Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба: вечное воздаяние. Часть 3

   Великая княгиня Соломония Сабурова была пострижена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где принимала постриг преподобная София Суздальская

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где принимала постриг преподобная София Суздальская

  Спустя короткое время она была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стояли великолепные храмы, возведенные благодаря вкладам великокняжеской четы. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты.

Суздальский Покровский монастырь

Суздальский Покровский монастырь

   В суздальской обители преподобная София прожила в строгих подвигах и взошла к вершинам святости. Одним из свидетельств подвигов великой княгини и ее любви к ближним был колодец, который она собственноручно (!) выкопала для нужд обители [1].

 …Вскоре после развода (прошел с тех пор лишь Рождественский пост) Василий III сыграл новую свадьбу. Пять лет спустя у него родился наследник – Иоанн IV; а еще через три года великий князь скоропостижно скончался. Приближение смерти было неожиданным как для князя, так и для его молодой супруги, и всех подданных. Василий успел перед кончиной принести покаяние и принять великую схиму. Вторая супруга великого князя, отстранив опекунов наследника, правила страной недолго: 4 апреля 1538 года она умерла. Исторические свидетельства о жизни великокняжеской семьи неоднозначны, причины смерти Василия III и великой княгини Елены до конца не выяснены, но, как бы то ни было, их совместную жизнь трудно назвать в полном смысле слова счастливой.

    Судьба святой Софии, избравшей монашеский путь, сложилась по-иному. Еще при жизни добрая молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась на Руси, в исполнение Евангельского слова «не может град укрытися, верху горы стоя: ниже вжигают светильника, и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине сyть» [2]. Святая стала духовной матерью монашествующих и молитвенницей обо всех просящих ее помощи. Еще во временной жизни она нашла евангельскую Драгоценную Жемчужину – Христа. Во Христе она переживала в своем сердце невыразимое счастье − внутренний мир, радость, покой и любовь, простирающуюся и к врагам. В этом блаженном состоянии она перешла в жизнь вечную. Преподобная София преставилась 16 декабря 1542 года, пережив и своего супруга, и Елену Глинскую.

   Итак, преподобная София достигла того, чего желала – святости и полного единения с Бессмертным Женихом ее души Христом. Господь прославляет святых и на земле, чтобы люди назидались их примером, подобно им достигали святости и обращались к ним за помощью. Одним из первых агиографов – жизнеописателей преподобной Софии стал архиепископ Суздальский и Тарусский Серапион.

   Архипастырь-аскет до своего возведения на Суздальскую кафедру шестнадцать лет (1618-1634 гг.) настоятельствовал в Толгском монастыре. В 1642 году он был одним из кандидатов на Патриарший престол. Когда был избран архимандрит Московского Симонова монастыря Иосиф, архиепископ Серапион возвратился к своей пастве, которую успел полюбить. Владыка Серапион проявлял большую заботу о благолепии суздальских храмов и почитании местных святых: он собирал сведения и о непрославленных еще праведниках. Как видно из составленной им службы святой, Суздальский архиепископ внимательно относился ко всему, что было связано с именем и почитанием преподобной Софии. Именно он первый обратился с донесением к Патриарху Иосифу, прося соборно рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых.

  Обратиться к Первосвятителю архиепископа побудили чудеса и исцеления, в течение столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет [3]; многие исцелялись по молитвам преподобной Софии от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

  В 1609 году, в период польско-литовской интервенции, в окрестностях Суздаля свирепствовали отряды атамана Лисовского. Бандиты были уже в стенах Суздаля, когда их атаману явилась во сне преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала его жечь и опалять. На Лисовского напал ужас: вскоре после явления он тяжело заболел, у него отнялась правая рука. Атаман понял, что его карает Бог, и отступил от Суздаля [4]. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам.

   В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли. В связи с предстоящей канонизацией архиепископом Серапионом была составлена и служба, но сама канонизация последовала нескоро.

  С конца XVII столетия в русском государстве был начат насильственный процесс секуляризации и переустройства общественной жизни по западному образцу. Еще раньше этого в Церкви произошел раскол. Преобразования Петра I усугубили разделение. Беда русского общества заключалась совсем не в том, что в его жизненный уклад вводилось нечто новое, и не в том, что называется прогрессом. Гибельной была переоценка ценностей, которые поменялись местами: в сознании людей земное и временное стало господствовать над вечным, внешнее над внутренним, светское над духовным. Дух православного христианства – дух Божественной любви, истинной молитвы, живой веры и надежды на Бога, дух христианского подвига беспощадно изгонялся из жизни, но угасить его совершенно не удалось. Молитвы Богоматери и заступничество русских святых на несколько столетий предотвратили революционную катастрофу.

Икона преподобной Софии Суздальской с частицей мощей святой. Фото В. Ходаков

Икона преподобной Софии Суздальской с частицей мощей святой. Фото В. Ходаков

  И все же, перед тем как эта катастрофа произошла, часть общества обратилась к своим духовным и историческим корням. В периоды царствования Александра III и Николая II лучшие общественные силы старались остановить революционную волну, обращая внимание русского народа на уроки прошлого, стремясь вернуть ему исконно православное мировоззрение. За сравнительно короткий период времени было прославлено семь русских святых, а также возобновлено почитание некоторых несправедливо деканонизированных и намеренно «забытых» угодников Божиих. Отмечалось заметное оживление интереса к древнерусской иконе, древнему церковному пению – знаменному распеву как к основе русского православного церковного пения. У исследователей появился интерес к изучению древнерусского языка, быта и традиций нашего народа, памятников русской старины. Это стремление возникло при участии последних русских императоров и по их почину.

   Вопрос о прославлении святой Софии также затронут в конце XIX – начале XX столетия. О ее личности и судьбе стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде [5].

  На протяжении столетий святая София продолжала благодетельствовать людям. Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многого, происходившего у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, этот пастырь верил в грядущее прославление преподобной.

  Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии [6].

08_05_13_1

  В девяностых годах XX столетия, по прошествии тяжелого для Русской Церкви периода гонений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости. И это не удивительно.

  Благодать Святого Духа, которую стяжала преподобная София – это и есть ее истинное богатство и счастье и в земной, и в вечной жизни. Любовь к людям побуждает святую просить Господа, чтобы все стали причастниками счастья в Боге. И ее радость ощущается и передается, в меру чистоты души, тем, кто любит и чтит преподобную Софию. Московская Богородице-Рождественская обитель имеет бесценное сокровище – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей находится в Богородице-Рождественском соборе.

  История преподобной Софии Суздальской, ее близких и современников показывает, что счастье или несчастье зависит не от обстоятельств жизни и отношения окружающих, а от духовно-нравственного выбора человека.

Игумения Викторина (Перминова)

Статья републикована 24 августа 2016 г.

Счастливая судьба. Часть 1.

Счастливая судьба. Часть 2.

Примечания:
[1] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995.С. 7.
[2] Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф. V, 14-15). Слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им в Нагорной проповеди.
[3] Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», С. 259.
[4] Так сообщают летописное и устное предание. См. Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 8.
[5] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 20.
[6] Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 20.