17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, на подворье нашей обители в селе Федоровское состоялось воскресное богослужение, которое совершило духовенство обители.
После Божественной Литургии иерей Димитрий Комаров обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал:
"В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа о том, что светильник для тела есть око. «Глаза – зеркало души», – говорят поэты. И когда мы встречаемся с новым человеком и пытаемся определить, каков его характер и что от него можно ожидать, то смотрим ему в глаза. Если он не отводит взгляда, смотрит прямо и спокойно, и его глаза испускают тепло и свет, то этот человек, скорее всего, будет с нами честен, и с ним будет радостно и легко общаться. Итак, глаза человека могут о многом сказать, и, тем более, они все говорят Богу, взирающему на внутренние очи сердца.
Бывает так, что люди, становящиеся православными христианами, пытаются совместить православный, церковный и чисто светский образы жизни. Но возможно ли это? И чем отличается жизнь христианина, такая, которую Господь ждет от нас, от жизни мира, где люди заботятся о том, чтобы удовлетворить свои страсти и безмятежно провести время?
Греховный мир стремится к безмятежности при помощи мятежа. Люди суетятся, тратят много сил и времени, посвящают многочасовые раздумья тому, каким образом устроить себе жизнь безмятежную. И чем больше они мятутся, тем больше переживаний на них обрушивается, тем более они подвергаются болезням и неприятностям. Православный христианин заботится не о том, чтобы безмятежно и без скорбей прожить земную жизнь, а о том, чтобы быть со Христом в этом и будущем веке. Господь и заканчивает Свою речь словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Только в стремлении к Царствию Божию можно правильно устроить даже и свою обыденную жизнь на земле.
Совместительство христианской жизни и греховных принципов мира невозможно. Христос говорит о том, что человек не может работать двум господам: либо он начнет одного из них ненавидеть, а другого любить, либо об одном будет заботиться, а о другом нерадеть. Так случается, когда человек ходит в храм, и здесь бывает человеком церковным, верующим, а как только выходит из храма, начинает лукавить, обманывать. Нередко он оправдывает себя тем, что не желает портить отношения с близкими. Но чаще всего он делает это не ради ближних, а ради того, чтобы получить какую-нибудь выгоду, или потому, что он привык к этому в жизни или на работе. Возможно, он поступал подобным образом еще до того, как стал христианином, но если он будет продолжать осквернять себя обманом, то не сможет наследовать Царство Небесное. Если мы не будем бороться и с другими страстями, то окажемся друзьями не Богу, а демонам, ибо за каждой страстью скрывается определенный демон – гнева, блуда, курения, пьянства и так далее. Между демонами бывает и дружба: одна страсть приводит к другой. Нужно четко понимать, что если мы исполняем какую-нибудь страсть, то мы удаляемся от Бога и приближаемся к противоположной вражией силе.
Под попечением об одежде и пище, о которых говорит Господь, подразумевается всецелая преданность тому, чем живет мир, направленность всей жизни на приобретение земных благ, неупование на Бога. Вкусная пища, красивая одежда, высокое положение в обществе – вот то, что требуется человеку светскому. Такой человек, по собственной вине, обделен духовными богатствами и пытается их заменить материальными благами, а духовные ценности заместить душевными. Спаситель предостерегает от того, чтобы человек всецело предавался заботам о физическом и душевном.
При этом Господь не запрещает заботиться о том, что требует наша работа, о своих домашних. Наоборот, апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Господь не желает лишь того, чтобы мы ставили на пьедестал ценности душевные и материальные и заменяли бы ими Бога.
Подобает заботиться о материальном в ту меру, которая необходима для нашего существования, и которую объективно требуют наши близкие. Во всем нужно рассуждение. Если у нас маленький достаток, а близкие требуют роскошной жизни, то такие требования, конечно же, выполнять не следует. Но в том случае, когда ближние нуждаются в самом необходимом, мы должны проявить о них заботу. Постараемся вникнуть в слова Евангельского чтения, которые Господь обращает к каждому из нас, и быть не слушателями только, но и исполнителями Божественного закона.
17 июня 2018 г.