Как обрести радость? Слова духовных наставников

 

  Многие люди, в числе которых и мы сами, часто спрашивают, как обрести духовную радость и исполнить слова Апостола: «Всегда радуйтеся» (1 Фес. 5, 16).  Вопрос может звучать и так: как возвратить потерянную радость? Ведь вокруг нас и в нашей жизни немало скорбного и печального. Радость – это плод духовный, а стяжание Духа Святого – цель христианской жизни и наука из наук, о которой невозможно сказать в двух словах. На наш вопрос можно найти ответ в высказываниях духовных наставников, в поучениях святых Отцов и Учителей Церкви. Тема обширна, и мы предлагаем Вашему только некоторые высказывания о радости, которую человек может иметь в Боге и Его Церкви. 

  Путь к радости – это путь духовной жизни

 «Истинная радость для христианина – это не громкое внешнее веселье, а обновление душевных сил через прикосновение Божией благодати». (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

 «Радость происходит от внутреннего, духовного состояния человека. Радость есть не что иное, как прикосновение к нам Божественной благодати, той самой, которую мы чувствуем, в первую очередь, причащаясь Святых Христовых Таин; это тихое, мирное состояние души. А у людей духовно просвещенных это не просто тихое состояние, а это избыточествующая сердечная радость, которая оказывается самым ярким, самым сильным, в положительном смысле слова, проявлением человеческой души». (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

 «Когда человек освобождается от тяготения злой силы, он чувствует радость Божиего присутствия, потому что, чем меньше зла, тем больше добра в сердце, а вместе с добром — радости, мира душевного, того, что мы называем простым словом «счастье». (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово, произнесенное в нашей обители 14 апреля 2013 г.)

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, игумения Викторина и сестры ставропигиальной обители. 25 апреля 2016 г. Фото В.Ходаков

 «Преподобный Серафим Саровский, встречал всех приходящих к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И собеседникам передавалось радостное состояние старца. Такую радость невозможно сделать искусственно. По словам апостола Павла, она является духовным плодом. Но как созревает плод? Каждый садовник знает, что нужно приложить много труда, чтобы взрастить дерево, и еще больше потрудиться, чтобы оно принесло добрые плоды. Но далеко не все зависит от садовника. Если не будет достаточно солнечного света и тепла, то плоды могут не вызреть, а если не будет достаточно влаги – погибнет и само растение. Не только тепло, но и холод, и непогода приносят свою пользу. Духовный же плод созревает тогда, когда мы стремимся к Богу и прилагаем усилия для того, чтобы очистить наше сердце, а Бог, видя наше желание и усердие, посылает нам помощь, а в нужное время  дарует и преуспеяние». (из беседы игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о пасхальной радости)

  Радость и добродетель взаимосвязаны

«Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть радость о Господе»  (свт. Василий Великий)

«Радость... духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел, — посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать» (свт. Иоанн Златоуст)

«...Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием, потому что веселие — спутник добродетели и благости» (свт. Василий Великий)

«Радость есть признак совершения всякой правды...» (прп. Феодор Студит).

  «Господь не спросит нас, сколько мы сделали, а спросит, совершили ли то, о чем говорили. Это дает нам надежду и силу. От нас не требуется идти пешком в Иерусалим, совершать колоссальные строительства, накладывать на себя какие-то подвиги, но просто быть целостными. Если мы сказали слово, то должны его исполнить. Пусть это будет меньше, чем у всех, но это будет гармонично. Тогда каждый из нас сможет услышать от Господа: «Прииди, возлюбленный Отца Моего…» Человек спросит: «Господи, как Ты меня никчемного, недостойного и немощного призываешь к Себе?» И Господь ответит Ему: «Я был болен и в темнице –  и ты Меня посетил, Я был наг – и ты Меня одел, Я был голоден – и Ты меня накормил. Я всегда был с тобой». (Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност)

 Жажду Бога невозможно удовлетворить ничем иным

«Во все времена падший человек повторяет одну и ту же ошибку. Приписывая и присваивая себе то, что дал ему Творец как дар, и что принадлежит только Богу, он уходит от Небесного Отца «на страну далече». Куда же можно уйти от Бога? Человек удаляется от Господа не территориально, а своим сердцем, мыслями, желаниями, намерениями. Бог, сотворивший его свободным, не препятствует ему. И не понимает человек, что взяв «свою часть» у Отца, он уже ничего не имеет. Благодатная связь с Богом прерывается. Блудный сын опустошен, и если не остановится и не обратится к Богу, то события будут развиваться точно по Евангельской притче.

