Как сложилась дальнейшая судьба преподобного Кирилла – бывшего архимандрита Симонова монастыря? Живя вблизи столичного города, преподобный Кирилл не мог не думать о более уединенном месте, куда бы он мог удалиться для больших подвигов. Его давно привлекал пустынный Белозерский край. Божия Матерь, предстательству Которой он давно себя вверил, указала ему в чудесном видении на Белозерье и в нем – на место, где должна быть основана новая обитель. Это указание святой получил в период жизни вне Симонова монастыря. И вот оттуда вернулся монах Симоновой обители Ферапонт. Он сообщил святому Кириллу о множестве мест, удобных для безмолвия.
И святой Кирилл, имея 60 лет от роду, отправился в далекий край. Его спутником и проводником согласился стать преподобный Ферапонт. Есть сведения о том, что прп. Кириллу пришлось временно возвратиться оттуда, но впоследствии он смог обосноваться в Белозерье.
Добравшись до северных земель Руси, Кирилл с Ферапонтом начали искать место, указанное в видении. Долго их поиски были напрасными. Наконец они пришли туда, где преподобным Кириллом был впоследствии основан монастырь; святой тотчас узнал то место, и с словами «зде покой мой в век века, зде вселюся, яко Пречистая изволи его», остановился там. Место находилось в 37 верстах на юго-восток от города Белозерска, на северном берегу Сиверского озера, при впадении в него реки Свияги. В настоящее время монастырь находится в городе Кириллове Вологодской области.
Место, выбранное Кириллом для жительства, находилось в густом лесу, так что он должен был расчищать его. Святой много потерпел на этом месте от врага рода человеческого. Как-то Кирилл собрал хворост от срубленных им деревьев в кучи и зажег его. Вдруг по действию врага-диавола поднялся сильный ветер, и пустынник очутился среди огня. Но ему явился некто в образе его опекуна боярина Тимофея Васильевича (а согласно житию, составленному иеромонахом Пахомием – в образе поселянина Матфея Кукоса, будущего пономаря обители), который со словами «иди за мной» вывел его из огня невредимым.
Появление в известных местностях монастырей и монашеских общин нередко возбуждало в окрестных жителях чувство неприязни к ним. Это также происходило по действию врага, усиливавшего в обитателях страх захвата монахами земель, которыми они пользовались по праву или по привычке, как-бы не имевшими определенного хозяина. Чувство подобной вражды возникло у местных жителей и по отношению к святому Кириллу. Но любовь и молитва преподобного победили «ненавистную рознь мира сего»: соседи приходили к святому с искренним раскаянием, предлагали помощь, а некоторые из них остались в созданной им впоследствии обители навсегда.
Один из соседей, вероятно, был владельцем того места, где поселился пустынник. Он опасался, как бы его земли не были отданы в собственность Кириллу, и решился даже на то, чтобы сжечь преподобного в его келье. Много раз он пытался осуществить задуманное, но безуспешно. Злоумышленник понял, что подвижника охраняет Сам Господь, осознал свой грех и имел мужество покаяться перед преподобным. Спустя некоторое время этот человек принял монашество в монастыре, основанном преподобным Кириллом.
В непродолжительном времени к преподобному Кириллу пришли из Симонова монастыря монахи Зеведей и Дионисий, которые желали жить в этом пустынном месте под руководством своего бывшего настоятеля и по мере сил ему подражать. Преподобный, весьма обрадовавшись их прибытию, принял их с любовью. Вскоре начали приходить к нему и другие, желавшие постричься в монашество и быть его учениками. Пришло и еще несколько братий из Симонова монастыря. Таким образом, составилась новая монашеская община.
Братство преподобного Кирилла имело нужду в церкви. Но место удалено было от поселений, и трудно было достать плотников. Тогда святой настоятель обратился с усердной молитвой к Божией Матери, и Она устроила так, что плотники пришли сами: они построили храм во имя Успения Божией Матери.
Собравшаяся монашеская община вскоре превратилась в настоящий монастырь. Постепенно преподобный Кирилл ввел в обители строгий общежительный устав. Как и преподобный Сергий, он не записывал устав, а прямо ввел его на практике. Приведем некоторые из правил и традиций обители святого Кирилла для того, чтобы составить представление и о жизни Богородице-Рождественского женского монастыря. Первые насельницы нашей также соблюдали общежительный устав и, возможно, руководствовались примером и наставлениями преподобного Кирилла.
Архимандрит Кирилл установил такой порядок, чтобы на церковных службах никто ни с кем не разговаривал и не выходил из храма раньше окончания служб; чтобы каждый инок находился, служил и прислуживал в церкви в том месте, где благословит настоятель, и делал все с благоговением, по установленному чину и правилу. К Евангелию на полиелей и к святым иконам братия подходила, соблюдая старшинство. Также и на трапезу, которая является продолжением богослужения, братия шла из храма по старшинству.
В трапезной за братскими столами все находились на определенных им настоятелем местах и вкушали пищу в молчании, так что никого не было слышно, кроме одного чтеца. Братиям всегда подавалось три блюда (а преподобный Кирилл ел только два), кроме постных дней, когда полагалось два блюда. Вставая от трапезы, насельники монастыря, благодаря Бога, шли в свои кельи, не останавливаясь и не задерживаясь для бесед и не заходя в чужие кельи, кроме большой необходимости, или же шли на необходимые работы за послушание.
