Краткие исторические сведения. Архитектура. Святыни монастыря

 

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Ивановной, дочерью галицко-дмитровского князя Ивана Федоровича [1], потомка великого князя Всеволода Большое Гнездо[2].    - Рогожский летописец: «Того же лета (6853 от сотворения мира) князь великий Семен оженися в другие. У князя у Феодора у Сесвяславича поят княгиню Евпраксию. Такоже и братиа его князь Иван и князь Андрей, а князь Андрей у князя Ивана у Федоровича поя княгиню Марию. Вси трие единаго лета женишася». По данным Троицкой летописи и Рогожского летописца, княгиня Мария Андреева (то есть супруга князя Андрея) постриглась в созданной ей обители в схиму с именем Марфы, скончалась 2 (15) декабря и была погребена в основанном ей монастыре. - Рогожский летописец:  «Тое же зимы в Филиппово говение, месяца декабря в 2 день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе»[3]    - Выписка из Троицкой летописи:  «Тое же зимы в Филиппово говение, месяца декабря во второй день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благоверная княгиня Мария Андреева, мати сущи Володимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре на рве, иже сама создала еще сущи в своем животе»[4]. 

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

   Имеются две версии о первоначальном местонахождении монастыря. Одна из них гласит, что первое время монастырь находился на территории Московского Кремля[5] и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву. Так назывался храм Рождества Богородицы на территории Кремля, находившийся за Архангельским собором, на территории двора князей Серпуховских. Тождествен ли он монастырю, о том может свидетельствовать фрагмент духовной углицкого князя Дмитрия Ивановича: "А что на Москве монастыри девичьи, Вознесенье Христово да Рождество Пречистые, что были надо рвом..." (Панова Т. Д. Историческая и социальная топография Московского Кремля в середине ХII - первой трети ХVI в. М: "Таус", 2013. С. 185). В Рогожском летописце же не сказано, что монастырь находился на рву. Это указание встречается, судя по выписке Н.М. Карамзина, в Троицкой летописи, а также в более поздних по времени Воскресенской и Никоновской летописях [6]. Названию «на рву» есть и другое объяснение: ров – крутой берег Неглинки, а «труба» (монастырь назывался также и «Рождественский девичь, что на трубе») – пролом в стене Белого города, через который протекала река Неглинка. По второй версии монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, на окраине Кучкова поля, во владениях княгини Марии Ивановны и князя Владимира Андреевича Серпуховских[7]. Монастырь создан в память о победе на Куликовом поле [8] по благословению преподобного Сергия Радонежского, ставшего первым духовником обители. Св. Сергий Радонежский основал свой Троицкий монастырь на землях серпуховского князя, поэтому был связан с его семьей. Он был духовником Марии Ивановны и ее сына Владимира Андреевича, крестил его детей [9].

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

  О св. Сергии стало известно великому князю Дмитрию Донскому и его супруге Евдокии Дмитриевне. Рассказать о нем могла Мария Ивановна, проживавшая в столице на своем дворе и посещавшая великокняжеский дворец[10]. Ей вместе с сыном принадлежала одна треть территории столицы[11], а также треть московских доходов – сбора различных налогов и т.п. [12]. Известно, что серпуховские правители, княгиня Мария Ивановна с сыном, оказывали помощь Дмитрию Донскому во время строительства каменных стен вокруг Москвы [13] и многих других начинаниях. Рождественский монастырь создавался по указу великого князя Дмитрия Донского. Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (в монашестве Евфросиния, прославленная в лике святых Русской Православной Церкви) внесла большой вклад в создание и становление обители, так что некоторые историки причисляют ее к основательницам монастыря. Преподобный Сергий дал обители общежительный устав[14]. В 1390-х годах в монастыре некоторое время жил преподобный Кирилл Белозерский[15]. Около 1433 года [16] в монастыре приняла монашеский постриг с именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго: она умерла 15 (28) августа 1437 года [17] и была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище. Княгиня Елена пожертвовала обители села Медкино, Дьяковское, Косино, а также Глебков сад, мельницу в устье Яузы и др. [18] Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества[19]. Восстановленный после двух московских пожаров 1500 и 1547 гг., он имеет в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. После пожара 1547 года в течение 350 лет собор был окружён пристройками. В пристройках к собору находятся: в северной части – придел Сошествия Святого Духа на Апостолов; в южной - старинные надгробия над захоронениями Долгоруких (ХVII-ХVIII вв.). В начале ХХ века пристройки были объединены папертью, выдержанной в стиле XVII века (архитектор Ф.О. Шехтель). 25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была пострижена с именем София жена великого князя Василия Третьего княгиня Соломония Сабурова. Существуют две версии – о добровольном и насильственном пострижении великой княгини Соломонии. Каждая версия имеет свои обоснования[20], летописные источники говорят о пострижении по доброй воле.

