29 июля 2018 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице и день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение. Божественную литургию совершил клирик монастыря иерей Димитрий Комаров. По завершении богослужения иерей Димитрий обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал:
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как апостол Петр, увидев идущего по морю Господа, пожелал прийти к Нему по водам. Господь позволил апостолу, и он пошел по поверхности вод, но в какой-то момент в его душу закралось сомнение, маловерие. Петр увидел, что вокруг бушует море, что под ногами у него – бездна, и сам факт того, что он идет по воде, не сообразуется с ни человеческим рассуждением, ни с привычным положением дел. В этот момент он стал утопать. Господь подошел к ученику, поддержал его и кротко спросил, зачем он усомнился, назвав и причину сомнения – маловерие. Спаситель взял апостола за руку, привел в лодку, и тотчас же лодка пристала к берегу.
Евангельский рассказ краток, но поучителен для каждого человека. Читая Покаянный канон, мы видим, что наша жизнь уподобляется житейскому морю, волнуемому «напастей бурею». В этом жизненном море нам крайне необходима вера в Господа. Господь сотворил человека не самобытным, а таким, чтобы он свою жизнь черпал от Бога.
Господь насадил в раю Древо жизни, вкушая от которого, человек мог поддерживать в себе вечную жизнь в общении с Господом, в пребывании в Боге. Но когда человек согрешил, он стал жить самим собой, постепенно угасая, зачастую и не постепенно, а очень быстро, так как грех рождает смерть. И Господь устроил так, чтобы у человека было много поводов позвать Бога на помощь, нуждаться в Боге и думать о том, что именно Господь является той движущей Силой и тем Источником благодати, тем Любящим Отцом, Который ведет нас по жизни.
Только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). Мало людей, которые таким образом видят Бога, ибо видение Господа – это высшая ступень добродетельной жизни, и к ней нужно еще прийти. А прежде нее мы созерцаем Бога посредством веры, например, чудес Божиих, которые Господь являет в нашей жизни или в природе. Видя восходящее солнце, слыша пение птиц, которое так сладко и прекрасно, что иногда сердце замирает, смотря на то, как все в природе устроено, человек видит в этом руку Творца. Он видит Промысл Божий и в своей повседневной жизни, как Господь позаботился о нем в этот день, как избавил его от той или иной опасности. Внимание помогает человеку увидеть, что Господь везде присутствует, и в каждом Своем творении, и в каждом нашем дыхании.
Но Господь не идет в человеческой жизни дальше, чем желает человек. Если мы сомневаемся и на первом плане держим свои расчеты и рассуждения, свой жизненный опыт ставим выше опыта общения с Богом, то тогда Господь не идет далее. Он как бы говорит человеку: «Хорошо, Я с уважением и любовью отношусь к твоему выбору, и не стану вмешиваться в твою жизнь». И обнаруживается, что в нас живет как бы два человека: один – человек верующий, который ходит в храм, читает молитвы, исполняет церковные правила, а другой – который, читая, сомневается, собираясь делать какое-либо дело, не ощущает сердцем, что Господь ему нужен в этом деле. Таким образом, человек не пускает Бога в свою жизнь за какую-то определенную черту, и Господь находится от нас в некотором удалении. Там, где Он желал бы помочь нам, Он не делает этого, потому что мы Ему воспрещаем.
Так обнаруживается наше маловерие. Но что его питает? Маловерие питается от источника гордыни. Человек гордый считает себя вполне самодостаточным. Если спросить людей, которые ходят в храм, есть ли у них гордыня, то кто-то ответит, что преодолел ее, или что немного есть, а кто-то прямо скажет, что в нем много гордыни. Но сказать-то он скажет, а в жизни, на практике будет постоянно прибегать к услугам гордого беса и руководствоваться его наставлениями. И так получается, что мы уживаемся с гордыней, которая и является твердым основанием для неверия и для того, чтобы не пустить Бога в круг нашей жизни, не дать Ему утишить море наших страстей и житейских бедствий.
Поэтому, видя свою немощь, постараемся ее осознать. Будем звать Бога на помощь и просить, как просил когда-то отец бесноватого отрока: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24) И тогда Господь, видя, что мы сознаем то, что неправильно устрояем себя, что мы не таковы, какими Бог желает нас видеть, что неверие или сомнения одолевают нашу душу, но мы желаем их преодолеть, поможет нам встать на ступеньку веры и пойти этим путем. Тогда мы сможем не только пребывать в храме телом и молиться Богу устами, но и верующим сердцем ощущать Божественное присутствие в жизни и дать Богу вести нас к Царствию Небесному, к которому да сподобимся прийти, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
29 июля 2018 г.