Воскресная проповедь. Доверие Богу делает нас счастливыми

  28 июля 2019 г., в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти Святых Отцов шести Вселенских Соборов и святого равноапостольного великого князя Владимира, во св. Крещении Василия, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил иерей Роман Чистяков. После чтения святого Евангелия отец Роман поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с проповедью, в которой сказал:

«Наша вера радостна. Само слово «счастье» говорит о том, что быть счастливым означает быть частью чего-то или кого-то, в данном случае – быть частью Церкви, соединяться с Богом. Важно, чтобы это счастье присутствовало в нашей жизни, сердцах и делах, чтобы его излучали наши глаза, и тогда мы сможем свидетельствовать о нем миру.  

  В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф. 5:16). Свет свидетельствует о радости, счастье. Но нередко мы видим угрюмые лица у людей, считающих себя верующими, и сами не выглядим счастливыми. Это происходит от того, что мы глубоко ошибаемся в понимании покаяния. Мы уделяем чрезмерное внимание нашим неправильным помыслам. Мы бесконечно рассматриваем, прокручиваем в голове свои мысли и жизнь. Чего стоит только наша исповедь! Мы не умеем исповедоваться: приходим и начинаем рассказывать все события «от Адама», а то и обвинять других. Разве это исповедь? В чем здесь покаяние и счастье?

  Исповедь есть Таинство, в котором мы получаем прощение грехов и силу от Господа для того, чтобы преодолевать свои страсти. Мы счастливы, что имеем возможность идти к своему Господу Иисусу Христу, получить от Него прощение, потому что Он Многомилостив, быть на службе, подойти к Чаше и соединиться с Богом! А мы приходим и как-бы говорим: «Господи, подожди со Своим прощением, ведь это я пришел!»

  Подумаем, какое же счастье в том, чтобы, вместо покаяния, изводить себя на ровном месте? То же происходит и в нашей повседневной жизни. Зачастую в нашем представлении верующий человек должен все время ходить печальным. Но преподобный Серафим Саровский встречал всех приходящих словами: «Радость моя!» Это свидетельствовало о жившей в его сердце Небесной радости. Когда человек спрашивал совета старца, преподобный Серафим говорил с ним о покаянии, послушании, молитве как о средствах обретения счастья, стяжания Духа Святого. Молитва есть обращение к Богу; покаяние помогает увидеть Бога, ибо только чистые сердцем Бога узрят, а там, где есть грех, не может присутствовать Господь.

  Покаяние открывает сердце человеческое для видения Бога. Но слишком много мыслей, переживаний и чувствительности приводит не к покаянию, а к тому, что за псевдо-благочестием человек не может по-настоящему покаяться. Многие, кто пошел по пути чувствительности, впали в прелесть и оказались в руках диавольских. Они думали, что служат Богу и приносят покаяние, а оказалось, что просто упиваются самими собой. Неумение радоваться и благодарить Бога – это один из признаков того, что человек ошибается в своем христианском пути. Мы также не умеем радоваться и за своих ближних.

  Будем же помнить о том, что пребывание в Церкви, в Теле Христовом – это и есть счастье. Но необходимо помочь счастью прийти в наши сердца. Не нужно ничего специально придумывать, чтобы быть счастливыми. Господь для нас уже все сделал. Он Сам Себя принес в этот мир и отдал за наше спасение. У нас есть святая Литургия – Тайная Вечеря. Святые Отцы и равноапостольный Владимир, память которых мы празднуем, передали нам сокровище Православной веры. Что еще нам нужно? Мы уже счастливы!

  Конечно же, в нашей жизни есть скорби, болезни и трудности. Но, если быть честными, наша скорбь намного меньше, чем скорбь ближнего.  Среди всего человечества совершенно точно можно найти кого-нибудь, чья скорбь больше нашей. Например, нельзя сравнивать понижение в должности и потерю близкого человека. И даже по сравнению с человеком, потерявшим близких, есть кто-то, кто несет еще большую скорбь. Но главное даже не в этом. Если вернуться к нашей основной мысли – счастью пребывания человека в Церкви, то причина этого счастья в том, что в Церкви есть Бог. А Бог желает, чтобы мы были счастливыми. Если что-то и происходит в нашей жизни, и трудно принять это сразу, то нужно понять: быть счастливыми и довольными – не значит жить бездумно и только улыбаться. Человек должен и мыслить, и чувствовать, и сопереживать. Но именно доверие Богу, упование на Него делает нас счастливыми. Апостол Павел говорит: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

  Пусть Господь и счастье в Нем будут нашей жизненной целью. Будем доверять не своим помыслам, но Богу. Наши неправильные, а то и греховные мысли отнимают время и силы, требуя внимания и интеллекта, участия души и чувств. Будем же беречь и умножать свои духовные силы доверием и благодарностью Богу, смирением, радостью и счастьем во Христе, и использовать их на служение Господу, Церкви, нашим ближним».

28 июля 2019 г.