Преподобная София Суздальская

Преподобная София Суздальская

- «В лето 7034-е благоверная княгиня Соломонида, видя неплодство из чрева своего, якоже и древняя она Сара, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облещися в иночески образ. Да повелит ей сотворити тако, якоже хощет. Царь же и государь всея Руси ни слышати сего не восхоте и приходящих от нея велмож отревая з злобою. Великая же княгиня, видя непреклонна государя на моление ея, начат молити святейшаго архиепископа Данила, митрополита всея Руси, да умолит о сем государя, дабы сотворил волю ея быти, понеже Дух Святый всея пшеницу в сердце ея и да възрастит плод добродетели. Святейший же Данил, митрополит всея Руси, моления, слез ея не презре, много моли о сем государя и с всем священным сонмом, да повели воли ея быти. Царь же и государь всея Руси, видя непреклонну веру ея, и моления отца своего Данила митрополита не презре, повеле совершити желание ея» /Типографская летопись/ [21] Княгиня жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь. Преподобная София Суздальская прославлена в лике святых Русской Православной Церкви. Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Монастырь был восстановлен царем Иваном Грозным и его супругой царицей Анастасией). По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел[22], поэтому южная апсида обособлена и завершается маленькой главкой.  - Предание гласит, что царица Анастасия почувствовала на месте основания придела во имя святителя Николая в монастырском соборе (по другим сведениям – около монастыря - Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2000. С. 261.) первое движение младенца во чреве. После этого по повелению Иоанна IV к собору Рождества Богородицы был пристроен придел во имя святителя Николая

   В 1611 году, начиная с 19 марта, рядом с монастырем шли ожесточенные бои с интервентами. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского, дом которого находился на Большой Лубянке, местные жители (пушкари, литейщики, кузнецы) защищали свои дома и расположенные в этой части города монастыри [23]. Многие из защитников пали в бою и были погребены на монастырских кладбищах, в том числе и в Богородице-Рождественском монастыре. В период Смутного времени были утрачены монастырские документы, но первые цари из рода Романовых Михаил Феодорович и Алексей Михайлович подтвердили права монастыря на его исконные владения, пожаловав монастырю новые грамоты[24]. В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница[25]. В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святителя Иоанна Златоуста. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями[26]. Княгиня Фотиния Ивановна приняла в обители монашеский постриг и была в ней похоронена. В 1792 году к храму святителя Иоанна Златоуста сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена[27]), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. Усыпальница (склеп) князей Лобановых-Ростовских возведена в 1676-1677 годах с юго-восточной стороны собора. В ХIХ веке здание надстроили вторым этажом. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского.

