2 ноября 2018 года работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» была продолжена в конференц-зале гостиницы «Semeli» в городе Никосия.
В рамках секции «Светильники духа. Современные подвижники благочестия –хранители духа древних монашеских традиций» участники рассказали о старцах и старицах, живших в период новейшей истории Церкви, тех, благодаря кому в сложный исторический период для православных христиан Кипрской и Русской Церквей не прервалась монашеская традиция, кто стал примером для современных иноков.
Координатором собрания в этот день выступила игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. В приветственном слове матушка Иулиания сказала, что это первый опыт проведения международного монашеского форума за пределами территории Русской Православной Церкви и поблагодарила организаторов конференции, особенно митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за предоставленную возможность поделиться друг с другом опытом монашеского делания. Затем игумения Иулиания попросила митрополита Исаию сделать первый доклад.
В своем выступлении на тему «Игумен монастыря апостола Варнавы, архимандрит Гавриил Сиокурос (1923–2013): святое лицо кипрского монашества» Высокопреосвященнейший Исаия рассказал о том, что старец Гавриил был для него образцом того, как должен жить монах. По мнению митрополита Исаии, он стал настоящим возобновителем подвигов древних преподобных отцов, сочетавших в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. В последние дни своей жизни он был духовником в Киккском монастыре, где начинал свой иноческий путь глава Тамасосской митрополии, а еще раньше, до того, как владыка принял монашеский постриг, руководил духовной жизнью его семьи. По словам владыки Исаии, старцу очень не нравилось, когда его рассматривали как замену Христу. «В центре, – говорил он, не духовник, но Христос, который благословляет духовника, чтобы он говорил правильные слова, которые направляют верующего в Его объятия». Хороший духовник – не тот, у кого много духовных чад, но тот, кому удается пусть и немногих отправить в рай, знакомя их с Иисусом Христом. Когда же митрополит Исаия стал епископом, главным посланием старца были слова о необходимости иметь снисхождение к другим и строгость к себе. Будучи исключительным примером духовного отцовства, он знал, что целью духовничества является помощь человеческой душе в обретении Бога. По словам Высокопреосвященнейшего Исаии, старец Гавриил не вмешивался в жизнь своих духовных чад, чтобы не лишать их свободы, но, обладая рассуждением, через этот дар приобретал души. Также в своем выступлении владыка Исаия привел примеры из подвижнической жизни старца о благополучном исходе опасных ситуаций, который имел место исключительно благодаря мудрости, кротости и молитве духовного отца митрополита. В заключение владыка напомнил, что в духовнике нуждаемся все мы. Но от нас требуется умение слышать его, чтобы научиться различать, какова воля Божия в каждом конкретном случае.
Епископ Туапсинский Дионисий, викарий Екатеринодарской митрополии продолжил тему современного подвижничества рассказом о старце Авеле, сначала монахе Святой Горы Афон, а затем наместнике Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. В докладе «Старец, игумен и отец – духовно-нравственный облик и жизненный подвиг архимандрита Авеля (Македонова)» Преосвященнейший Дионисий описал детские и юношеские годы жизни отца Авеля, которые пришлись на эпоху хрущевских гонений, рассказал о духовном подвиге старца в период его пребывания на Святой Горе, поделился личными переживаниями от общения с человеком святой жизни. Глубина любви отца Авеля к людям, его умение полностью посвящать себя нуждам ближних, трогательная отеческая забота о братии монастыря, по словам владыки Дионисия, заменили попечение родителей многим инокам, приходившим в монастыри из неполных семей, и научили заново почитать отца и мать. Особенно запомнился слушателям рассказ владыки о праведной кончине старца, которую отец Авель подготовил заранее настолько, что она не доставила братии никаких хлопот. Его уход в жизнь вечную, по словам владыки, не рождал в душах тяжелого чувства оставленности, а наоборот, вселял радостную надежду на воскресение мертвых. «Все, что батюшка говорил и делал, его живой пример навсегда сохранились в сердцах его постриженников и послушников. Наши отцы и матери прежних лет действительно совершали христоподражательную жизнь, и нам остается следовать их примеру и с помощью Божией преодолевать трудности, которые возникают на нашем монашеском пути», – подытожил епископ Дионисий.