    Блудный сын расточил достояние Отца. Но кто может дать ему равноценное? Только Отец. Испытывая большую нужду, скорби, голод по Богу, человек пытается насытить душу тем, что предлагает греховный мир, но чувствует, что это невозможно. Он уже рад и пище свиней, но и этого не получает. И здесь проявляется великая милость Божия к человеку! Ведь Небесный Отец продолжает заботиться о блудном сыне, Его Промысл не прекращается. Просто блудный сын должен осознать свое крайне бедственное положение без Бога, и чем быстрее осознает, тем лучше для него. И мало осознать свое положение. Нужно еще встать и идти к Отцу». (из беседы игумении Викторины (Перминовой) с сестрами в Неделю о блудном сыне)

  "...Ваши предшественницы, а также проповедовавшие здесь слово Божие священнослужители были замечательными людьми, своим примером указывавшими путь к Небесному Царствию. Мы же, их преемники, не всегда направляем жизнь к этой цели, но и в наших сердцах есть стремление к Богу, которое невозможно до конца угасить и удовлетворить ничем иным. Возможно, мы не достигаем того совершенства и тех духовных высот, что подвизавшиеся ранее нас. Но у нас есть желание и благое намерение. А святые отцы упоминают о том, что Господь «и намерение целует»" (митрополит Истринский Арсений. Из слова, произнесенного в нашей обители накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 20 сентября 2017 г.)

Радость и мир - плоды молитвы, трезвения и труда

«Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло» (свт. Иоанн Златоуст)

«Молитва - основание всякого блага и способствует достижению спасения и Вечной Жизни. Великое благо - молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от этого немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом… Молитва - священный посланник; она веселит сердце, успокаивает душу, возбуждает страх наказания и желание Небесного Царства; учит смиренномудрию, приносит познание греха» (свт. Иоанн Златоуст).

«Трезвение есть духовое художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощию совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница… Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией (прп. Исихий Иерусалимский).

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в нем покой» (прп. авва Исаия)

«Если делаете какое-либо рукоделие, то трудитесь с полным усердием, но не заботьтесь знать, кто более наработал в неделю, ты или брат твой: ибо таковое изыскание безрассудно. Если вместе с братиями выйдешь на послушание, не желай, чтобы знали, что ты более всех потрудился. Ибо дело, совершаемое в тайне, Богу благоприятно» (прп. авва Исаия, 60, 41).

«Труды временной жизни приобретут вам великое дерзновение в жизни будущей; и нужды настоящей жизни будут для нас в упокоение, возвышение и похвалу в жизни будущей, и нынешний плач обратится для вас в утешение и покой» (прп. Ефрем Сирин).

Радость от веры и доверия Богу

 «Является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» (свт. Андрей Критский)

  «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» (прп. Иустин (Попович))

«Душа, которая предала себя воле Божией, ничего не боится и ничем не смущается. О всем, что происходит, она говорит: так хочет Бог». (старец Фаддей Винтовницкий)

  «Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию». (прп Паисий Святогорец).

  «...Когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: «Господь смотрит на меня; чего мне бояться?» (прп. Силуан Афонский).

  Радость и скорбь

 «Все люди стремятся к радости, и это вполне естественно. Но для чего нам нужны скорби и страдания? В скорбях, если правильно их переносить, заключается наше благо. Они очищают и исцеляют душу. Через скорби Бог приближает нас к себе. Беспечальная, беспечная душа часто рассеивается, черствеет и не обращается ко Господу, а скорбная – собирает свое внимание, становится более чуткой и милостивой к ближним и в своем страдании ищет Бога. И Господь, отвечая на стремление Своего создания, обращается к душе и неизреченно утешает ее». (из беседы игумении Викторины (Перминовой) с сестрами «Скорбь и радость»)

  «Радость о Господе… имеет свое начало, корень и основание в узах, в бичеваниях, в гонениях, в худой молве, и вообще в предметах скорбных, но конец ее вожделенный» (свт. Иоанн Златоуст)

  «Хочешь радоваться? — понеси прежде крест. Радость — цель; крест — средство» (свт. Феофан, затв. Вышенский).

