Евангельское чтение дня с толкованиями. 29 сентября

Мк., 25 зач., VI, 30-45.

Апостольское чтение дня: //mbrsm.ru/2016/09/28/apostolskoe-chtenie-dnya-s-tolkovaniyami-29-sentyabrya/

vk3330 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32 И отправились в пустынное место в лодке одни.

3 3Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- 36отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42 И ели все, и насытились.

43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

Толкования:

Блаж. Феофилакт Болгарский

После своего проповедования апостолы собираются к Иисусу. Это должно быть для нас уроком, что и мы, быв избраны на какое-либо служение, не должны выходить из послушания избравшему нас и возноситься пред ним, но должны признать его главой, обращаться к нему и доносить ему обо всем, что сделали мы и чему научили (надобно не только учить, но и делать). Христос дает ученикам Своим отдохнуть; это урок уже предстоятелям, чтобы они умели давать и отдых труждающимся в слове и учении, а не всегда держали бы их в напряжении и трудах. Далее, Господь, не любя славы, удаляется в пустое место. Однако и здесь не укрылся от искавших Его. Напротив, народ столь внимательно наблюдал, как бы Господь не укрылся от него, что предварил, то есть опередил, самих апостолов и пошел к тому месту, где Иисус намеревался отдохнуть. Так и ты предваряй Иисуса: не дожидайся, чтоб Он тебя подозвал, но лучше сам поспеши вперед, чтобы предупредить Его.

Фарисеи, будучи хищными волками, не спасли народа, а поедали его. Поэтому народ, миновав их, собирается ко Христу, истинному Пастырю. И Христос дает ему пищу, сначала более полезную и ценную - в слове, а потом и телесную. Но посмотри на учеников, как они отличаются человеколюбием! Жалея о народе, подходят ко Христу и начинают умолять Его о нем. Господь же, искушая их и испытывая, познали ли они силу Его, что Он может напитать народ, говорит: «вы дайте им есть». На это ученики, в виде упрека, представляют Ему, с одной стороны, великость своей скудости, с другой, - многочисленность народа, как будто Он не знает этого. В сем затруднении они говорят: «разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» Наконец Господь заставляет всех возлечь на траве отдельными рядами. То есть как бы за разные столы.

Свт. Амвросий Медиоланский

Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много

Итак, Он говорит им: Вы давайте им есть, - на что они ответили, что у них только пять хлебов. Какой смысл в том, что рядом с этим описываются страсти Иоанна, который, уже будучи мертв, изображается через слова Ирода (ср. Мр. 6:14-29)? Не в том ли, что после падения закона пища Евангелия начинает вскармливать изголодавшиеся сердца людей? После исцеления страдавшей кровотечением, что была образом Церкви, после призвания на благовествование Царства Божия апостолов дается, наконец, пища небесной благодати. Однако смотри, кому она дается: не праздным, не городским, живущим при синагоге или в богатых домах, но тем, кто среди пустыни ищет Христа (ср. Мф. 14:13, Лк. 4:42, 9:10, Евр. 13:13-14).

Толкование на Евангелие от Луки.

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много

Хотя место и безлюдно, но рядом Кормилец вселенной (ср. Ин. 6:35, 51). Хотя и прошла пора, но к вам обращается Неподвластный времени.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много

Думаю, это тот народ, который учитель язычников Павел собрал от Иерусалима и до Иллирика и, помазав миром учения и окропив благовониями небесных тайн, привел на мирное ложе - ложе Соломона. Итак, вот чудо: Церковь еврейского народа, восходящая через пустыню к познанию Христа. Ибо «пустыня» в действительности есть место, где неведомо имя Христово.

Изложение Песни Песней.

Свт. Григорий Богослов

Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть

Он был искушаем как человек, но победил как Бог (ср. Мф. 4:1-11, Мк. 1:12-13, Лк. 4:1-13); нам же повелевает дерзать как победивший мир (ср. Ин.16:33). Испытывал голод (ср. Мф. 4:2, Лк. 4:2), но и кормил тысячи (ср. Мф. 14:20-21, 15:37-38, Мк. 6:42-44, 8:6-9), ибо Сам есть хлеб живительный и небесный (ср. Ин. 6:33, 35, 51). Жаждал (ср. Ин. 18:28), но и восклицал: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37); и обещал, что верующие будут подобны источникам (Ин. 7:38).

О Сыне (Слово 29).

Блаж. Феодорит Кирский

Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть

Христос был двояк: человек в том, что видимо, Бог в том, что невидимо. Он действительно ел как человек - как и мы, ибо имел такие же плотские потребности, что и мы (ср. Евр. 4:15); но и кормил пятью хлебами пять тысяч как Бог (Мф. 14:17-21, Лк.9:14-17, Ин. 6:10-13). Он действительно умер как человек (Мф. 27:50, Мк. 15:37, Лк. 23:46, Ин. 19:30), но и оживил четверодневного мертвеца как Бог (Ин. 11:39-44). Он спал в лодке как человек (Мф. 8:24, Мк. 4:38, Лк. 8:23), но и ходил по воде как Бог (Мф. 14:25, Мк. 6:48, Ин. 6:19).

Эранист.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 41-44 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей

Господь взирает на небо, во-первых, для того, чтобы научить нас просить себе пищу у Бога, а не у диавола, как делают люди, живущие неправедными прибытками, во-вторых, для того, чтобы показать народу, что Христос не противник Богу, напротив, Сам призывает Бога. Дает хлебы ученикам, дабы они не позабыли о чуде после того, как принимали хлебы собственными руками. И двенадцать коробов избытков остаются для того же, чтобы каждый из апостолов, понесши на своих плечах по коробу, содержал чудо всегда в памяти. А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. И Илия, пропитывая известную жену, доставлял именно столько, сколько достаточно было для пропитания. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток. Это - смысл исторический. В переносном смысле пять хлебов означают книги Моисеевы, которых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Две рыбы знаменуют слова рыбарей - Апостол и Евангелие. Ими-то питаются наши пять чувств, означаемые пятью тысячами народа. Впрочем, мы не все можем съесть, но многое останется в избытке, что могут понести одни апостолы. Так, труднейших сторон разумения Закона и Евангелия мы, еще раболепствующие пяти чувствам, не можем понести, а могут одни апостолы.

/приводится с сокращениями/

Источник: http://www.optina.ru/