Доклад представителя Кипрской Православной Церкви архимандрита Дионисия (Коптидиса) носил название «Настоятельница священной обители священномученика Ираклидия игумения Харифея как пример современной духовной жизни среди женского монашества на Кипре». Отец Дионисий подробно познакомил аудиторию с житием выдающейся подвижницы, приснопамятной старицы Харифеи, практически нашей современницы, которая в течение тридцати четырех лет несла нелегкий крест игуменства в обители, восстановленной ею из руин.
Матушка настоятельница молитвой, собственными трудами и мудрым руководством не просто отстроила и благоукрасила монастырь святого Ираклидия, главное – она создала обитель как духовный организм. По словам архимандрита Дионисия, она «в самом начале своего монашеского пути осознавала ответственность за сохранение монашеских традиций и за духовное окормление сестер». Сохранились и изданы дневниковые записи, письма старицы и ее духовные литературные труды, которые раскрывают этапы ее личностного становления и познания сути монашеской жизни. Она часто говорила, что монашеское жительство есть дар, данный Самим Богом, а не дело человеков. «Чтобы сложился и начал развиваться духовный организм, наставник должен плакать вместе с плачущими и радоваться с радующимися. Он должен снисходить на уровень любого из братии и иметь силу удержать его от падения и возвратить его к своей цели и обетам, данным перед Распятым Иисусом. Для этого требуется вместить в себя огромную любовь, большое терпение и мастерство...» – писала матушка Харифея. Безграничное самопожертвование ради ближнего, истинная любовь и неколебимая вера в Творца не оставляли ее до последнего вздоха. «Ее молитвы да помогут и нам сподобиться Божией милости», – заключил свое выступление отец Дионисий.
Митрополит Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, представил на конференции доклад «Современные монастыри Русской Церкви – опыт возрождения», в начале которого подчеркнул, что в течение 70-летнего периода гонений на Церковь в Советском союзе власть с особой жестокостью искореняла монашество, являвшее непоколебимый пример верности святому каноническому Православию. Владыка Арсений осветил деятельность тайных монашеских общин, окормлявшихся старцами-духовниками и объединявших насельников разогнанных обителей, тайно постриженных монашествующих и немалое число мирян, которые также воспитывались в этих общинах в строгом молитвенном духе, воспринимая лучшие дореволюционные церковные традиции. Эта во многом скрытая жизнь подвижников благочестия, а также духовный пример мучеников и исповедников веры оказали огромное влияние на подъем и возрождение Русской Церкви в 1990-е и последующие годы, явились закваской для современных поколений монашествующих.
Далее митрополит Арсений поделился со слушателями примером своего опыта общения со старцем схиархимандритом Серафимом (Мирчуком) в пору возрождения Святогорской лавры. Для братии лавры – молодых монахов – этот практический опыт был даром от Бога. Пример, приведенный владыкой Арсением подтверждает, в том числе, что нельзя говорить о безоговорочной утрате в ХХ веке преемственности монашеской традиции и традиции старческого духовного окормления. Так, отец Серафим явился живым связующим звеном между братией, готовой учиться жить по совету и в послушании, и – великими, ныне прославленными в лике преподобных, старцами Глинской пустыни, а также иными подвижниками, воплощавшими святоотеческий дух и наделенными благодатными дарами рассуждения и прозорливости. Благодаря молитвам и духовным наставлениям старцев буквально из небытия была восстановлена Святогорская обитель, и это «всего лишь один эпизод возрождения монастырей и монашества в нашем Отечестве, которое совершается не мудростию человеческой… но Всеблагим и Премудрым Промыслом Божиим», – сказал в завершение своего доклада Высокопреосвященнейший Арсений.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в своем выступлении продолжил тему доклада владыки Арсения, уделив особое внимание монашеской традиции иметь духовника (старца). «“Спасение во многом совете”, – говорили святые отцы… Преподобный Исаак Сирин предупреждает всех монашествующих: кто сам себе советчик, тот сам себе враг», – напомнил отец Мелхиседек. Жизнь по совету и благословению – аксиома монашеской жизни. Тем же, кто не следует совету духовника, преподобный старец Амвросий Оптинский говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит». Те же, кто следуют принципам монашеской жизни – послушания, всецелого исполнения монашеской заповеди, пусть услышат откровение оптинского старца Варсонофия: монашество – это блаженство, потому что оно дает ключ к внутренней жизни, а Царствие Божие внутрь нас есть (см. Лк. 17:21). Настоятель оптинского подворья в Москве также поделился с монашествующими своими воспоминаниями о старцах: архимандрите Кирилле (Павлове), архимандрите Иоанне (Крестьянкине) и почившем в 2018 году архимандрите Венедикте (Пенькове). Специально для участников конференции, говорящих на греческом языке, пресс-секретарь СОММ подготовил перевод наиболее известных наставлений архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о монашестве.
