Снегопад в обители. Фотогалерея

   Падает снег... Храмы, здания, монастырские деревья - под белоснежным покровом. Обитель очень красива в это время. Чистота и белизна снега напоминает о чистоте сердца, к которой мы должны стремиться.  Такова одна из Заповедей блаженства, данная Господом Иисусом Христом - "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят".

  Празднуемый сегодня святитель Афанасий Великий так говорит об этой Заповеди: "Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят, потому что очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте (то есть красоте душевной - прим. сост.) своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога..."

  Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что Царствие Божие предначинается еще здесь, на земле: "Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Что скажешь ты на это? Но я наперед знаю, что ты скажешь. Скажешь: да, точно узрят Бога чистые сердцем, но не здесь, а в будущем веке. Поелику ты не веришь в те блага, какие подает нам Бог в настоящей жизни и не имеешь ревностного желания получить их и себе, то и прибегаешь к мысли о будущем веке. Но скажи мне, возлюбленне, чающий в будущем веке узреть Бога, как возможно быть тому, о чем говоришь ты? Если Христос сказал, что при чистом сердце узрим мы Бога, то всеконечно следует, что во всякое время, как только очистит кто сердце свое, узрит он и Бога. Ты сам, если очистишь когда-либо сердце свое, увидишь, конечно, Бога и познаешь истину слов моих. Но как ты никогда не полагал в уме своем сделать это (очистить сердце) и не верил, что истинно так бывает (что чистые сердцем узревают Бога), то понебрег об очищении сердца своего и не сподоблен узреть Бога. Скажи мне, возможно ли в настоящей жизни сердцу стать чистым? Если возможно, то следует, что всякий чистый сердцем в настоящей еще жизни узревает Бога. Если же скажешь, что Бога узревают только после смерти, то должен сказать, что и чистота сердца бывает только после смерти. Таким образом с тобою может случиться, что не узришь Бога ни в нынешнем, ни в будущем веке. Ибо после смерти не будешь уже ты иметь возможности делать богоугодные дела, чтоб посредством их сделать сердце свое чистым".

  В пути  к очищению сердца, по словам святых Отцов, необходимы трезвение (внимательная жизнь), деятельное покаяние и послушание (отсечение своей воли). Преподобный Серафим Саровский говорит: "Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всяким хранением блюди твое сердце от сих бо исходища живота. От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем советует: "Духовного преуспеяния... надо искать в отсечении своей воли. Это дело умерщвляет страсти и изводит, как из ада, из плотского мудрования".

 Святой праведний Иоанн Кронштадский пишет: "Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частыя слезы, непрестанная молитва внутренняя; воздержание, чтение слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное, частое покаяние и причащение пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен вначале, и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас, и о нашей обязанности уподобляться Первообразу — Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам — быть святыми во всем житии; размышление о смерти, о суде и о геенне огненной. Нужны, говорим, великия скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние страстей. Многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие..."

  Блаженный Августин, епископ Иппонийский, так рассуждает: Блаженны чистые сердцем, то есть те, кто чисты сердцем, ибо они Бога узрят. Это - предел нашей любви. Предел, при котором мы достигаем совершенства, а не уничтожаемся...Что бы мы ни делали, как бы хорошо ни поступали, к чему бы ни стремились, чем бы похвальным ни возгорались, что бы безупречное ни жаждали, но после того, как пришли к созерцанию Бога, нам не требуется большего. Ибо что еще искать тому, в ком присутствует Бог? Или что будет достаточно тому, кому недостаточно Бога? Мы желаем узреть Бога, мы стремимся узреть Бога, мы горим желанием узреть Бога. А кто нет? Но заметь, что сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Готовь то, чем ты узришь [Его]. Или, обращаясь к телесным образам, как ты хочешь [увидеть] восход солнца воспаленными очами? Если очи здоровы, этот свет будет наслаждением, а если нездоровы, то этот свет будет мучением. Ибо тебе не позволено созерцать нечистым сердцем то, что созерцается только чистым сердцем".

Дорога между храмами. Богородице-Рождественский монастырь.

  Будем же стремиться к сердечной чистоте, стараясь не принимать греховных помыслов, принося покаяние, развивая в себе все доброе и стремясь исполнять всегда благую  и совершенную волю Божию.

31 января 2018 г.

Фотогалерея: