духовность сербы оказались готовыми к противостоянию немецко-фашистским захватчикам в годы Второй мировой войны. Именно из России пришло спасение для сербского народа, убежден отец Михаил. И сегодня сербы радуются воскресению России и с надеждой смотрят в свое будущее. «Бог на небе, Россия – на земле», – говорят его соотечественники, помня о том, что даже в географических названиях важных для человечества мест содержится отсылка к святости: «Святая Земля», «Святая Гора Афон» и «Святая Русь». Тем Востоком, откуда придет спасение для народа Сербии, является Россия, уверен настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря.
Пересказывая воспоминания своего дедушки, участника Второй мировой войны, о русских солдатах, с которыми тот воевал на Сербском фронте, отец Михаил говорит, как бесстрашно русские шли на смерть и как умирали с обращенными к небу лицами. На многих солдатах были кресты, на некоторых – черные ризы.
«Главным качеством человека является готовность жертвовать собой ради Бога и ближнего, – говорит архимандрит Михаил. – Когда я слышу песню "Священная война", я понимаю, что жертвенным является служение как солдат, так и монахов».
По окончании выступлений докладчиков пленарного заседания игумен Петр (Еремеев), член Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор РПУ им. ап. Иоанна Богослова, сделал сообщение о том, что в минувшем 2019 году 12 епархий и 2 ставропигиальных монастыря получили право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих (за два года 23 епархии и 6 ставропигиальных монастырей). В настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская и Пятигорская епархии, 6 ставропигиальных обителей. Всего по указанной программе занимается 1075 монашествующих.
Представления на право реализации программ были вручены мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь Тверской и Кашинской епархии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Свято-Екатерининскому женскому монастырю Тверской и Кашинской епархии, Покровскому ставропигиальному женскому монастырю Москвы, Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому ставропигиальному женскому монастырю, Свято-Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю Псковской епархии, Ярославской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Самарской духовной семинарии.
В 2020 году для участия в образовательной программе на заседании Межведемственной комиссии 7 октября 2019 года на утверждение Высшего Церковного Совета и Священного Синода были предложены для участия в образовательной программе для монашествующих Санкт-Петербургская, Рязанская, Липецкая, Пермская, Брянская, Орловская, Смоленская, Пензенская, Кубанская, Тульская митрополии.
После перерыва состоялось заседание секции «Молитвенный щит. Духовное служение монашествующих во время Великой Отечественной войны» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия; куратор – игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга. В президиуме присутствовали епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, епископ Солнечногорский Алексий, игумения Иулиания (Каледа).
Первое выступление монаха Антония (Воеводина), насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, «Духовная поддержка во время войны. Подвиг русских старцев (на примере старцев Псково-Печерского монастыря и Псковской православной миссии)» было посвящено удивительным страницам в истории нашей Церкви и Великой Отечественной войны. Жертвенное служение Церкви, в том числе монашествующих, на оккупированных территориях долгое время оставалось для общества и исследователей в разряде засекреченных сведений, память о нем зачастую невольно или намеренно обрастала мифами, ложью и прямой клеветой. В своем докладе отец Антоний сделал по необходимости краткий, но содержательный обзор открытых в последние годы фактов, подтвержденных документами и живыми свидетельствами участников тех событий.
Псково-Печерский монастырь входил в состав Псковской православной миссии, организованной по инициативе Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского). Главная задача Миссии лежала отнюдь не в сфере политики или идеологии, как это порой представляют и ныне. Главным было исполнение заповеди о любви к ближнему, невзирая на смертельную опасность и реальную угрозу мучений.
За три года существования Миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175-ю пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов, в основном, осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и Святому Причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизаторские курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий.
«Народ жаждал молиться, жаждал покаяния и утешения», – привел докладчик слова одного из пастырей тех лет. В самом Печерском монастыре два года существовала школа, о которой, как и о регулярном посещении монастырских храмов, у детей сохранились самые теплые воспоминания. В проповедях игумен и насельники обители старались поддерживать слабых духом. Оказывали и реальную материальную помощь продуктами, вещами, особо ценную для военнопленных, узников местных лагерей, живших в нечеловеческих условиях. Под покровом монастыря осуществлялись и некоторые военные операции, сведения о которых рассекретили недавно.
Горьким было заключение доклада монаха Антония: все активные участники Миссии, рисковавшие жизнью для спасения и утешения людей, были по окончании войны репрессированы. Немногие после лагерей остались в живых, сумели перенести продолжавшиеся клевету и обвинения. Господь увенчал их на небесах, но сегодня предстоит еще многое сделать, чтобы жила и сохранялась память об этих замечательных смелых людях – духовных воинах и мучениках.
«Монахи – духовные воины: молитвы и труды монашествующих в годы войны»: доклад преподавателя Киевской духовной академии архимандрита Дамаскина (Лебедя) опирался на то же богословское святоотеческое основание, что и выступление епископа Иоанна: христиане – это воины Небесного Царя, ведущие брань «против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12), а монашество – «специализированный воинский отряд, держащий передовую духовную оборону».
Основную же часть доклада отец Дамаскин посвятил раскрытию на многих примерах подвига русского монашества, показавшего в военных испытаниях замечательное единение со своим народом, подвига, прежде всего, молитвенного. Так, в самое тяжелое время, несмотря на лишения и разруху, братия Киево-Печерской лавры совершали ежедневные уставные богослужения, старались сохранять вековые традиции, а в праздничные дни разделяли с прихожанами свою скромную трапезу. Докладчик вспомнил также рассказ монахини Софии (Ошариной) о взятии Кенигсберга, в котором молитвенно участвовали монахи, вышедшие буквально на передовую с иконой Божией Матери; после их появленияи совершился решающий прорыв наших войск.
