24 июня 2018 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» и памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, на подворье нашей обители в селе Федоровское состоялось воскресное богослужение, которое совершило монастырское духовенство.
В храме молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане. По завершении Божественной Литургии, священнослужитель обители иерей Роман Чистяков обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал:
«Сегодня мы слышали Евангельское чтение о том, как Господь совершил еще одно чудо – исцелил юношу. Когда Спаситель совершал чудеса, исцеления, то спрашивал человека: «Веруешь ли ты, что Я могу это сделать?» Из этого мы можем сделать вывод, что сила Божия является, прежде всего, там, где есть вера.
Мы знаем, что Господь Всесилен. Он может совершить чудо и без веры человека. Даже если и все семь с половиной миллиардов людей на земле будут неверующими, сила Божия все равно будет являться. Но в жизни каждого конкретного человека Бог желает действовать там, где есть вера.
Здесь возникает вопрос: что такое вера? Если любого из нас спросить, верующий ли он, каждый ответит: «Что за вопрос? Конечно да! Двадцать лет уже хожу в храм!» Но когда мы спросим, что такое для человека вера, то услышим от разных людей большое количество ответов. Правильно ли это или нет, трудно сказать, но вера – это все-таки что-то одно.
Перед тем, как сотворить чудо, Господь ищет в людях веру. Когда человек доверяет Богу и открывает Ему свое сердце, то может видеть действия Божии, а когда он видит действия Божии, то будет видеть и Бога в своей жизни. А, видя Бога в жизни, человек будет видеть и самого себя. Когда мы подходим к источнику света, то видим все изъяны на своей одежде и своем теле. Находясь же в полумраке, мы думаем, что выглядим нормально. Но стоит только посмотреть на себя при свете – и мы находим, что многого не замечали, а иногда бывает, что и чистого места-то на нас нет. Точно так же происходит и с душой человека.
Если мы верим неглубоко и делаем вроде бы то, что принято – ходим в храм, подаем записки, просим чего-либо у Бога, не совершаем больших грехов, читаем правило и соблюдаем посты – то нам кажется, что мы делаем достаточно. Но вот приходит скорбь и момент испытания – болезнь, лишения, или даже, может быть, смерть – и мы плачем и унываем. Где же наша вера? Ведь если человек верит, значит, может принять все от руки Божией. Если не может – значит, не имеет достаточной веры. Да, такой человек верит, что есть Бог, но этого оказывается мало.
В чем же заключается вера? Если мы спросим об этом людей, считающих себя верующими, то можем услышать, примерно следующее. Одни верят в то, что есть Бог – Некое Высшее Существо, Абсолют, Высший Разум, Творец, создавший вселенную. Возможно, они верят даже в Бога христианского, в Бога, в Троице Славимого. Но этим их вера и ограничивается. Из Священного Писания мы знаем что, к сожалению, такая вера не является живой и, по определению апостола Иакова, мало чем отличается от веры бесов, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Нечистые духи верят и знают, что есть Бог, потому что, до своего отпадения от лика ангелов, служили Ему. Однако, зная в точности о существовании Бога, они являются теми, кем являются. Спасает ли такая вера? Нет.
Другие люди на вопрос о том, что значит верить в Бога и жить по вере, ответят, что это значит ходить в храм. И это уже хорошо, что в жизни человека появляется Церковь. Но если вера ограничится только посещением храма, пользы будет мало. И примеры тому есть в Евангелии. До Пришествия в мир Христа и во времена Спасителя существовало религиозное движение фарисеев. Фарисеи, можно сказать, жили в ветхозаветной церкви. Они добросовестно исполняли предписания Закона и чтили все предания. Это религиозное движение возникло после вавилонского плена. Народ осознал всю скорбь пребывания в плену и лишения религиозных ценностей, что было следствием грехов, отступления от Бога. Целью фарисеев было вспомнить Закон Моисеев и научить народ его точному исполнению, чтобы больше не случалось бед, подобных вавилонскому плену. Начало было хорошим, но со временем большинство фарисеев стало считать, что внешнее, формальное исполнение правил делает их приближенными к Богу и возвышает над другими людьми. И чем все закончилось? В Евангелии мы читаем слова Христа, которые Он повторяет много раз: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» Фарисеи не приняли Бога, распяли Христа. Значит, такой веры недостаточно. Мало веры в религию, в то, что религия может что-то дать человеку.
