Покров Небесный — самая высшая безопасность. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

  Всякий почти раз, когда совершается празднование Божией Матери, мы слышим Евангелие о Марфе и Марии. И еще два стиха из 11-й главы Евангелия от Луки — о том, как какая-то женщина из народа говорит Спасителю: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и грудь, от которой Ты питался». А Он на это отвечает: «Намного блаженней слышащие слово Божие и хранящие его».

  Мы по собственной жизни можем сказать, что очень редки у нас мгновения, когда мы блаженны. Счастливы и безмятежны. Все время возникают те или иные обстоятельства, которые заставляют нас нервничать, раздражаться, пытаться уберечь свой мир, растрачивая его. И редко-редко мы сосредотачиваемся. Редко-редко и на поверхности, и внутри нас все хорошо и спокойно.

  И вот здесь есть трагическая вилка. Спаситель говорит: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Слово Божие мы слышим, от нас это не отнято. Мы можем слышать его в храме, есть Священное Писание, есть масса толковательной литературы. Никто не скажет, что мы лишены слова Божьего. И в то же время мы не блаженны. Мы редко счастливы до конца. Значит, суть этой вилки в том, что мы слово Божие слышим, но не храним его. Не соблюдаем и не поступаем в соответствии с ним. Оно для нас не является абсолютным. Мы оказываем знаки внешнего почитания Священному Писанию, но в ситуации выбора — свой ближайший интерес и то, что сказал по этому поводу Христос, — мы самоубийственно выбираем свой ближайший интерес. И вся наша жизнь становится опытом выбора собственных ограниченно понятых интересов.

  Мы не даем себе труда попытаться чуть-чуть заглянуть за горизонт, где открывается иная перспектива, счастливейшая, блаженнейшая. Мы не видим дальше своего носа. А надо всматриваться, стараться думать духовным умом. Может быть, Христос нам Свою волю не навязывает, а пытается уберечь нас от бесконечной череды ошибок? Видя, как мы разбегаемся, чтобы врезаться лбом в стену, Он говорит нам: «Ты подожди разбегаться, сейчас будет стена». А мы говорим: «Нет никакой стены, мы знаем, куда бежать». Дело хозяйское, конечно. Но тогда не надо Господа обвинять в разрушении наших лбов.

  Мы праздник Покрова празднуем как воспоминание о Той, Которая слово Божие слышала и хранила его. Для Нее хранение заповедей Божиих и следование им было не чем-то внешним и мучительным, а внутренней потребностью, как дыхание. Человек говорит: «Я забыл помолиться». Звучит нонсенсом для христианина, как если бы: «Я забыл подышать». Это же естественно должно быть.

  И мы празднуем день Покрова как день Той, Кто учит нас защитить собственную жизнь, жизнь близких не через бесконечное стремление к внешней безопасности: обезопасить жилище, активы, обезопасить неясным способом родных, — а самой высшей безопасностью, Покровом Небесным. В этот день, я думаю, как в линзе собираются и дни памяти различных икон Божией Матери, в которых Она Себя являет, чтобы нас уберечь.

  Все будет упираться в одно. Ты веришь в то, что они — Царица Небесная и святые угодники — могут тебя защитить? Или ты на всякий случай поставишь еще две железные двери, сигнализацию, договоришься с полицией? Тот, кто верит, что Покров Божией Матери его убережет, может жить в доме, стены которого сделаны из газеты, и ничего не случится.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»

Источник: Православие и Мир