 Монастырь в XIX—XX вв. С 5 сентября по ноябрь 1812 года в монастырь был оккупирован войсками армии Наполеона. В монастыре сохранилось предание о чуде от иконы святителя Николая: неприятельский солдат, пытаясь сорвать оклад с чудотворной иконы, сильно поранился, оцепенел и не мог сдвинуться с места, так что его на руках вынесли из церкви. Известен факт, что захватчики не причинили вреда никому из скрывавшихся на территории монастыря мирных жителей, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах; также и то, что монастырь в период нашествия Наполеона не пострадал от огня. Только в трапезной палате Богородице-Рождественского собора оккупанты устроили конюшню. Но в храме святителя Иоанна Златоуста ежедневно продолжали совершаться богослужения. Совершал службы монастырский священник Александр Васильев[28]. - Из книги «Любовь и единение»: В опустевших монашеских келлиях поселился французский генерал. Каждый день из монастыря обосновавшиеся в нем солдаты отправлялись за добычей и приносили в мешках награбленное. В одной из келлий была оборудована кузница, где все золотые и серебряные вещи переплавлялись в слитки. Увлеченно работая, французы весело распевали песни. «Как разведут огонь, мы смотрим и горюем, что русское добро погибает, – вспоминали монахини».     Ежедневные походы становились все менее удачными. Лавки и склады были уже дочиста разграблены, и солдаты нередко возвращались с пустыми руками. Тогда они шли к монахиням, жестами показывая, что хотят есть, хотя их голодные глаза были красноречивее жестов. «Кто что готовил, даст им, – рассказывали монахини, – потому ведь, захотят, так сами возьмут; опять же жаль их, сердечных, не умирать же им голодной смертью, а шли ведь они на нас не по своей воле» /Толычева. Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1873. С. 124./ Это чисто русское: «жаль их, сердечных» – свидетельствует о высоте и красоте духовной жизни Богородице-Рождественских монахинь. Они сожалели «о русском добре», но отдавали последний кусок хлеба, чтобы накормить голодного врага. Отступая из Москвы, неприятельская армия получила приказ Наполеона сжигать и взрывать крупные здания. «Исполняя приказ, французы попытались поджечь и Рождественский монастырь. Но солома оказалась отсыревшей, и свечи догорели, не причинив вреда» [29]. Существует еще одно предание, связанное с 1812 годом, которое гласит, что, после выхода неприятеля из Москвы, с колокольни Рождественского монастыря раздался первый благовест (по другой версии это событие связано с колокольней Страстного монастыря). В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня в стиле позднего классицизма с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонесского (арх. Н.И. Козловский). Проект был осуществлен на средства С. И. Штерич [30], внесшей также вклад на вечное поминание своего умершего сына – отрока Евгения [31].

Богородице-Рождественский монастырь. Фото 1880 гг.

Богородице-Рождественский монастырь. Фото 1880 гг.

Богородице-Рождественский монастырь. На переднем плане - храм свт. Иоанна Златоуста. Фотография 1880 гг.

Богородице-Рождественский монастырь. На переднем плане - храм свт. Иоанна Златоуста. Фотография 1880 гг.

  В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. Великое освящение придела св. прав. Филарета Милостивого совершил в 1869 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. Указ.соч. С. 15). В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые[32]. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным). В 1904—1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Этот храм строился в годы первой русской революции.  В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом [33]). При монастыре действовала церковно-приходская школа, до 1917 гг. ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов - член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел), а до него протоиерей Николай Ивановский - отец духовника Зачатьевского монастыря протоиерея Михаила Ивановского и дед священномученика Бориса Ивановского. Сын протоиерея Сергия Молчанова Виктор Молчанов стал известным фотохудожником.

 В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга)[34], часть икон первоначально переместили в храм святителя Николая в Звонарях, а позже — в церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе.  Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был оборудован и открыт концлагерь [35].

Собор Рождества Пресвятой Богородицы разоренный. 1920-30-е гг.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы разоренный. 1920-30-е гг.

   Многие сестры монастыря подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам. Из них: преподобномученица - инокиня Татиана (Бесфамильная Татьяна Николаевна) была заключена в тюрьму на Лубянку и расстреляна на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г. (в 2000 году причислена к лику святых Новомучеников Российских) [36] (день памяти – 8/21 октября);  преподобномученица - монахиня Евдокия (Перевозникова) (день памяти – 14/27 августа), которую игумения Ювеналия благословила нести послушание келейницы у священномученика Кирилла (Смирнова) (день памяти – 7/20 ноября). Священномученик Кирилл, будущий митрополит Казанский, жил в помещениях монастыря в 1917-1918 гг., во время работы Поместного Собора Православной Российской Церкви. Тогда он был архиепископом Тамбовским и Шацким, а с 1 апреля 1918 г. -  митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Начиная с 1919 года митрополит Кирилл неоднократно подвергался арестам и ссылкам, а преподобномученица Евдокия повсюду следовала за ним, оказывала различную помощь, носила ему передачи. 13 июля 1937 г. монахиня Евдокия и митрополит Кирилл были арестованы. 27 августа 1937 г. преподобномученицу Евдокию расстреляли в Лисьей балке (ныне в черте г. Шымкент, Казахстан). Погребена в общей могиле на месте своей гибели. Точное место захоронения неизвестно. Три месяца спустя, 20 ноября, здесь же принял мученическую кончину священномученик митрополит Кирилл (Смирнов). Также к чтимым в монастыре новомученикам относятся: прослуживший 9 лет в монастыре в сане диакона священномученик Павел Преображенский (расстрелян на Бутовском полигоне, день памяти – 8/21 октября); служившие на подворье монастыря священномученик  Димитрий Розанов (расстрелян на Бутовском полигоне, день памяти – 26 сентября/9 октября) и священномученик Василий Сунгуров (расстрелян на Бутовском полигоне, день памяти – 7/20 сентября).