 «Много подвигов и трудов предстоит приходящим к Богу, но за ними — неизглаголанная радость. Желающие разжечь огонь сначала задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами» (прп. Синклитикия).

 «Страждущая добродетель сильнее, выше торжествующего (временно) зла и гораздо действеннее последнего». (протоиерей Борис Николаев)

  «Будем же смиренно просить Господа о том, чтобы Он даровал нам помощь и научил переживать скорбные обстоятельства. Ибо скорбные они, по большей части, не для нас, а для наших страстей. А если мы скорбим от того, что не исправляемся, то не будем впадать в уныние, но обратимся к нашей Усердной Заступнице. И пусть, по Ее молитвам, Господь поможет нам приносить деятельное покаяние, приближаться к Нему и обретать в Нем истинную радость». (из беседы игумении Викторины (Перминовой)  с сестрами «Скорбь и радость»)

  Радость и вечная жизнь

  Преподобный Серафим Саровский как-то открыл своему собеседнику: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал бы мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение; вот я восхищен был в эти обители, только не знаю, с телом или вне тела. Бог весть — это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в которой водворяются праведных души».

  Радость от покаяния

«Когда Господь хочет утешить скорбящую душу, то дает ей радость, слезы, умиление, и мир душевный и телесный, а иногда и Сам Себя являет душе… Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость» (прп. Силуан Афонский)

«Конечно же, мы все – рабы греха, и у нас нет такой большой любви к Богу. С другой стороны: что нам делать? Мы – слабые люди, рабы своих страстей. Но мы любим Господа. Как говорится в молитве Дня Святой Пятидесятницы: «Согрешихом, но от Тебе не отступихом». Да, мы согрешили, но мы тебя не покидаем. Сколько бы у нас не было грехов, все равно Ты – наш Бог, мы – Твои дети. И, сестры, то, что должно находиться внутри нас, это не только сознание наших грехов, но и Крест Господень. Мы должны говорить: «Неужели мои грехи могут победить Кровь Господню?» Господь нас спас Своей Кровью, Своей Жертвой, Своим Крестом. Он же не за наши дела нас спас. В своем Послании к Римлянам Апостол Павел говорит, что мы должны чувствовать такую благодарность, признательность Богу за то, что Он нас спас, хотя мы и недостойны этого. С большим смирением и большой признательностью мы должны благодарить Господа за Его любовь. Да, мы нечистые, да, мы грешные, но Он – Бог, Он – наш Отец, Он ради нас стал Человеком, пролил кровь и за нас был распят. Что касается покаяния, то само это слово на греческом означает «изменение ума, смена мышления». Начинается оно со скорби о своих ошибках и грехах и проходит через весь путь нашей жизни». (Митрополит Афанасий Лимассольский)

 «Мы сами, собственными грехами удаляемся от Бога, а потом жалуемся, что Бог из нашей жизни куда-то “исчез”. А Он никуда не исчезал. Бог всегда близ и готов подать нам благодать и помощь, но мы, к сожалению, не можем ее принять. Почему? Потому что мы холодны к Богу, далеки от Него. Нам необходимо обратиться к Нему всем сердцем, как сделал это блудный сын, полностью признав себя виновными в содеянных грехах, без всякого самооправдания. Сделать это нужно так, как мы слышим в стихе псалма – «непщевати вины о гресех». Нужно смирить себя перед Богом, искренне ощутить свое недостоинство. Святые отцы воспевают: “Недостойно стояще в пречистом дому Твоем, вечернюю песнь воссылаем”. И блудный сын сказал отцу: “Несмь достоин нарещися сын твой”» (Протоиерей Борис Николаев).

