28 декабря 2018 г., вечером, накануне дня памяти преподобной Софии Суздальской в обители состоялось праздничное всенощное бдение, которое совершило монастырское духовенство. Преподобная София - чтимая святая и постриженница нашей обители. Икона святой с частицей ее мощей находится в соборе монастыря.
Завтра, 29 декабря, монастырь также поминает своего духовника приснопамятного протоиерея Бориса Николаева (1915-2005), отошедшего ко Господу в этот день в 2005 году. В храме молились сестры обители, духовные чада протоиерея Бориса, прихожане монастыря. Многие из молящихся готовятся ко Причащению Святых Христовых Таин.
По завершении всенощного бдения священнослужители монастыря совершили в монастырской усыпальнице панихиду.
Краткая справка:
В XVI веке наш Богородице-Рождественский монастырь неоднократно упоминался в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением ее в стенах монастырского собора: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид». Святая княгиня пожертвовала своим семейным счастьем ради блага родной земли, совершив подвиг жертвенной любви.
Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.
Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.
Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Она видела в своем новом служении поприще для еще больших подвигов и благотворительности. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она усугубила свои молитвы о благе отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. «Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства "на постриганье". Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени» 1. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у современников.
Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Богородице-Рождественская обитель была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана с великокняжеским домом.
Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших своекорыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. Вопрос был поставлен ими так, что касался и блага отечества, и самого заветного желания великого князя – иметь сына-наследника. «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», - говорили князю бояре, намекая на необходимость развода.
В ближайшем окружения великого князя нашлись люди, которые смело объяснили ему всю противозаконность его намерения. То были митрополит Московский Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский, инок Вассиан. Нужно сказать, что, по свидетельствам древнерусских летописей, несмотря на опасения за судьбу своего рода и государства, великий князь долго не решался расстаться со своей супругой, которую искренно любил и с которой вместе прожил более двадцати лет.
Великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства. Соломония была пострижена в монашество с именем София в Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Спустя короткое время, беспокоимая любившими ее жителями Москвы, которые не до конца понимали ее шага и жалели ее, она была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.
Согласно свидетельству целого ряда летописей, развод супругов и пострижение великой княгини совершились по просьбе последней. Но, к сожалению, многие доверяют "версии" из записок австрийского посла Сигизмунда Герберштейна о насильственном пострижении. Не было вероятным, чтобы иностранный посол присутствовал при пострижении или же что с ним беседовали об этом заслуживающие доверия лица, следовательно, история о пострижении записана им, в лучшем случае, со слухов. Но даже если действительно что-то подобное произошло в жизни великой княгини, ее подвиг от этого не меньше, а больше2. «Любящим Бога, по слову апостола, вся поспешествуют во благое»3. То, что великой княгине суждено было переселиться из чертогов княжеских в монашеские келлии, послужило ей ко благу. Для преподобной Софии, которая и до пострига была по своему внутреннему устроению далеко не обычной мирянкой, Богородице-Рождественский монастырь стал дверью в иноческую жизнь , в новое, но, по существу, родное и близкое бытие в Боге. В суздальской же обители, в которой прожила она семнадцать лет в подвиге поста и молитвы, совершилось ее восхождение к вершинам святости. Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители.
Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний.
Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многих событий, происходивших у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, он верил в грядущее прославление преподобной.
Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX столетия. О личности и судьбе преподобной Софии стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде.
Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный Церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии. В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости. Тогда и Московская Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженницы. Этой святыне все мы имеем возможность поклониться.
1. Житие преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 5-6.
2. «Любящим Бога все содействует ко благу», – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 8, 28).
3. О том, что пострижение не было делом насильственным, свидетельствуют летописи: Никоновская, Софийская 2-я, Типографская и Псковская 1-я. О насильственном пострижении говорят Курбский и Герберштейн, который приехал в Россию после пострига великой княгини, спустя год. За предпочтительность свидетельства австрийского посла перед летописными не говорит решительно ничего, кроме его скандальности. См. об этом подробнее: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 731; Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Кн. IV. Ч. 1. С. 97. См. также Хижий М., свящ. Историческая справка // Житие преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской. 1995. С. 17—18.
Фотогалерея:
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.
- Всенощное бдение накануне дня памяти прп. Софии Суздальской. 28 декабря 2018 г.



