 Монахиня Екатерина (Курбатова Евдокия Яковлевна) некоторое время находилась в УХТПЕЧЛАГе НКВД и умерла на этапе в 1938 году [37]. Инокиня Александра (Тихонова) была в заключении на Соловках. Священномученик Павел Преображенский расстрелян на Бутовском полигоне [38]. Протоиерей Сергий Молчанов (Молчанов Сергей Алексеевич) был арестован в 1928 и заключен в Бутырскую тюрьму, где он провел год, потом выслан из Москвы (скончался в 1932 году от скоротечного туберкулеза). «Милиция, помещающаяся в Рождественском монастыре, просит передать ей одну из пустующих церквей монастыря для клуба. Ходатайство удовлетворено» («Известия» от 14 января 1923 г.) Собор Рождества Пресвятой Богородицы был отдан под общежитие, с 60-х годов, после частичной реставрации, в нем помещался архив одного из научно-исследовательских институтов[39].

Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото начала 1990-х гг.

Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото начала 1990-х гг.

   Храм Казанской иконы Божией Матери был сначала отдан под жилье, в полуподвальном помещении находились Управдом, детский сад, жилые помещения. С 70-х годов в этом храме размещалась одна из кафедр МАрхИ.   Храм святителя Иоанна Златоуста и другие монастырские здания какой-то период принадлежали милиции, в них находились и жилые квартиры, а впоследствии также размещались конторские, научные, учебные заведения.

В храме свт. Иоанна Златоуста. 1920-30-е гг.

В храме свт. Иоанна Златоуста. 1920-30-е гг.

   Монастырское кладбище было уничтожено. На месте кладбища была сделана насыпь, на которой в 1935-1936 гг. построили школу [40]. При заблокированных дренажных системах, был обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах, что обрекало храмы монастыря на постепенное разрушение. Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и выполнения поддерживающих косметических работ в некоторых из строений. Но все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации. В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978) [41], решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. [42]. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две монахини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. 25 сентября 1978 года монахиня Варвара (Турусова), бывшая казначеей монастыря, была убита, хранившиеся у нее монастырские иконы украдены [43].    

   История подворья монастыря: С 1997 года монастырь имеет подворье с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в бывшем имении князей Шаховских и графа А.А. Эйлера. 

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на подворье монастыря в с. Федоровское Волоколамского р-на Московской обл.

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на подворье монастыря в с. Федоровское Волоколамского р-на Московской обл.

