15 февраля 2019 г., в день Сретения Господня, в нашей обители состоялось праздничное Богослужение, которое совершило духовенство обители. По завершении божественной литургии священнослужитель монастыря иерей Димитрий Комаров огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи и обратился к молящимся с проповедью:
В сегодняшнем Евангельском чтении и богослужении мы слышали о том событии, которое сегодня празднуем: сорокадневный Младенец-Господь, согласно ветхозаветному закону, был принесен в храм и встречен праведными людьми. Празднование этого события совершалось уже в четвертом веке, однако ему не сразу дали единое название.
Сначала праздник называли сороковым днем по Рождестве Христовом. Он как-бы завершал празднование Христова Рождества, так как эти исторические события тесно связаны между собой. Рожденный Богомладенец на сороковой день был принесен в храм, чтобы за Него, как за Первенца, была вознесена жертва Богу. Также должен был совершиться обряд очищения Пресвятой Богородицы, хотя Она и не нуждалась в очищении, ибо без болезни родила Спасителя. Но Сам Господь в Евангелии сказал, что «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Господь должен был исполнить закон в точности и во всей полноте так, как не могли его исполнить грешные люди. И Его Пречистая Матерь стремилась во всем поступать богоугодно, по заповедям Божиим.
Праздник Сретения имел и другие названия: например, на западе его называли днем Очищения Приснодевы Марии или днем Представления Христова. Но эти названия не вполне отражали его духовный смысл. И наконец на православном Востоке ему дали название Сретения Господня, то есть встречи Господа с ветхозаветным человечеством. Столько веков ожидали Господа Адам, Ной, Авраам и другие ветхозаветные праведники, и вот теперь в лице праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы встретились с Ним, чтобы через некоторое время вновь встретиться с Ним, изводящим их из преисподних земли в райское блаженство!
Каким же образом праведный Симеон и Анна Пророчица могли представлять всю полноту ветхозаветных праведников? Дело в том, что мы привыкли к жизни эгоистической, сосредоточенной на себе лично. Но живущий духовно человек начинает чувствовать свою связь со всеми – от окружающих родных и близких до тех, кто уже почил, переживая на себе добрые последствия их молитвы. Ибо все мы пришли в храм по молитвам наших предшественников, которые сейчас находятся на Небесах и молятся о нашем спасении. Эта связь распространяется как на род человека, так и на все человечество, ибо все мы имеем общее существо.
Ощущая единство в Боге со всеми праведниками, святые Симеон и Анна смогли встретить Господа так, как встретил бы Его сам Авраам и другие праведники. Встреча эта была и по-человечески радушной, и одновременно духовной. Ведь они были водимы Духом Святым. Это выразилось и в содержании их пророчествова. Оно было истинным, исполненным глубокого и определенного смысла. Именно Дух Святой привел Симеона в это время в церковь, указал на конкретного Младенца и открыл, что это и есть Христос-Спаситель. Много младенцев было приносимо в храм, но Дух Божий указал только на Одного. Святой Дух открыл и то, что, благодаря Этому Младенцу откроются помышления многих сердец, многие покаются, и то, что Господь пришел не установить земное царство, а пострадать на Кресте, и Своим Крестом победить грех.
Пресвятой Богородице праведный Симеон предрек, что Ее душу пройдет оружие. Она будет невыразимо страдать, видя Своего Сына мучимого и распинаемого нечестивыми, беззаконными людьми, которых Он и пришел спасти. Хотя в словах праведного Симеона и было такое скорбное пророчество, но смысл его слов – радостный, так как они возвещают спасение всему человечеству. Поэтому он воспевает песнь, которую мы повторяем во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»
Молитва праведника содержит в себе глубокую отраду. Наконец-то люди встретили Обетованного Господа, Которого ждал весь народ Израильский. Даже язычники предчувствовали Его пришествие, и многие с радостью приняли Христа и пошли по Его стопам.
После Святого Причащения мы слышим и читаем ту же молитву, свидетельствуя о том, что мы отступаем от прежних грехов, получаем от этого облегчение и радость, и, соединившись с Господом, вместе с Ним начинаем новую жизнь. Встретившись с Господом, останемся с Ним навсегда. Бережно сохраним в себе Самого Христа и Его благодать, чтобы вместе с Ним пребывать в этой и будущей жизни, молитвами святого праведного Симеона Богоприимца, праведной Анны и всех святых.
Иерей Димитрий Комаров
15 февраля 2019 г.