Однажды случилось одному из учеников преподобного, которого звали Мартиниан, зайти после трапезы по необходимости к некоторому брату. Святой Кирилл встретил Мартиниана, подозвал его и спросил, куда он шел, и тот откровенно рассказал все наставнику. Преподобный, как бы укоряя Мартиниана, сказал ему: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату». Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы уже выйти из нее». На это святой настоятель ответил: «Так делай всегда, – сперва иди в келью, келья всему научит тебя». Был и такой обычай: если кто-нибудь присылал к брату обители письмо или гостинец («поминок»), то письмо, не распечатывая, а также и гостинец, приносили к настоятелю. Если же кто-нибудь из братий хотел написать письмо, то без разрешения настоятеля не мог его отправить.
Монахам не дозволялось иметь по кельям собственности и называть что-либо своим. Если кто-нибудь чувствовал жажду, то шел в трапезную и там с благословением утолял ее. В кельях же никто из братьев не имел ни пищи, ни воды, за исключением воды для умывания рук: в них можно было увидеть только иконы, книги, самые необходимые предметы обихода и монашескую одежду – без излишеств. Так было устроено, чтобы насельники монастыря были свободны от многих мирских забот и имели больше времени на «единое на потребу» – молитву, трезвение, преуспеяние в добродетелях, чтобы могли превосходить друг друга любовью и смирением и как можно ранее приходить в церковь на богослужение.
На монастырские послушания, то есть работы на пользу обители, все должны были идти поспешно, трудиться усердно, радостно, но и со страхом Божиим, совершая свое служение по совести, не напоказ перед людьми, а перед Лицом Бога. Во время трудов не допускалось праздных разговоров, узнавания новостей и вестей из мира. Каждый работал в молчании, молился или занимался богомыслием, а если кто хотел говорить, то лишь от Писания или от слов Святых отцов на пользу прочим братиям, в особенности неграмотным и не знающим Писания. В Белозерской обители при жизни святого Кирилла была собрана большая библиотека святоотеческих творений. Многие из книг братской библиотеки были переписаны самим преподобным Кириллом.
Те из насельников, которые занимались рукодельем и в келье, всегда относили сделанное на общую пользу, себе же никто ничего не оставлял без благословения, потому что все необходимое выдавалось из казны. Сам преподобный одевался просто и много раз чинил свои одежды, не приобретая новых. Святой Кирилл умолял духовных детей не иметь своего мудрования и быть готовым ко всякому послушанию, чтобы действительно приносить плоды Богу.
Был у преподобного Кирилла и такой обычай: по окончании утрени и по совершении своего правила, он приходил в поварню, чтобы посмотреть, что и как готовят для братии. При этом настоятель всегда просил келаря и поваров, чтобы они старались делать все возможное, чтобы доставить братии успокоение и утешение. Иногда и сам преподобный Кирилл, как весьма в том искусный, помогал поварам в приготовлении пищи. Он строго соблюдал церковный устав в отношении постов и постных дней, но всегда следил за тем, чтобы братии подавалась качественная и в достаточном количестве пища. Братия никогда не употребляла за трапезой хмельных напитков, и эта благочестивая традиция соблюдалась и после кончины преподобного. Также святой Кирилл заповедал не просить самим милостыни у мирских людей, но с благодарностью принимать, с рассуждением распределять и использовать добровольные приношения, молясь за жертвователей и отдавая излишки неимущим. Раз в году один благочестивый и рассудительный брат по благословению настоятеля делал необходимые закупки для обители.
Что касается до внутреннего устроения жизни братьев Кирилловой обители, то оно было весьма разнообразно. Святой настоятель давал каждому правило и подвиг, смотря по нравственным и физическим силам и душевному складу подвижника. Особое внимание им уделялось внутреннему деланию – молитвенной жизни и трезвению.
Первая и основная заповедь христианства, как известно, есть заповедь любви, без которой тщетно соблюдение всех других заповедей. Преподобный Кирилл достиг всеобъемлющей любви и всеми мерами заботился о том, чтобы поселить и утвердить взаимную любовь в братии. Незадолго до своей кончины он обнадеживал братию благоволением Божиим к монастырю, если его насельники будут иметь любовь между собой. И в то же время святой учил тому, что истинный монах не должен быть человекоугодником, и его краткое слово не должно быть лживым, гнилым и льстивым. Сохранилось три учительных послания преподобного Кирилла к князьям, бывшим его искренними почитателями и благодетелями монастыря. Эти послания доказывают, что этот любящий пастырь менее всего был человекоугодником.
Монашеские традиции и принципы жизни были общими для всех учеников и сподвижников преподобного Сергия, и каждый из них стремился привить и утвердить в том месте, где поставил его Господь. И Рождественская обитель с любовью приняла и хранила общежительный устав со всеми его правилами как духовное богатство.
Сост. Игумения Викторина (Перминова)
/из архива сайта/
Материал републикован 22 июня.
Икона: http://artinvestment.ru/
/Сведения о жизни святого Кирилла Белозерского взяты из источников: Пахомий Серб Святогорец, иером. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего игумена Кирилла // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Сост. Прохоров Г.М., Водолазкин Е.Г., Шевченко Е.Э. СПб.: Глагол, 1993. С. 50-167; Голубинский Е. Е., акад. Преподобный Кирилл Белозерский (из неизданной главы "Монашество" 2-го полутома II тома «Истории Русской церкви», готовящейся к изданию в наст. вр. http://www.golubinski.ru>russia/kirill/htm /