   Село Федоровское – старинная вотчина князей Шаховских, которые владели ей со второй половины ХVII века в течение двухсот лет. Усадебный комплекс сформировался во второй половине ХVIII века. Флигели помещались по диагональным осям главного корпуса. На момент начала деятельности  монастырского подворья сохранилась центральная часть ансамбля (в полуразрушенном состоянии) с двумя флигелями (из четырех), требовавшими капитального ремонта. Каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» строилась в середине 1760-х годов (не исключена и более ранняя дата). Основной придел храма посвящен иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», два боковых – святителю Николаю Чудотворцу и священномученику Василию, епископу Херсонесскому, вероятно, небесному покровителю одного из владельцев Федоровского – князя Василия Ивановича Шаховского. На средства В.И. Шаховского в 1802 году у церкви была сооружена цилиндрическая двухъярусная колокольня. В середине ХIХ столетья имение приобрел граф А.А. Эйлер. Во второй половине ХIХ века происходил ремонт храма, были устроены глава и высокие железные шатровые кровли над алтарем и приделами. Тогда же встал вопрос о перестройке колокольни. Приглашенный экспертом архитектор С.К. Родионов сделал заключение о ветхости давшей трещины постройки, стилистическом несоответствии ее с храмом. Новая колокольня была выстроена в 1894 году. В первые десятилетия советской власти, примерно до конца тридцатых годов ХХ века, в храме продолжали совершаться богослужения, хотя и с перерывами. После 1935 года богослужения возобновил священномученик Димитрий Розанов – священнослужитель закрытой в советские годы Зосимовой пустыни. В феврале 1937 года его перевели в Покровский храм села Ново-Васильевское Лотошинского района, а 8 сентября того же года он был арестован. После допросов 8, 13, 14, 15 сентября его перевели в Бутырскую тюрьму. 8 октября на заседании судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО ему была вынесена высшая мера наказания – расстрел. Священник Димитрий Ильич Розанов был расстрелян 9 октября 1937 года на Бутовском полигоне [44]. 27 декабря 2005 года священномученик Димитрий Розанов прославлен в лике святых. 27 июня 1938 года на Бутовском полигоне был расстрелян староста храма Киселев Михаил Николаевич [45]. 8 июня 1992 года он посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления. В начале 70-х годов ХХ в. были разрушены алтарь храма, оба придела, трапезная, большая часть перехода к колокольне. В церкви был утрачен иконостас, пол. Реставрационные работы в те годы не проводились. В советское время главный дом и два флигеля (юго-западный и юго-восточный) занимали различные организации, отчасти они были отданы под жилье. Здания не ремонтировались. В 1997 году было начато оформление документов и разработка плановых смет для организации хозяйственного подворья монастыря в селе Федоровское Волоколамского района Московской области. Церковь была передана монастырю Министерством культуры РФ в безвозмездное пользование, и в 2000-2003 гг. монастырем были заново отстроены алтарная часть храма, оба боковых придела, трапезная часть, переход к колокольне, отремонтирована кровля. С 2005 года в храме регулярно совершаются богослужения. Придел святителя Николая (южный боковой) является действующим, главный и северный боковой приделы находятся на реставрации. Главный дом усальбы был принят в полуразрушенном состоянии: сохранились «несущие» стены дома и сводчатый подвал под ним; крыша обвалилась. В настоящее время на подворье ведутся восстановительные работы. Адрес подворья: Московская область, Волоколамский район, село Фёдоровское.    

   Современная жизнь монастыря Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1989 году. [46]. Монастырь был возрожден 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых. Обители присвоен статус ставропигиальной. Настоятельницей монастыря с 1993 года является Игумения Викторина (Перминова) (возведена в сан игумении в 1998 г.). 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Епископ Солнечногорский Сергий, игумения Викторина (Перминова), игумения Иулиания (Каледа) и сестры нашей обители в день великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Епископ Солнечногорский Сергий, игумения Викторина (Перминова), игумения Иулиания (Каледа) и сестры нашей обители в день великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери 7 ноября 2010 г.

"Молитвами Священноначалия, наших наставников и предшественников сегодня возрождается обитель и живут ее насельницы. В их жизни есть место молитве и труду, а их внутреннее делание, конечно же, скрыто от людей. О нем может отчасти свидетельствовать наше отношение к окружающему миру". (из интервью Игумении Викторины "Монашеская жизнь полна радости. см. раздел "Монашеская жизнь") Еженедельно сестры посещают занятия по литургике, для них проводятся духовные беседы, ознакомление с материалами Международных Рождественских чтений и монашеских конференций. 

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 октября 2010 г.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 октября 2010 г.

     В настоящее время основания храмов полностью «освобождены» и расчищены, восстановлены белокаменный фундамент и фасад действующего Богородице Рождественского Собора (2002 г.), фундамент и фасад храма свт. Иоанна Златоуста (2007-2008 гг.). Сняты насыпные слои грунта (2000-2003 гг.), школа снесена (2007 г.), насыпь полностью ликвидирована (2006-2007 гг.), устроена костница, где были сложены собранные останки здесь погребенных. 4 ноября 2007 года над костницей Святейшим Патриархом Алексием II была произведена закладка часовни в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Сейчас в обители действуют 4 храма, один (святителя Иоанна Златоуста) находится на реставрации. Собор (его главный и северный приделы) является действующим: 16 ноября 1995 г. великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 07 ноября 2010 г. великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. 

