15 сентября 2019 г., в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских и свв.блгвв. князей Петра и Февронии Муромских, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане. По завершении богослужения протоиерей Серафим поздравил всех с воскресным днем и обратился к молящимся с проповедью:
«Сегодня празднуется память и подвизавшихся в монашестве преподобных Антония и Феодосия Печерских, и покровителей семьи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, во иночестве Давида и Евфросинии. Желаю, чтобы и монашествующие подвизались в мире и радости, и ваши семьи были счастливы в Боге.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу о злых виноградарях. Это притча о вероломстве и неблагодарности людей, о нежелании исполнять заповеданное Господом – приносить Ему плоды добродетелей. Приносить духовный плод Богу необходимо потому, что это нужно нам самим, в этом заключается наше же благо.
Как повествуется в притче, Господин посылал виноградарям Своих служителей, чтобы напомнить о том, что им нужно делать, но они не слушали их, били и убивали. Наконец, Господин послал Своего Сына. Но виноградари, увидев Сына, решили, что нужно убить Наследника, чтобы завладеть его наследством. Схватив Его, они вывели Его вон из виноградника и убили. Они думали, что навсегда завладели виноградником, но хозяин собрал войско и жестоко их наказал.
Эта притча Спасителя, повторяющая историю иудейского народа, относится и к нам. Творец всего силен воздать приносящему и не приносящему плоды по его делам. Он ждет нашего покаяния и исправления, посылая нам людей и обстоятельства. Все напоминает нам, Кому принадлежит виноградник Божий – наша жизнь и наш прекрасный мир, созданный для того, чтобы человек его возделывал и благодарил Бога. Но человек своими грехами искажает мир. Злоба, сребролюбие, эгоизм, удовлетворение страстей заглушают и уничтожают все доброе и в человеческой душе, и в окружающем его мире. Это относится к нам не только как к обитателям Божиего мира, но и как к членам Церкви.
Господь насадил Свой виноградник – Церковь, дал нам многие Таинства и дары, а мы зачастую не стремимся хранить и преумножать данную нам благодать, не приносим пользы ни себе, ни ближним.
Сказанное Спасителем относится к нам и как к членам общества и семьи. Если у человека нет любви, если он ничем не жертвует ради ближних, а думает только о себе, то страдают окружающие люди, но, прежде всего, страдает он сам. Ведь каждый получает тот плод, который он посеял.
Своей притчей Господь показывает, что в основе всего доброго положена любовь. Мир, который Он сотворил, человеческое общество, обители, семьи держатся на любви. Мы должны с любовью относиться друг ко другу и ко всему творению Божию. Нужно быть благодарными Богу, чтить Святую Церковь, принимать Ее Таинства, стараться исполнять заповеди Божии, научающие нас истинной любви.
Когда появляются наши злоба, жестокость, эгоизм – страдает все творение Божие. Наши грехи порождают скорби в жизни и различные катаклизмы в природе. Мы постоянно встречаемся со смертью: умирают наши близкие, не только пожилые, но и совсем молодые люди; часто и мы сами находимся в опасности и недалеки от смерти. В Своей притче Господь объясняет, за что мы сами себя наказываем. Мы удаляемся от Бога своими грехами, неблагодарны к Нему, не храним и не развиваем дарованное Им, а развиваем наши страсти. Все это уменьшает и уничтожает истинную любовь, а чем больше оскудевает любовь, тем дальше мы от Бога – Источника любви, истины и добра.
Любовь Божия разлита во всем мире, она неисчерпаема, но мы сами удаляемся от нее, бываем для нее закрыты или же можем вместить очень мало любви и благодати. Мы бываем жестоки и немилосердны к ближним, и за это часто страдаем. Но, если мы начинаем стремиться к добру и миловать других, Господь милует и нас. То, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Христа, как свидетельствует о том Евангелие. Милостыня, как и любовь, необходимы нам, и мы должны подавать ее от своих трудов.
Чтобы сеять добро и любовь, мы можем использовать все обстоятельства нашей жизни. Господь взирает не только на наши поступки, но, прежде всего, на наше сердце – на внутреннее состояние и намерения. В сердце созидается самое главное – предначинается Царствие Божие, к которому всем мы призваны, или же человек создает там начало адских мучений. Царство Небесное есть Царство любви, в которое войдут чистые сердцем, принесшие Богу духовный плод – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22). Будем стремится возрастить и принести Богу именно такой плод, чтобы Господь всегда пребывал с нами, наполняя нашу жизнь любовью и радостью».
15 сентября 2019 г.