Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

  4 ноября 2018 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

  Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

  Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал еще и государственным праздником, именуемым День народного единства. Перед Казанской иконой молились наши ополченцы, чтобы одержать победу над врагом, засевшим в Кремле и Китай-городе, оккупировавшим центр Москвы, а значит, центр самой России, и претендовавшим на то, чтобы оккупировать всю нашу землю. Речь шла о спасении Отечества, но спасти его было невероятно тяжело, потому что сил у нас не было. А сил не было не потому, что мы были слабыми, а потому что мы были разделены на множество партий, каждая из которых боролась с другой, а иные еще и сотрудничали с оккупантами, желая, чтобы на царском русском престоле воссел иноземный царь.

  Через смутное время проходили наш народ и наша страна. А смута в первую очередь замутняет сознание, лишает человека жизненных ориентиров, испепеляет всякие ценности, которые являются маяками на человеческом пути. Все исчезает, когда наступает смута. Ее можно сравнить со страшной пургой: выйдя за дверь, человек ничего не видит — ни дороги, ни даже собственного дома. Он может с легкостью погибнуть только потому, что перед ним нет пути. То же самое происходило с нашим народом. Люди не видели выхода из сложившейся политической ситуации, и поэтому ополчение подошло к Москве не таким уж сильным, — все зависело от того, насколько это ополчение будет поддержано. Не столько от воинского мастерства зависел исход битвы и всей освободительной борьбы, сколько от осознания народом необходимости сбросить с себя иноземную оккупацию. И мы знаем, что по милости Божией, по молитвам перед Казанской иконой Божией Матери Господь явил милость, и небольшое ополчение выбило поляков вначале из Китай-города, а затем из Кремля, из Москвы, из всей России, и опасность заплутаться в этом историческом вихре минула. Народ наш, осознав и свой грех, и свои ошибки, предстал с молитвой пред Богом, принеся покаяние за совершенные грехи, и наконец избрал законного царя. Так возникла династия Романовых, которые на многие годы предопределила мирное и поступательное развитие нашего народа и страны.

  Мы нередко употребляем слово «блуд», применяя его в основном к плотскому греху. Это справедливо, но вообще-то слово «блуд» родственно слову «заблуждаться». Блуд — это всякая потеря жизненного пути, жизненной ориентации, утрата человеком способности идти по тем вехам, которые сам Бог нам предложил в качестве маяков, в качестве опознавательных знаков правильного и безопасного пути. Заблуждение приводит к трагедиям. Блуд разрушает человеческую жизнь. Так же и в ходе истории заблуждение всего народа приводит страну к опасной черте, за которой возможна потеря исторического бытия.

  По милости Божией, молитвами наших благочестивых предков Господь оградил народ наш от погибели в веке семнадцатом, да и в последующие века. В то время молитва пред святым Казанским образом, горячая вера помогли нашим людям объединиться. У нас была, если хотите, национальная идея. У нас была платформа такого объединения — вера православная и принадлежность абсолютного большинства к Православной Церкви.

  Мы живем в другое время. И сейчас в Российской Федерации живут люди православные — их, конечно, большинство, но есть и люди, принадлежащие к другим религиям. И вот что важно в нынешних условиях — формировать и поддерживать то, что могло бы сохранять народное единство, то, что принадлежит и нашей православной вере, и является непререкаемым во всякой религии. Это наше нравственное учение, это система нравственных ценностей, которые сохраняются в Православии и вместе с тем поддерживаются религиозными людьми, православную веру не исповедующими. И поэтому эта часть нашей веры — ее нравственное учение, столь необходимое для формирования человеческой личности, — и может лежать в основе нашего народного единства. Другими словами, у нас должны быть одни и те же нравственные и духовные ценности, и тогда народ наш будет един, даже принадлежа к различным религиям.

  Насколько это важно, показывает исторический опыт. А если нет народного единства на самой глубине, которое сильнее всяких надстроечных человеческих институтов, которое связано с самой человеческой душой, то и надстройка, государственная система, становится неустойчивой. Очень важно, чтобы был фундамент в виде общих нравственных ценностей, общей нравственной системы, которая формировала бы народ и влияла на политику государства.

  Вот сегодня мы и молились пред Казанской иконой Божией Матери, чтобы Она в День народного единства особо предстала пред лицом Сына Своего и Бога нашего, ходатайствуя о народе нашем, о стране нашей, о единстве, столь необходимом всем нам, Отечеству нашему, в очень непростое время, в которое мы сегодня живем. И да поможет нам Царица Небесная проходить исторические испытания, выпадающие на долю и Церкви, и государства, и народа нашего, достойно сохранять веру, а главное, не терять из виду тех самых указательных знаков, которые расставлены пред нашим взором Самим Господом.

  Благословение Божие да пребывает над Отечеством нашим Российским, над властями, над воинством и над народом нашим. Аминь.

  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

  Фото: Сергей Власов, Олег Варов. Фотослужба Патриарха Московского и всея Руси.