    09 сентября 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, великое освящение храма сщмч. Евгения Херсонесского совершил Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. 

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершает великое освящение храма сщмч. Евгения Херсонесского. 9 сентября 2014 г.

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершает великое освящение храма сщмч. Евгения Херсонесского. 9 сентября 2014 г.

При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. С 2010 года, с появлением свободного помещения, был создан социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, создавшие Фонд поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

   Архитектура:    Ансамбль «Рождественский монастырь» является единым комплексом историко-культурного наследия, переданным Богородице-Рождественскому монастырю Русской Православной Церкви в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 657 от 15.07.93. Управлением Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы. 

 

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Богородицы (1501-1505) был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества[17]. Это четырехстолпный трехапсидный храм, по своей архитектуре напоминающий Спасский собор Андроникова монастыря. Восстановленный после двух московских пожаров 1500 и 1547 гг., он имеет в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Собор был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. После пожара 1547 года в течение 350 лет собор был окружён пристройками. В начале ХХ века пристройки были объединены папертью, выдержанной в стиле XVII века (архитектор Ф.О. Шехтель). В пристройках к собору находятся: в северной части – придел Сошествия Святого Духа на Апостолов; в южной - старинные надгробия над захоронениями Долгоруких (ХVII-ХVIII вв.). В 1922 году монастырь был закрыт: строения использовались не по назначению и не ремонтировались. В 1958-65-х годах ХХ века под давлением общественности была произведена частичная внешняя реставрация Собора силами В/О «Союзреставрация» по проекту мастерской 13 Управления "Моспроект-2" . Собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, но должных мер к тому не было принято. В советское время фундамент храма пришел в аварийное состояние; в 2002 году была проведена его реконструкция. За годы возрождения монастыря храм был отреставрирован, установлены иконостасы, в Свято-Духовском приделе возобновлены росписи. 

Храм свт. Иоанна Златоуста

Храм свт. Иоанна Златоуста

Храм святителя Иоанна Златоуста (по документам – Церковь Иоанна Златоуста, 1676-1687) построен на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской. В 1792 году к храму святителя Иоанна Златоуста сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. Великое освящение этого придела совершилось в 1869 году. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным). В настоящее время храм реставрируется.     

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери (арх. П.А. Виноградов, 1904-1906) пятиглавый, бесстолпный храм был построен в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». Строение двухэтажное, с подвалом. В советское время в храме находилась кафедра живописи МАрхИ. В настоящее время храм полностью восстановлен и является действующим.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения Херсонесского

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения Херсонесского

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский, 1835-1836). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился. Некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 году силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 году силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 году была проведена реставрация кровли и фасадов колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 года храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий стилю храма.

   Здания обители: Первые одноэтажные кельи сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. (Сохранились одноэтажные каменные строения XVII-XVIII вв.) Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келий. На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и двухэтажное здание богадельни. 

Усыпальница кн. Лобановых-Ростовских

Усыпальница кн. Лобановых-Ростовских

   Усыпальница (склеп) князей Лобановых-Ростовских возведена в 1676-1677 годах с юго-восточной стороны собора. В ХIХ веке здание надстроили вторым этажом. Постановлением Правительства Москвы № 657 от 15.07.93 здание усыпальницы было передано монастырю в безвозмездное пользование; восстановлено.

Тройка. Картина Перова В.Г., 1865. Государственная Третьяковская галерея

Тройка. Картина Перова В.Г., 1865. Государственная Третьяковская галерея

   Каменная ограда была возведена на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской (вторая половина ХVII в.). В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда, которая многократно перестраивалась. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на том же основании.Часть северной стены запечатлена на картине В.Г. Перова "Тройка" (1865 г. Государственная Третьяковская галерея).  В послереволюционные десятилетия стены частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960-1965 годах. В настоящее время восстановлена западная стена, выходящая на ул. Рождественка, (2002 г.), ремонтировались башни, северная стена и сохранившаяся часть восточной стены, около которых расчищена территория, превращенная в советское время в свалку. В ограду встроили два жилых двухэтажных корпуса один – в конце ХVIII в. к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – в первой половине ХIХ в. со стороны бульвара. В ХIХ веке, параллельно корпусу, встроенному в западную стену, было возведено здание, объединенное с ним пристройкой. Так образовался дом G-образной в плане конфигурации, имеющий период строительства 1760-1812, 1850-1900-е гг.

