Празднование Собору Московских святителей

  Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям Василию Вели­кому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, и Русская Церковь, каждого порознь и всех вместе чтит и воспевает святителей Московских митрополитов Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. Прежде установления праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками.

  После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипас­тырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и от­крыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель тради­цион­ного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (+ 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Москов­ского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской земли.

  Подвиг его продолжил святитель Алексий (+ 1378 г.) – «правило монашест­вующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового сла­вянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духов­ные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он сто­ял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала воз­мож­ной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому мо­литвенному предстоянию перед Господом Сил.

  Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвя­ти­тель­ское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (+ 1461 г.) – достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Рос­сийских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастыр­ским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списа­ние». Посвященный в архиерейское достоинство святым митропо­литом Фотием (†1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его пре­емником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви ве­ликие испытания: митропо­литом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святи­тель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много тру­дов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.

  Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (+ 1570 г.). В прошлом московский боярин, он сменил при­дворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой оби­тели, удостоился быть в ней игуменом; иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Гроз­ного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к ми­лосердию, мужественно обличал царя в пролитии невин­ной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.

  Святитель Ермоген (+ 1612 г.), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопро­свещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже – в сане митрополита Казанского – составил Сказание о ее обретении и службу. В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского состояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь при­вел святого Ермогена на патриарший престол. Духоносный старец-патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновите­лем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской земли от «нахождения иноплеменных».

  Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.

  Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величест­вен­ных святых иноков – пастырей и государственных мужей – святителей Мос­ков­ских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия.

  Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году по ходатайству святителя Иннокентия, митро­полита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году.

  Имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.

  Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждо­му из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отчество.

  Память святителей также совершается: свт. Петра – 21 декабря/3 января, свт. Алексия – 12/25 февраля, свт. Ионы – 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа – 9/22 января, свт. Ермогена – 17 февраля/1 марта.

Тропарь святителей Московских, глас 4

Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии,/ православия наставницы, Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3

Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Молитва святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Ермогену и Филиппу

О всехвальные святители Христовы и чудотворцы Петре, Алексие, Ионо, Ермогене и Филиппе! Приимите сие малое моление от нас грешных, к вам прибегающих, и теплым вашим предстательством умолите Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

  Источник: http://stsl.ru/news/all/prazdnovanie-soboru-moskovskikh-svyatiteley

  Икона: http://kolpashevo.cerkov.ru/2017/10/18/6164/