   "Придя в себя, блудный сын сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему». Так просто и ясно говорит Спаситель о том, что нужно сделать. Мало осознать свое положение. Нужно еще встать и идти к Отцу". (из беседы игумении Викторины (Перминовой) с сестрами в Неделю о блудном сыне)

  Радость от участия в Таинствах Церкви и церковной жизни

   «Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем… Где, в самом деле, такая пристань, как Церковь? Где такой рай, как наше собрание? Нет здесь змея — наветника, но Христос, открывающий тайны. Нет Евы, виновницы падения, но Церковь – восстановительница падшего… Поэтому не погрешил бы тот, кто назвал бы Церковь лучшею ковчега, потому что ковчег принимал животных и сохранял их такими же животными, а Церковь принимает животных, и переменяет их. Например, вошел туда ястреб – и вышел он (оттуда) ястребом, вошел волк – волком и вышел; а здесь – кто входит ястребом, выходит голубем, входит волк – выходит овца; входит змея, и выходит ягненок. Не потому, что переменяется природа, а оттого, что зло изгоняется». (свт. Иоанн Златоуст)

  «Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. …Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.

  Следует понимать, что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви, ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви – что ни делай, ничего выходить не будет». (свт. Феофан Затворник)

   «Радость духовная имеет мистический, таинственный характер. И виновником этой радости является Бог. Ощущение радости приходит тогда, когда мы не просто ходим в храм и не просто молимся, а участвуем в таинствах Церкви и это участие неформально. Основа радости - быть причастником Божеского естества. Какая радость приходить к Господу, зная, зачем мы к Нему приходим! Но к этой встрече с Богом нужно готовиться. Нужно жаждать причастия и исповеди. Мы идем в храм в первую очередь для того, чтобы обожиться. Мы должны стремиться соединиться со Христом и духовно, и телесно в Причастии. И вот это сознание того, что мы вместе с Богом, не может оставлять человека равнодушным». (священник Валентин Уляхин, преподаватель Нового Завета ПСТГУ, клирик храма Троицы Живоначальной в Вишняках. http://www.nsad.ru/articles/poteryannaya-radost )

 «Как велика Сила Божия, и какая великая тайна в том, что существует Церковь земная и Церковь Небесная! И, когда мы проходим на земле свое земное поприще, то мы не одни, потому что с нами Ангелы и святые Божии. И как важно для нас не забыть о том, что мы не одиноки. Многие сегодня ищут общения и замыкаются в своем одиночестве, виртуальном или же реальном, а ведь рядом с нами такие же, как и мы, христиане, рядом с нами – Божии люди и Ангелы. И то, что мы их не видим, не означает, что их нет. Мы не видим радиоволны, различные излучения и многого другого, что воздействует на человека. Так не все видят и Ангельский мир, хотя есть и те, кто его видит. Но в жизни каждого человека, даже самого отъявленного безбожника, есть примеры, когда какая-то неведомая сила даже его, отступника и богохульника, спасала. И если его это сегодня не вразумляет, то когда-нибудь вразумит. Ибо Господь ждет нашего обращения… Поздравляя же с днем Ангела, мы утешаем друг друга, как бы говоря: «Ты не один! У тебя такой великий предстатель на Небе, он так за тебя ходатайствует! Поэтому тебе не о чем унывать. Нужно денно и нощно благодарить Бога и радоваться, ибо у тебя есть Небесный покровитель». И в этом наша радость, и наше слово благовестия друг другу – не унывать, а утешать друг друга, ибо с нами Бог, Ангелы и наши Небесные покровители, которые достойно прошли свой земной путь. Наши святые заступники удостоились быть рядом с Богом, одесную Его, и им дана от Бога сила и власть помогать нам идти по земному пути». (архиепископ Сергиево-Посадский Феогност).