Святыни монастыря: см. подробнее раздел "Святыни" 

Икона Живоначальной Троицы / Частица св. мощей вмч. Георгия Победоносца / Икона Рождества Пресвятой Богородицы / Казанская икона Пресвятой Богородицы / Боголюбская икона Пресвятой Богородицы / Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна / Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника / Икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца / Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей св. мощей / Икона прп. Софии Суздальской с частицей св. мощей / Икона Собора Оптинских старцев с частицами св. мощей / Икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей св. мощей / Икона св. блгв. князя Александра Невского (выносится для поклонения в день памяти святого)

Литература:

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. ХV. Рогожский летописец. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000.  Московский летописный свод, 1389 г.      Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: «Московский рабочий», 1991.      Гавриил (Игошкин), архимандрит, прписп. Загробная жизнь. /сост. – Куликова Л.В./ М.: Общество сохранения литературного наследия, 2011. С. 145-147.     Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2.      Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001.     Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908.      Ильенкова Н.В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82 - 88.    Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12-тт. М., 1991. Т.V.     Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.: Военное издательство, 1997. Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.      Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, Издательство «Отчий дом», 2009.      Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008.     Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Белорусский Экзархат, 2005      Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. http://www.mbrsm.ru/dedicated-reading-of-st-euphrosyne/196-morosova-le-maria-ivanovna-serpukovskaya.html     Морозова Л.Е. Святые угодницы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2014. Муравьев В.Б. Святая дорога. М.: «Изографус», «Эксмо», 2003.     Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов.       М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001. Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. М., Изд-во Троица, 1995       Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. М.: «Астрель», «АСТ», 2008.      Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989      Православные обители России. Москва: Путеводитель. М.: «Правило веры», 2000.      Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. М.: Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005.       Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. - М., 1881. - 16 с.    Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов... 2-е изд. Москва. 1995.      Фуфаев А.С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55 - 75.     Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с.     10 монастырей Москвы. Путеводитель. М., Вечерняя Москва, 2012

Примечания:

1.  Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. ХV. Рогожский летописец. Л. 278. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 56.; Православная Энциклопедия. Т. 8. Статья: Кучкин В.А. Владимир Андреевич Храбрый (Донской).http://www.pravenc.ru/text/159088.html; Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Cвятые угодницы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2014. С. 246.; Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. http://www.mbrsm.ru/dedicated-reading-of-st-euphrosyne/196-morosova-le-maria-ivanovna-serpukovskaya.html

2.   Происхождение княгини Марии Ивановны Серпуховской: Великий князь Всеволод Большое Гнездо – великий князь Ярослав Всеволодович – князь Константин Ярославич /первый удельный князь галицко-дмитровский (Галича Костромского)/ – князь Давид Константинович – князь Феодор Давидович – князь Иван Федорович, отец княгини Марии Ивановны.

3.   Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. ХV. Рогожский летописец. Л. 345. Указ. соч. С. 157.

4.   Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. С. 435.

5.                         Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 505—506; Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 15; Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008. С. 206.

6.                         Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12-тт. М., 1991. Т.V. С. 452, прим. 254; ПСРЛ Т. VIII. С. 60. Т. ХI. С. 121.

7.                         Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. М.: «Астрель», «АСТ», 2008. С. 208. /в издании приводятся обе версии/; Православные обители России. Москва: Путеводитель. М.: «Правило веры», 2000. C. 250.

8.                         Мазуров А.Б., Никандров А.Ю. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008. С. 206.

9.  Рогожский летописец. Л. 335 об. Указ. соч. С. 142.

10.                         См. Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. http://www.mbrsm.ru/dedicated-reading-of-st-euphrosyne/196-morosova-le-maria-ivanovna-serpukovskaya.html

11.                    Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей ХIV- ХVI вв. (ДДГ) М-Л., 1950. С. 50. // Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г.