Вслед за этим аудитории был представлен доклад «Женское монашество на Кипре» доктора Костиса Кокинофтаса (Исследовательский центр монастыря Киккской иконы Божией Матери). Докладчик рассказал о первом из имеющихся свидетельств об устроении на Кипре женского монастыря: основателем этой обители стал святитель Трифиллий, епископ Лидры, ученик святителя Спиридона Тримифунтского. После того как святой был избран епископом, он возвел на средства своей матери Домники женский монастырь в Некоссии, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Домника. По желанию святого, в этом монастыре должны были находить приют монахини, которые путешествовали из Константинополя в Иерусалим для поклонения святым местам. Согласно историческим источникам, институт женского монашества продолжал существовать на Кипре вплоть до конца византийского периода в истории острова.
После завоевания острова турками в 1571 году женские монастыри прекратили свое существование, поскольку невозможно было оградить монахинь от насилия, тем не менее, само женское монашество продолжалось: монахини жили в своих родовых домах, прислуживали в храмах, тайно соблюдая иноческие обеты. Первая женская община на острове в новое время появилась в 1894 году, когда на Кипр из женского монастыря святого Константина на острове Хиос вернулась монахиня Феофано́. Свой дом она превратила в место собрания молодых женщин, которые хотели жить монашеской жизнью. До конца 40-х годов ХХ века уроженкам Кипра приходилось буквально бороться за свое право на монашество, так как в то время священноначалие в целом относилось к этому отрицательно. Большую поддержку оказал возрождающемуся женскому монашеству Макарий III (Мускос) (1913–1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. По его благословению в 1962 году трудами игумении Харифеи и нескольких сестер стал восстанавливаться монастырь святого Ираклия в Политико. За ним последовало создание новых женских обителей, большинство из которых возникали на месте заброшенных мужских. Сейчас на острове действуют 19 женских монастырей, в большинстве которых общежительный строй очевидно способствует их хорошей организации и процветанию. «Будущее женского монашества на Кипре многообещающе», – этими словами доктор Кокинофтас завершил свое выступление.
Завершился второй день работы монашеской конференции докладом игумена Петра (Еремеева), наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы «Тайные монашеские общины периода гонений на Русскую Православную Церковь и их связь с жизнью современных монашеских общин на примере Высоко-Петровского монастыря». В начале своего выступления игумен Петр напомнил собравшимся слова современного православного богослова Гавриила (Бунге), услышавшего рассказ о тайных монашеских общинах 1920–1950-х годов Высоко-Петровского монастыря в дни посещения обители: «Вы обладаете бесценным сокровищем. Вы не представляете, насколько важно, что существует эта связь». И хотя сегодня можно говорить о связи современного иночества с монашествующими периода гонений, скорее, в смысле личных контактов с дожившими до церковного возрождения постриженниками того времени, но и это безусловно имеет высокую ценность. Петровские общины, возглавляемые епископом Варфоломеем (Ремовым), существовали в самом центре Москвы вплоть до 1935 года под видом приходской общины сначала в стенах родной, но уже бывшей обители, а потом в расположенных неподалеку от нее храмах. Аресты 1935 года не уничтожили окончательно петровцев, но вместо единой монашеской семьи стали существовать отдельные малые семьи.
