15 октября 2017 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение.
По совершении Литургии, священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин обратился к молящимся с проповедью, в которой сказал:
«Господь Иисус Христос говорил перед множеством людей, жаждущих услышать слово истины. Почему их жажда была так велика? Потому что они желали обрести покой души и истинное счастье и в этой, и в будущей жизни. В ответ Спаситель обращается к ним и к нам со словом о том, что, если мы хотим, чтобы люди были к нам добры, снисходительны, услужливы, то и мы должны поступать так же. Таким образом, мы можем достигнуть покоя и душевного мира.
Нужно предупреждать каждый свой поступок по отношению к ближним размышлением о том, будет ли нам самим приятно, если с нами так поступит кто-то другой. Если сердце подскажет, что нам это не будет приятно, то лучше воздержаться от подобного поступка.
Свою любовь и благодушие мы должны простирать не только на близких и любимых нами, но и на всех людей без исключения, кто бы они ни были и как бы к нам ни относились. Если же мы любим только любящих нас и делаем им добро, то за что получим награду от Бога? Ведь и грешники любят любящих их и делают добро своим благодетелям. Но, если мы хотим быть истинными последователями Христовыми, то должны любить и врагов, причем, любить и делать добро, не ожидая взамен ничего. Тогда мы сможем уподобляться Отцу Небесному и быть милосердными, как Он Милосерд.
Как солнце всех одинаково освещает своими лучами, так и милосердие Божие распространяется на всех. Так и человек, носящий черты образа Божия, должен распространять добрые чувства на всех, не смущаясь тем, что другие не отвечают ему тем же. В Своем слове Христос представляет перед нами образ Отца Небесного и призывает к добру. Он говорит о том, что Сам исполнял в Своей жизни. Сколько дел милости творил Он людям, подчас неблагодарным и враждебно настроенным! И на Кресте, после причиненных Ему страданий, Христос молился за врагов, прося не вменить им этого во грех, ибо они не ведают, что творят. Он скорбел об ожесточении человеческих сердец и даже плакал во время Своего Входа в Иерусалим, зная, как несчастны удаляющиеся от Него, и провидя, чем обернется их ужасное преступление.
Кто проникся духом Христовым, тот не может не сострадать несчастью и плачевному состоянию ненавидящих и враждующих против него людей. Когда ожесточенные иудеи побивали камнями первомученика Стефана, он, терзаемый ударами, молился, чтобы Господь простил его убийц. Святитель Тихон Задонский, в ответ на удар раздражительного помещика во время спора о вере, смиренно поклонился и попросил прощения, сказав: «Прости меня, чадо, что я довел тебя до такого состояния». Своей кротостью он сделал этого дерзкого маловерующего человека добрым христианином...
Правда, грешному сердцу трудно владеть собой, и иногда ему непонятно, как можно любить жестоких врагов и не отвечать тем же обидчикам. Но ведь святые, которые смогли так поступать, были такими же людьми, как и мы, и боролись с теми же грехами и немощами, которые имеем и мы. Просто они старались внимательно следить за собой и молили Бога о помощи – и Бог помогал им справиться с недобрыми чувствами и полюбить врагов. Тем более, что способность любить врагов вложена в душу человека Творцом – ее нужно только развить.
Читая Евангелие, мы должны применять прочитанное в собственной жизни и помнить, что невозможное для человека возможно Богу. И Господь, видя наше стремление, обязательно поможет, научит любить и сострадать тем, кто враждебно настроен по отношению к нам. молиться, чтобы Он сделал врагов нашими друзьями. Если мы желаем человеку блага и настроены доброжелательно, то, при помощи Свыше, наше отношение может умягчить его сердце и приблизить и Его, и нас к Богу».
15 октября 2017 г.