2 июля 2017 года, в Неделю 4-ую по Пятидесятнице и день памяти апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси и святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, на подворье нашей обители в селе Федоровское состоялось воскресное богослужение, которое совершил протоиерей Серафим Хайруллин.
По завершении богослужения отец Серафим обратился к молящимся с проповедью:
Приходя в храм, мы принимаем участие в богослужении и Таинствах, слышим слова молитв, получаем благословение от священника. При этом мы должны помнить, что Бог пребывает здесь, рядом, и Сам невидимой рукой подает нам помощь. Господь устроил весь церковный чин для нашей пользы, назидания и спасения, но Ему Самому достаточно одного мгновения, чтобы помочь каждому из нас.
На нашей родной земле христианство существует уже более тысячи лет. А в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о человеке, на земле которого много столетий процветало язычество. Это римский сотник. Он подошел ко Христу и просто попросил исцелить его слугу. Господь изъявил желание прийти, но вдруг услышал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Господь удивился, увидев такую веру в человеке, которого на его родине этому совсем не учили. И Он сказал окружающим: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Так Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге. Но об этом же Спаситель предупреждает и нас, если мы, подобно фарисеям, забудем о Живом Боге.
Бывает, что подходя к какой-либо святыне, или желая взять святой воды, мы пытаемся протиснуться вперед, быть первыми, взять больше, и думаем, что от этого получим больше благодати. А тем временем какая-нибудь старушка, которая с трудом добралась до храма и со смирением и благоговением подошла к святыне самая последняя, которой, возможно не хватило святой воды или другой святыни, получает благодати намного больше. За свое смирение и живую веру такой человек, подобно римскому сотнику, чувствует в своей жизни присутствие, силу и всемогущество Божие. И можно ли сомневаться, что Господь даст такой душе гораздо больше, чем она просит?
Все это сказано не к тому, что достаточно молиться только дома. В храме особым, благодатным образом присутствует Господь. Богослужение, Таинства, благодать священства даны Богом для спасения и духовного совершенствования. Это необходимые средства, чтобы приблизиться к Богу. Но не нужно забывать и о Том, Кто больше храма и выше всего в мире – о Боге. Его слово способно проникнуть сквозь любые расстояния, избавить от любой болезни и беды. Оно способно освятить все воды на земле или же превратить их в кровь, в один миг уничтожить землю и заново воссоздать ее. Бог Всемогущ, но Он и Всемилостив, и, по Своей любви и благости, дает нам много средств и возможностей ко спасению.
Будем же доверять Богу и познавать Его всемогущество, благость и любовь. И не будем ни к чему относиться формально, но постараемся понимать, перед Кем мы предстоим, Кому молимся и ради Кого трудимся. Таким образом, мы сможем развивать в себе веру в Живого Любящего Бога, действующего в нашей жизни.
2 июля 2017 г.