В самой же Москве вплоть до 1979 года продолжалась молитва в Знаменском скиту, организованном преподобномучеником Игнатием для тайных монахинь, чтобы они не были лишены опыта монашеского общежития. Сохранившиеся письма, наставления, проповеди – живое слово настоятеля и старцев Высоко-Петровского монастыря времен гонений, воспоминания монахини Игнатии (Пузик) и даже свидетельства о жизни монастыря, оставленные в документах допросов и других, «внешних» по отношению к жизни монастыря, являются наследством, которое милосердием Божиим досталось современным насельникам. «И нам еще предстоит научиться им пользоваться, освоить это наследие», – заключил отец Петр.
По окончании работы конференции митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, обращаясь к участникам, сказал:
«Я хочу вас заверить в том, что в Кипрской Православной Церкви сохраняется аутентичность православного древнего духа, и я говорю это, не потому что я киприот. Я много путешествовал по всему миру с миссионерской целью и никогда не боялся того, что кто-то может оказать на меня влияние, потому что православие было отпечатано в моей душе. Древние корни наших православных предков вошли в наши гены. Я всегда чувствовал радость, когда мог с помощью наследства, которое получил от Матери Церкви, кому-то помочь. Но когда я приехал учиться в Россию, я начал получать, а не отдавать, потому что православие в России не то что сохранилось, – оно процветало «в катакомбах», в сердцах простых мирян, которых мы встречали в Троице-Сергивой лавре и ее окрестностях (когда я говорил с некоторыми из них, мне становилось стыдно от того, что они больше молятся, чем я), в ее книгах, в ее истории. Когда мы посетили Казахстан, ГУЛАГ и другие мученические места, я получил огромный духовный опыт, который меня укрепил. Я никогда не смогу забыть Россию и ее духовенство, из-за того, что вы мне даровали. То, что мы немного позаботились об участниках конференции – это благодарность за то, что Россия дала миру. Миру нужна святость, нужен опыт новомучеников. К сожалению, мы живем в либеральном времени. Многие люди потеряли смысл жизни. Они лишь говорят о себе, что являются верующими, но самом деле – они атеисты. Они верят потому, что верит бабушка или потому, что кто-то сказал, что это хорошо. Но по сути – они не верят, и это видно из того, какую ненависть они проявляют к Церкви и ее служителям в трудный момент. И это лишь подтверждает тот факт, что мы живем в очень сложное время. Единственное, что нас спасает, это наш труд, который, конечно, есть. Монахи молятся в монастырях. Аскеты есть и сегодня. Благословение кровью новомучеников, молитва старцев пока позволяют нам держаться на ногах и надеяться на будущее. И за это все мы благодарны вам сегодня. Весь Кипр».
Вечером 2 ноября делегация Русской Православной Церкви отправилась в паломническую поездку в Киккский монастырь, где 3 ноября 2018 года была совершена Божественная литургия на церковнославянском языке, которую возглавил митрополит Святогорский Арсений.
Литургические песнопения исполнил хор студентов Московской духовной академии и семинарии, сопровождающий делегацию. В этот же день участники конференции посетили церковный музей, расположенный на территории обители, поднялись к «Трону Богородицы» и посетили захоронение архиепископа Макария III – первого президента Кипра.
Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи», проходившая 1-2 ноября в столице Кипра, г. Никосии стала значимым событием не только для монашества Русской Православной и Кипрской Церквей, но и для всего христианского мира. Участники форума получили ответы на многие духовные вопросы современной монастырской жизни, услышали советы духовно опытных людей, воспитанных подвижниками благочестия нашего времени, пережили радость общения в монашеской среде, помолились у древних святынь Кипра. Неоценимый опыт взаимного общения как с представителями кипрского монашества, так и друг с другом позволяет глубже осознать единство во Христе и находить пути решения практических вопросов внутренней жизни монастырей.
Краткая справка
В конференции приняли участие более 150 человек, в том числе: российская делегация в составе 56 человек; митрополит Вострский Тимофей, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре (Иерусалимская Православная Церковь); игумены и игумении Кипрской Православной Церкви; игумения Мария, настоятельница православного женского монастыря преподобной Марии Египетской в Уганде; ученые-богословы и благочестивые миряне
Фото: Владимир Ходаков
Фотоальбом конференции:
https://cloud.mail.ru/public/2UoX/Y5HiKsKWs