12.                    Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. Указ. соч. С. 241.

13.                    Приселков М.Д. Указ. соч. С. 381-384.

14.                    По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов. Также см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. – М.: Типография общества распространения душеполезных книг, 1881. С. 3.

15.                    Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М.: «Московский рабочий», 1991. С. 199-200.

16.                    Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. Указ. соч. С. 156.

17.                    Там же. С. 241. // ПСРЛ Т. ХХ. Ч. 1. С. 241.

18.                    Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. Указ. соч. С. 249.

19.                    Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. С. 446. 20.                    О том, что пострижение не было делом насильственным, свидетельствуют летописи: Никоновская, Софийская 2-я, Типографская и Псковская 1-я. О насильственном пострижении говорят Курбский и Герберштейн («Записки о Московии»), который приехал в Россию после пострига великой княгини, спустя год. Подробнее см. ПСРЛ Т. IV.; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 731; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. С. 97; Хижий М., свящ. Историческая справка // Житие преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 17-18.

21.                     ПСРЛ Т. ХХIV. C. 222-223 // Хижий М., свящ. Историческая справка // Житие преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской. Указ.соч. С. 17-18.

22.                        Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. С. 446.

23.                    Муравьев В.Б. Святая дорога. М.: «Изографус», «Эксмо», 2003. С. 153-155.

24.                    Православные обители России. Москва: Путеводитель. М.: «Правило веры», 2000. С. 261.

25.                    Русские монастыри и храмы: историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. Указ. соч. С. 446; Православные обители России. Москва: Путеводитель. Указ. соч. С. 277.

26.                    Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 209. // Москва Православная. М., 2003. С. 152.

27.                    Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 215.

28.                    Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 211-217, 358-359.

29.                    Толычева Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1873. С. 136.

30.                Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 217.

31.                    Православные обители России. Москва: Путеводитель. Указ. соч. С. 281.

32.                    Там же. С. 275-276.

33.       Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М.: Издательство ПСТБИ, 1995. С. 114–115.

34.                    Русские монастыри и храмы: историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. Указ. соч. С. 446. Также http://www.pravoslavie.ru/put/070920131549.html

35.                    Головкова Л. А., научный сотрудник ПСТБУ, главный редактор Книги памяти "Бутовский полигон". Московские расстрелы. Доклад на IX Рождественских чтениях. Секция "Православная Энциклопедия". http://www.rusk.ru/st.php?idar=6069 1.05.2001;Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 212. Также: https://bessmertnybarak.ru/article/rozhdestvenskiy_konzlager/

36.                    Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 302.

37.                    Гавриил (Игошкин), архимандрит, прписп. Загробная жизнь. /сост. – Куликова Л.В./ М.: Общество сохранения литературного наследия, 2011. С. 145-147.

38.                    Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. М.: Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005. Священномученик Павел Преображенский – С. 82; преподобномученица Татиана (Бесфамильная) – С. 130 (в сборнике названа монахиней; согласно данным игумена Дамаскина (Орловского) – инокиня), священномученик Димитрий Розанов – С. 114. (Канонизирован Постановлением Священного Синода РПЦ 27.12.2005г. )

39.                    Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 209.

40.                    См. Морозова Н.Д., зав. Отделом исследования творчества М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой Гос. Третьяковской галереи (жила на территории монастыря с 1929 г.) Воспоминания о жизни в закрытой обители // Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, Издательство «Отчий дом», 2009. С. 203-209; Закрытая обитель в воспоминаниях Н.И. Таратуниной (жила на территории монастыря с 1928 г.) http://www.mbrsm.ru/article/125-closed-abode-in-the-memories-ni-taratuninoy.html

41.                    Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 209.

42.                    Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. Указ. соч. С. 447.

43.                    По данным родных и близких монахини Варвары (Турусовой), а также см.http://www.mbrsm.ru/article/125-closed-abode-in-the-memories-ni-taratuninoy.html

44.                    Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. М.: Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005. Священномученик Димитрий Розанов – С. 114. (Канонизирован Постановлением Священного Синода РПЦ 27.12.2005г.

45.                    Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов-синодик. Указ. соч. С. 137-138. 46.   Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. Указ. соч. С. 212.