15 сентября 2019 г., в Неделю 13-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в нашей обители состоялось воскресное богослужение, по завершении которого священнослужитель монастыря иерей Роман Чистяков обратился к молящимся с проповедью:
Каждое воскресенье Церковь празднует победу Христову над смертью, торжество нашего воскресения и спасения. Сегодняшний же день совпал и с памятью преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Читая жития преподобных отцов, некоторые задаются вопросом о том, почему Церковь так их почитает. Мы знаем, что есть святые, оставившие заметный след в истории. Например, святой благоверный великий князь Александр Невский, который в трудное время защитил Отечество от вторжения шведских и немецких войск, от тевтонцев, смог договориться о ненападении на Русь с ордынскими завоевателями. Прославились своими деяниями святые князья Даниил Московский и Димитрий Донской, многие великие святители и другие известные праведные люди. Но почему Церковь так вспоминает преподобных отцов? Они были обычными людьми, но удалились от мира в пустыню или в монастыри, стали монахами. В безвестности они совершали свое делание – постились, проводили жизнь в молитве, несли подвиги ради Христа, молились о людях. Но потомки вот уже много столетий помнят этих людей: их подвиг вдохновляет и завораживает человека своей высотой.
В самом слове «преподобный», если разбирать его этимологически, мы видим превосходную степень. Оно говорит намо величайшей святости, о стремлении к обожению, к уподоблению Богу по заповеди «будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).
Человек создан по образу и подобию Божию. В чем же состоит образ Божий? Многие из нас скажут, что образ Божий заключается в наличии бессмертной души, но это далеко не исчерпывает понятия. Господь – это, прежде всего, Абсолютные Любовь и Благость. Бог – это Бессмертный Дух и Творец всего. Свойства, которые есть в Боге, есть и в каждом человеке. Каждый из нас имеет способность созидать – совершать добрые дела или недобрые, что зависит от свободной воли человека. Эта способность проистекает из образа Божия, по которому создан человек. У нас есть умение любить, хотя мы не всегда желаем его развивать. Господь есть Благость, Милость и Милосердие, и человек может быть милосердным, сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей благом. Господь смиренен и кроток, и человек может быть смиренным и кротким.
Образ Божий – это Божественные качества, которые отражаются в человеке, конечно же, в усеченной форме, ибо, по причине греха, мы смертны. Подобие Божие потенциально находится в образе. Подобие есть реализация образа Божия, развитие заложенных Богом свойств. Используя свойства Божии, человек может стать, в свою меру, подобным Богу. Человек не станет Богом по своему существу, но может уподобиться Ему в Божественных свойствах.
Преподобные отцы – это святые, которые в своей жизни смогли достичь очень важного – уподобиться Богу. Их молитва и слово оказывали большое влияние, в том числе и на государственные дела. Жизнь преподобного Сергия имела сильное влияние на его современников, на правивших в то время благоверных великих князей Димитрия Донского, Евдокию Московскую и других русских князей. Четырнадцатый век был эпохой княжеских междоусобиц, когда князья не могли найти между собой общего языка. Многие из них претендовали на большую власть и имения, на великое княжение. Преподобный Сергий увещевал их жить в мире между собой, и его слово было действенным.
В преподобном Сергии, так же как и ранее в преподобных Антонии и Феодосии, а впоследствии – в преподобных Александре Свирском, Серафиме Саровском, Оптинских старцах и других крылась какая-то сила, к которой люди тянулись, и которая изменяла их жизнь. И мы невольно задумываемся, в чем заключается сила преподобных отцов. Ведь сила есть некое действие, к чему-либо побуждающее и что-то изменяющее. Мы знаем, что силы бывают разные – как добрые, созидательные, так и злые, разрушительные, как вовне, так и внутри человека. Когда мы читаем жития преподобных, то удивляемся тому, что в их жизни, в них самих была какая-то сила. Это сила и благодать Присутствия Бога в их жизни.
Соответственно, если мы желаем, чтобы в нашей жизни присутствовала благодатная, плодотворная, созидательная Сила Божия, очень важно сделать что-то, чтобы для нее было место в сердце человека. В чем смысл подвига преподобных? Они уходили в пустыню не потому, что не могли жить с людьми, но потому, что любили Бога и желали соединиться с Ним. В какой-то момент жизни они почувствовали и поняли, насколько далеки от Бога и как нуждаются в покаянии. Они ощутили себя страстными, почувствовали, что мир их охватывает, и решили отречься от всего, пожертвовать всем, чтобы обрести Бога.
Не каждому нужно удаляться в пустыню, уходить в монастырь. Но такие «пустыни» и «монастыри» можно создавать и находясь в миру, и будучи семейным человеком. Можно внутри себя создать условия, чтобы почувствовать себя как-бы пребывающим в монастыре. Что такое монастырь в лучшем смысле этого слова? Это место, где люди отсекают свою волю ради послушания Богу и любви к Нему. Каждому можно этому научиться в своих условиях, ведь каждый их нас призван к святости.
Желаю всем нам приобрести Силу Божию, силу любви. Если мы будем ее приобретать, то будем достигать подобия Божия – каждый на своем месте, – а, может быть, кого-то из присутствующих Господь приведет и к монашескому подвигу, если на то будет воля Божия и сердечное желание человека. Главное – научиться жить по воле Божией и развивать в себе Божественные качества. Тогда мы тоже сможем стать преподобными, то есть подобными Богу, и сделать в своей жизни то, к чему призван каждый из нас.
15 сентября 2019 г.