Цитируя современного историка М.В. Шкаровского, архимандрит Дамаскин подчеркнул: «Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников». Это создавало нравственные условия победы, в значительной мере повлиявшие на ход военных событий.
В завершение своего выступления архимандрит Дамаскин особо отметил, что монастыри внесли значительный вклад в дело победы своими материальными пожертвованиями, а также организацией госпиталей и уходом за ранеными, так что даже советская власть не могла оставить это без внимания: некоторые обители получали официальные благодарности, а монашествующие – награды за патриотическую деятельность, как, например, киевский Покровский женский монастырь и его игумения Архелая (Савельева).
Святому исповеднику Русской Православной Церкви преподобному Серафиму Вырицкому был посвящен доклад доктора богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского), клирика Гатчинской епархии. Ввиду отсутствия автора подготовленный им текст прочел член Комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). В начале доклада автор обратил внимание на особые качества, изначально присущие преподобному Серафиму: удивительное внутреннее смирение, милосердие и преданность воле Божией (заметив, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны). Названные добродетели в начале жизненного пути помогли будущему подвижнику духовно преуспевать в миру, привели его к старческому служению, и они же стали основанием его высочайшего молитвенного подвига и пророческого вразумления в военные годы и послевоенный период.
«Старческое служение преподобного Серафима было насквозь пропитано подвигом милосердия ко всем, требующим помощи и совета, − отмечает автор доклада. − Именно движимый милосердием старец совершал молитвенный подвиг коленнопреклонного моления на камне в посильное подражание его любимому святому преподобному Серафиму Саровскому». Отец Кирилл процитировал яркие воспоминания внучки старца о том, как именно, с каким предельным напряжением сил совершались эти горячие молитвы о победе русского оружия и благоволении правительства к Православной Церкви.
Также в докладе были упомянуты засвидетельствованные очевидцами факты проявления пророческого дара старца. Но характерно, что наряду с высокими духовными подвигами преподобный Серафим был внимателен и заботлив к повседневной жизни людей: сохранились воспоминания о том, какое участие он принимал в детях из концлагеря, устроенного немцами близ Вырицы.
«Святой Серафим всей своей жизнью явил прекрасный пример того, как православный христианин, по слову святого апостола Павла, может не быть "побеждаем злом, но побеждать зло добром" (Рим. 12:21)», − подвел итог своего доклада иеромонах Кирилл.
Выступления на секции завершились докладом игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Матушка Филарета построила свое сообщение на основании свидетельств летописи Пюхтицкой обители (этот бесценный документ в настоящее время готовится к изданию), документов из берлинского Bundesarhiv и Таллинского государственного исторического архива. Бедствия сестер начались еще за год до войны и немецкой оккупации, с августа 1940-го, когда Эстония была включена в состав СССР и в ней установилась советская власть и советские законы: у монастыря стали отбирать землю, строения, облагать непосильными налогами.
Пришедшие затем немецкие части расположились в обители, забрав под жилье храмы, сестринские келии, служебные помещения. Милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы сестры в этой опасной обстановке не пострадали. Игумения Филарета особо выделила мысль, что «нравственная высота поведения иночествующих нерушимой стеной стояла между ними и солдатами, не допуская ни грязных поступков, ни даже непристойных помыслов. Дух иноческого благочестия, смирения и простоты господствовал на Богородицкой горе». Этот дух придавал силы и смелость пюхтицким монахиням отважно вступаться за узников находившегося рядом концлагеря, иногда даже помогать их побегу, с риском для жизни приносить заключенным еду, в то время как сами жили впроголодь, и при любых трудностях не оставлять молитвы.
Претерпевшие ужас бомбардировок и обстрелов во время наступления советской армии, эвакуацию из монастыря, сестры, вернувшись в родную обитель, попали в тиски советских порядков, безжалостного отношения, бесконечных поборов. Несмотря на это, игумения Алексия во всех сложных ситуациях сохраняла выдержку и твердость: например, не позволила забрать из монастыря в дом престарелых пожилых монахинь, отстаивала монастырские земли и т. п. В этот тяжелейший период настоятельница с сестрами выполнили главную задачу: сохранили монастырскую жизнь на Пюхтицкой горе, ее нравственные основы, силу молитвы и крепость веры. «Переживая нужды и болезни, тяжкие труды и несправедливость, сестры не потеряли веры в милосердие Божие и, несмотря на жестокость войны, не утратили способность видеть в каждом человеке Образ Божий». Матушка Филарета подчеркнула, что именно в том, чтобы страдание было осмысленным, просвещающим, достигло высшей цели и свершилось и завершилось на путях Божиих, она видит смысл и значение жертвенного монашеского служения в годы Великой Отечественной войны.
В заключительной части работы секции члены президиума ответили на вопросы, заданные из зала. При этом некоторые слушатели поделились своими воспоминаниями о родных, прошедших войну. Была высказана важная мысль, что война, несмотря на бедствия и страшные потери, повернула народ к Богу, воспитала целую плеяду истинных воинов за Церковь и веру, таких как архимандрит Алипий (Воронов), владыка Алексий (Коноплев) и многие другие. Поколение, 30 лет назад возрождавшее нашу Церковь и в том числе монастыри, тоже ведь было воспитано в семьях фронтовиков.
Митрополит Георгий подытожил эти высказывания словами о том, что монашествующим необходимо помнить и осмысливать уроки войны, чтобы сохранять в себе строгое, трезвенное и жертвенное отношение к жизни, к которому они и призваны по глубинной сути приносимых ими обетов.
29 января работа направления продолжится в рамках секции «На передовой и в тылу. Примеры подвигов монашествующих в условиях военных действий» и дискуссии «Великая Отечественная война: осмысление ее наследия монашеством».
Фото: Владимир Ходаков