   Радость от благодарности Богу

  «Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его» (сщмч. Петр Дамаскин)

  «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога — и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога — и худое прекратится». (свт. Иоанн Златоуст)

  «Если мы за то благодарим, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, — смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола; в-третьих, показал, что случившееся (с тобою) ничто... Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает, а Бог. как приявший честь, в воздаяние награждает тебя большей честью. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое, имея чистую совесть, — она услаждается своими похвалами... Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога, он, поистине, ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. Ведь и у него стоит палач, принуждающий отречься от Бога богохульством, стоит диавол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий (душу) скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический. Если, например, болит дитя, а (мать) благодарит Бога, это — венец ей. Не хуже ли всякой пытки скорбь ее? Однако же она не заставила ее сказать жестокое слово». (свт. Иоанн Златоуст).

 «Слава Богу! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят и окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольства, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: Слава Богу!» (свт. (Игнатий Брянчанинов)).

«Благодарю Тебя, Владыко, за то, что я страдаю более неправедно. Если же праведно, то да будет мне (это), Христе, во искупление грехов и во очищение от бесчисленных прегрешений моих» (прп. Симеон Новый Богослов)

Радость от послушания

«1-го июля 1932 г. пришел ко мне со Старого Русика Отец Пантелеимон. Я спросил его, как он поживает, и он с радостным лицом отвечает:

– Очень я радуюсь.

– Почему же ты радуешься, – спрашиваю его.

– Все братья меня любят.

– За что же они тебя любят?

– Я всех слушаюсь, когда меня кто куда пошлет,– говорит он.

И подумал я: легок путь в Царствие Божие. Он обрел покой через послушание, которое творит ради Бога, и потому на душе его хорошо». (прп. Силуан Афонский)

«…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец». (прп. Лев Оптинский)

  Радость  от смирения

  «Смиренномудрому никогда не встречается такая нужда, которая приводила бы его в смущение или смятение».(прп. Исаак Сирин)

  «Смирение - это источник всех благ… Оно источает тебе все прекрасное, приближает тебя к Богу, вводит в содружество с Ангелами, открывает тебе сокровеннейшие тайны, исполняет тебя всякой премудрости, обнажает перед тобой глубины, показывает тебе неведомое. Оно преклоняет перед твоей славой и покоряет ей высокомерие гордых, сеет мир внутри тебя, чистые помыслы в сердце твоем и делает светлым твое лицо. Смирение не дает места раздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, а, напротив, исполняет тебя любви, мира и веселия - не людской радости, не веселия сильных земли, но радости духа, веселия мудрости». (прп. Ефрем Сирин)

  «Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но с простотой и непорочностью служит Господу во святыне, в мире и в радости духовной». (прп. Ефрем Сирин)

  «Сначала от плача по Богу рождается смирение; потом от него приходят неизреченные радость и веселие; вокруг же смирения по Богу вырастает надежда спасения. Ибо чем более грешным от всей души считает себя кто-нибудь, тем больше вместе со смирением разрастается в нем надежда, как цветок внутри сердца его, и он достоверно узнает, что будет спасен. Чем больше человек познает душевную свою бедность и окаянство, тем более смиряется: познание нищеты смиряет человека. Чем более смиряется, тем более обретает благодать у Бога, Который "смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5)». (свт . Тихон Задонский)

  «Вопрос: Владыка, благословите! Можно ли попросить Вас рассказать, хотя бы кратко, о старце Паисии и других афонских подвижниках, которых Вы знали лично – как они стремились к Богу, как любили Бога и ближних?

