Каждый день Церковь празднует память святых, имевших милующее сердце, исполненное любви к Богу, ближним и всякому Божию созданию. Они взрастили в своих сердцах Божественную любовь во время земной жизни. Это возможно и для каждого: об этом говорят нам святые и подвижники благочестия. Предлагаем Вашему вниманию высказывания о милости и милующем сердце.
"Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему". (Святитель Иоанн Златоуст)
"Если бы вы знали, как содействует молитве милостивое сердце! Если ты хочешь молиться подлинно, как должно, тебе необходимо стать милостивым человеком. Милостивым в полном значении этого слова. Когда человек скажет кому-нибудь доброе, поддерживающее его слово, сделает какое-либо доброе дело или окажет кому-нибудь милостыню, то его сердце непременно почувствует умиление, которое, в свою очередь, сподвигнет его к молитве. Доказано многими примерами, что когда милостивый человек станет на молитву, молитва его сразу же возносится к Богу, внемлющему ей. И наоборот, как об этом пишет святой Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву». Человек, который не имеет милостивого расположения сердца, похож на древо, не приносящее плода. Этим он хочет сказать, что сколько бы человек не нёс телесных подвигов, как-то – поклоны, посты, бдения, – если сердце его жесткое и немилостивое, сердце его глухо и не движется любовью ко всем людям, он не симпатизирует всем людям, как это делает Бог, – то, как мы уже сказали, делание его остаётся без плода. Знаете, вот как высоко значение милостыни, как об этом пишут отцы Церкви: «Милостыня даже без других добродетелей может спасти человека». И ещё, нечто большее: «Человек милостивый уподобляется Самому Богу». Как вы думаете, почему? Потому, что Господь безгранично милостивый. Когда священник служит литургию, в конце ектении он произносит возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе Славу воссылаем». Видите, одно из свойств Бога – милость. Вот и человек милостивый уподобляется Богу, а Бог, в свою очередь, не может не наделить такого человека Своей благодатью". (Митрополит Афанасий Лимассольский)
"Милостыня очищает от многих грехов. Речь идет не только о вещественной милостыне; гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает их грехи и недостатки, и просит Бога простить их". (Игумен Никон (Воробьев))
"Наша молитва, братья мои, – это всемирная милостыня, она охватывает весь мир и помогает исключительно много. Говорю вам по опыту, поскольку я тоже часто чувствую молитвы других людей и понимаю, что именно они помогают в нашем деле, покрывают нас и привлекают благодать Божию. Важно молиться о других, потому что таким образом мы выходим за рамки собственного эго и становимся причастны боли брата нашего, а другой человек получает большую силу на продолжение своей борьбы". (Митрополит Афанасий Лимассольский)
"Вера и любовь, как известно, сопутствуют всякой молитве. Без них нет и не может быть молитвы. Истинный подвижник благочестия, будь то мирянин или инок, или священнослужитель, молится по любви не только о собственном спасении, но о здравии и благополучии своих близких и знакомых. Совершая молитвенное правило, делая поклоны пред Богом, можно и должно поминать живых и усопших близких нам людей, но не в "многоглаголании", а кратко и со смирением". (Протоиерей Борис Николаев)
"Мы уподобляемся Богу... тогда, когда делаем правду, показываем человеколюбие, бываем добрыми и кроткими, оказываем милосердие к ближним, упражняемся во всякой добродетели (свт. Иоанн Златоуст).
"Без милости и чуткости к другим мы на спасемся". (Патриарх Сербский Павел)
"Прилепившийся к Богу непременно и как бы естественно любит и ближнего, потому что ближний есть образ Божий, а если – христианин, то и чадо Его, член Иисуса Христа, Богочеловека, и собственный член Его: зане есмы друг другу удове (Еф.4:25); уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф.5:30). А ко всему земному – к пище и питию и сласти, к красоте земной, к одежде, славе, – боголюбец равнодушен: ибо не может служить двум господам; ибо сердце его прильпе ко Господу, поглощено Им, любовью к Нему, и в Господе для него как бы исчезает все земное, вся прелесть мирская, даже исчезает собственное сердце его, ветхое, греховное, страстное, сливаясь с Богом в один дух: исчезе сердце мое; прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1Кор.6:17), потому что в Боге он просвещается и видит истинную цену всех вещей, земных и небесных, в особенности видит суетность, тщету всего земного, истинность, безмерное превосходство, вечность благ духовных; он находит в Боге и очищение грехов и свойственную нашему духу, но утраченную святость, мир, легкость, истинную свободу, радость в Дусе Святе; он находит в Боге и свойственную себе пищу и питие духовное, сладость духовную и одеяние духовное светлое, приукрашенное, белое как снег, и красоту неизреченную, которою он вечно восхищаться будет, и свет непреступный, которым вечно будет осияваться, и соответственное душе жилище, равно как и сам будет жилищем обители Святыя Троицы (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
"...Как нам... сделаться подражателями Христу? — Делая все для общего блага и не ища своего". (Святитель Иоанн Златоуст)
"Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...» «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6:36; Мф. 5:45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений" (Преподобный Амвросий Оптинский)
"Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога" (Священномученик Киприан Карфагенский).
"Одни копят себе деньги, а ты копи молитвы и милостыни" (Преподобный Макарий Великий)
"Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И (помышляя), что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это — от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности" (Священномученик Петр Дамаскин).
"Если хочешь уподобиться Христу, то прощай падшим грехи великие; потому что на малые и как бы общие не обращают многие и внимания, и прощают их по одной просьбе; а грехи тяжкие отпускаются только теми, у которых высока совесть пред Богом..." (прп. Исидор Пелусиот).
"Можешь помочь человеку - помоги; не можешь помочь - помолись; не умеешь молиться - подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли - это тоже оружие (в духовной брани против невидимого врага - Прим. сост.)". (Святитель Николай Сербский)
"Мы можем уподобиться Богу тем, если будем любить всех, даже и врагов, а не тем, если будем совершать знамения".(Cвятитель Иоанн Златоуст)
«Самое главное свойство праведности, ее отличительная черта - это любовь. Любовь не осуждает, она всегда стремится всех оправдать, всех помиловать. Любовь рассуждает о согрешающем: "Это враг-диавол его смутил". (Протоиерей Борис Николаев)
Духовник обители протоиерей Борис неоднократно повторял: "Милости не будет там (то есть у Бога), коль немилостив ты сам". И он приводил слова преподобного Исаака Сирина о том, что сердце истинно милующее распаляется любовью к Богу и всякому созданию Божию - от Бога до человека, от человека до скотов, и от скотов даже до злых духов (в отношении последнего отец Борис советовал быть крайне осторожными). От любви ко всему творению, "при воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».
Пусть Всеблагой Господь поможет нам стать истинно милостивыми и взращивать в своем сердце всеобъемлющую Божественную любовь!
14 ноября 2018 г.
Использованы фото и материалы сайтов: http://www.pravoslavie.ru/67515.html
http://www.pravoslavie.ru/83984.html
http://www.pravoslavie.ru/73581.html
//mbrsm.ru/category/predshestvenniki/
http://russlovo.today/rubricator/persony/svyatitel-nikolaj-serbskij
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt50.html
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt159.html