Третьи, более духовные люди, ответят, что для них веровать – значит, быть частью Церкви, потому что Церковь учит быть нравственными, добродетельными людьми. И действительно, есть такое понимание. Человек приходит в Церковь и приносит нечто Богу – может быть, пост, послушание, даже и всю свою жизнь. Он читает духовные книги, принимает участие в Таинствах, много молится в храме и дома.
В этой категории людей мы иногда можем увидеть себя. Мы ходим в храм, соблюдаем посты, читаем акафисты, но почему-то сердимся, ропщем, раздражаемся на ближних. И вроде бы читаем в Евангелии о любви к ближнему, а приходит человек, который нас раздражает, на которого мы обижаемся – и мы уже гневаемся, вспоминаем о нем все плохое, желаем ему отомстить. Как такое происходит? Где же наша вера в этот момент?
Есть также люди, для которых вера – это опытное, объективное знание. Так, например, мы знаем, что рядом с нами находятся люди или предметы, которые мы можем осязать. Является ли такое знание верой? Нет.
Самое лучшее определение веры мы читаем в Священном Писании, у апостола Павла. «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). Вера – это, прежде всего, доверие Богу. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1:18). Откуда же у нас вера? У каждого из нас есть личный опыт, духовное знание, когда человеческое сердце соприкасается с Богом, когда мы в жизненных обстоятельствах видим Бога, доверяемся Ему и ощущаем те процессы, которые происходят в нашей жизни подчас против человеческой логики. Как, например, можно смириться перед врагом? Он меня гонит, а мне нужно смириться? По логике, я должен ему как следует ответить. Но когда человек проявляет кротость, то почему-то в итоге побеждает: либо враг перестает быть врагом, либо сердце гонимого человека успокаивается, в него приходят мир и радость. Человек побеждает, потому что, исполняя Христову заповедь и пребывая с Богом, он мирен и спокоен. Здесь нет человеческой логики , но, тем не менее, сердце человека радуется.
То же можно сказать и о покаянии. Враг рода человеческого часто внушает: может быть, нужно жить так, как весь мир живет, зачем сокрушаться и угнетать себя? Не достаточно ли жить честно (в мирском понимании этого слова), не совершая некоторых больших грехов? Но вот мы приходим, осознаем свои грехи, сокрушаемся в них, приносим Богу покаяние – и становимся счастливыми. И. думаю, что у каждого находящегося в храме были мгновения, когда, каясь, он получал радость, пусть и не всегда - например, не после каждой исповеди и Причастия.
Мы не стремимся специально к тому, чтобы что-то почувствовать – это дает Господь. Но ведь были и в нашей жизни такие минуты, когда мы ощущали радость и мир, переживали любовь Божию, любовь к ближним? Истинная любовь в Боге, пережитая хотя бы в малой мере, показывает, к чему мы должны стремиться, укрепляет в терпении, многое покрывает. И многое можно простить, когда человек любит.
Бог любит каждого человека и обращается к нему, но, прежде всего, любовь Божия открывается там, где есть любовь человека к Богу, покаяние и вера. Поэтому Господь и спрашивает: «Веруешь ли ты?» Он ждет от человека искреннего и смиренного ответа, проявления нашей свободной воли: «Верую, Господи, помоги моему неверию».
Желаю, чтобы наша вера была живой, жизненной, устремленной к Богу. В нашей жизни бывает много трудностей, но, по милости Божией, бывают и радости. И радостей больше, чем трудностей, если всегда и во всем видеть Бога, Его Промысл, Его волю.
И когда мы видим какой-либо свой грех, не будем унывать и отчаиваться, но покаемся, встанем и пойдем дальше по пути Божию. Ведь наше покаяние может стать средством и своего рода трамплином, чтобы быстрее достигнуть Цели – Бога, как пишет о том преподобный Паисий Святогорец. Не нужно грешить, но если согрешили, не будем медлить в своем грехе и падении, встанем и покаемся, и в этом также проявляется любовь к Богу. «Если упал – встань», – говорят нам святые. И даже в самом падении, осознав свое положение, начнем каяться, стремиться ко Господу – и Он поможет оставить грех. И как во время Литургии мы слышим возглас: «Горе имеем сердца!» – так и всегда в нашей жизни мы должны стремиться к Богу, туда, где находится истинное счастье человека».
24 июня 2018 г.