  Митрополит Афанасий: Они все начали с нуля и потихоньку, сами не понимая этого, с простотой, дошли до такого духовного уровня, что стали творить чудеса. Старец Паисий мне говорил: «Каждый раз у меня внутри происходит борьба с унынием, так, что я боюсь потерять свою душу. А они думают, что я – святой». И в этот же момент он творил какое-нибудь чудо. Я говорю ему: «Ну, хорошо, старче, как сказал один простой человек, если ты не святой, то почему ко мне не приходят на меня посмотреть, а к тебе приходят на тебя посмотреть?» Он мне ответил: «Ну что за вещи такие ты говоришь! Разве это показывает, что я святой? Это Господь так делает, чтобы меня пробудить, чтобы я пришел в себя, а я еще хуже становлюсь». Святые люди никогда не видели, что они как-то преуспевают. Они всегда говорили: «Я ничего не добился, я – ничто». Как-то раз мы плыли на корабле вместе со старцем Паисием с Афона в Уранополис. Мы сидели вместе, и к нам подошел один аскет, хороший монах. Он сел рядом со старцем Паисием. Такой серьезный, простой человек. Много лет он провел на Афоне, никуда не выезжая. Он постоянно говорил: «Что со мной происходит? В мир пришлось выехать. Все, что у меня было, я растеряю». Через каждые пять минут он повторял: «Ох, все, что у меня было, потеряю!» Старец Паисий ничего ему не отвечал. В конце концов, он тронул отца Паисия за рукав и сказал: «Старче, я очень расстроен. Все, что я собирал эти годы, я растрачу». Старец Паисий засмеялся, но ничего не сказал. И тот монах с недоумением спросил старца: «Отче, а что же ты не расстраиваешься?» Тогда старец ему ответил: «Послушай меня, отец, у меня ничего нет, и я ничего не потеряю». (Митрополит Афанасий Лимассольский. Беседа с сестрами обители.)

  Радость от беспристрастного отношения к земным благам

«Отнимать у меня нечего, кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение для меня не страшно, потому что куда меня ни заточат, везде земля Господня; смерть даже благодеяние, потому что соединит меня с Господом. (свт. Василий Великий)

«Перенося милостынею тленное имущество свое на Небо, христианин неприметным образом перенесет на Небо свое сердце...» (свт Игнатий (Брянчанинов)

  Радость – от любви к Богу и ближним

«Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего; так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе» (свт. Феофан Затворник).

«  Апостолы, по Вознесении Господнем, возвратились, как сказано в Евангелии, «с радостью великою». (Лк.24:52).

Господь знает, какую радость Он дал им; и души их переживали сию радость.

Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа.

Вторая радость, что они возлюбили Его.

Третья, что они познали вечную небесную жизнь. И четвертая радость – они желали миру спасения, как и себе.

А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует» (прп. Силуан Афонский).

«  Что... может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и матерь всех благ. Это — добродетель, чуждая какого бы то ни было лишения, добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренно усвоившим ее». (свт. Иоанн Златоуст).

  «Авва Агафон говорил: "Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня".  Брат сказал авве Агафону: "Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби". Старец отвечал: "Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь"» (Древний Патерик).

  «Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям» (свт. Игнатий (Брягчанинов)).

«Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим… Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (прп. Амвросий Оптинский).

  «Велика, священна и спасительна заповедь любви! Она не тяжела и не обременительна, но, напротив, освобождает нас от всякого страха и от всех бед и невзгод. Ибо когда мы любим, то мы свободны и спокойны. Сердце наше не терзается ни ненавистью, ни страхом, ни завистью, никакими другими страстями – оно спокойно, потому что в нем живет благодать Святого Духа. А благодать не войдет в сердце злокозненное, злобное и страшливое, но войдет в сердце любящее и благодарное. Итак, если мы сделаем главное, то все остальное будет с нами, а если не сделаем главного, то все остальное будет пустым и никчемным. И да поможет нам Господь не убояться, а полюбить. Тогда мы освободимся от множества страхов и противоречивых страшных чувств: зависти, ревности, неблагодарности, предательства. Все это не будет в нас жить, потому что в нашем сердце будет любовь к Богу и ближнему». (Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност).

  «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15).

«Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль». (свт. Иоанн Златоуст)

  «Как же мы говорим, что доверяем Богу и веруем в него, и вместе с тем не можем порадоваться за ближнего и не осознаем, что наш Господь – Владыка всего, и Он решил дать ближнему эти блага? Кто ты, чтобы завидовать, роптать и осуждать Бога, Который дал другому человеку такой дар? Все просто и ясно, но сколько болезней и скорбей происходит у нас от зависти! Зачастую мы не можем принять ни того, что Бог дал дар другому человеку, ни собственный дар, который нам нужно развивать. А нужно принять данное Богом и порадоваться за другого человека. Это начало и конец духовной жизни: ведь когда мы радуемся и благодарим, Господь дает нам сторицей, как в Евангельской притче, где удвоились данные таланты.  Потому Господь и говорит устами пророков и апостолов: «Радуйтесь…, и паки реку, радуйтесь (Флп. 4, 4)». «Радуйтеся и веселитеся , яко мзда ваша многа на небесех».  (Мф.5:11-12)

  Нам нужно радоваться и благодарить Бога, и всеми силами искоренять из себя зависть: ловить себя на мысли, не развивать зависть в своих помыслах, а тотчас же каяться и просить прощения у Бога и ближних. И тогда жизнь наша будет гораздо счастливее и радостнее уже здесь, на земле, потому что мы воистину будем благословлять Бога и благодарить Его». (Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност)

  О происхождении уныния и борьбе с ним

  «Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».(прп. Амвросий Оптинский)

  «Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете (духовные книги), я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу». (прп. Амвросий Оптинский)

 «Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах». (прп. Амвросий Оптинский)

  «Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния». (прп. Лев Оптинский)

  «Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят». (прп. Лев Оптинский)

  «Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами». (прп. Антоний Оптинский)

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва». (прп. Макарий Оптинский)

 «Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». (прп. Амвросий Оптинский)

  «Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и». (прп Амвросий Оптинский)

  Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде: «В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

  «Приходит уныние, как учат святые Отцы, от… праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию могут привести и предшествовавший гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или - неудачи в личной жизни, работе и тому подобные неприятности.

  Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.

  Предаться отчаянию значит прекратить связь с окружающим миром и не иметь общения с Источником нашей жизни - Богом. "Не хочу жить, пропал интерес к жизни, и нет в ней никакого смысла" - такие слова можно услышать от человека, одержимого отчаянием. Поскольку сей недуг весьма тяжек, то и преподобный [Ефрем Сирин] просит Господа избавить его от него. Порок этот таков, что надобно молиться против него настойчивой, неотступной молитвой. Сему и Сам Спаситель в Евангелии учит нас, говоря, что не должно никогда унывать, но должно всегда молиться (см.: Лк. 18, 1).

  Настойчивая, постоянная молитва, соединенная с верою в силу молитвы и помощь Божию, восстановит связь с окружающим миром и сохранит от уныния. С молитвой же надо соединять и труд очищения своей совести в Таинстве Покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Читать духовные книги и жить по заповедям Божиим - все это наилучшим способом будет предохранять от губительного духа уныния.

  Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам». (Архимандрит Кирилл (Павлов))

«Истинно радующийся человек – не тот, кто испытывает бурные эмоции. Радостный человек – тот, кто свободен от разрушительного действия скорбей и уныния. Никакая скорбь, приходящая к нему, не сможет поколебать его внутренний мир, а всякое уныние он побеждает надеждой на Бога. Радостный человек знает цену радости, потому что ради Бога он много скорбел, много пролил покаянных слез. На нем исполняется слово Христа: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф 5, 4). Истинно радующийся человек имеет ту радость, которую никто и ничто, кроме греха, не в силах у него отнять. Какую же?

  Наша Радость – это Господь. Пребывая с Ним, человек переживает пасхальную радость в своем сердце. Но духовный плод нужно не только стяжать, но и сохранить. Если мы в чем-то потрудились и принесли покаяние…, если получили от Господа радость…, то пусть наша жизнь перед Богом продолжается. Не будем терять покаянное чувство, собранность, стремление к молитве, не станем превозноситься над ближними, поддаваться духу праздности, уныния, любоначалия и празднословия, предаваться удовольствиям этого мира, которые иллюзорны и не приносят радости. Продолжим очищать наше сердце и стремиться к приобретению духовных плодов. И если наше сердце будет чистым, любящим, благодарным, то мы всегда будем радоваться о Господе». (из бедеды игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о пасхальной радости)

 

Использованы материалы нашего сайта, архива монастыря, а также портала Православие.ru 

http://verapravoslavnaya.ru/?Glavnaya__stranica

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/index.html

http://afonit.info/biblioteka/nastavleniya-afonskikh-podvizhnikov/o-doverii-bogu-sovety-afonskikh-startsev

Фото из архива обители и Владимир Ходаков.