Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Больше других потрудившиеся

п036 11 июля 2016 года, перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, состоялась следующая беседа игумении Викторины с сестрами. Расшифровку беседы публикуем на нашем сайте.

   Святые апостолы Петр и Павел названы первоверховными, однако это название не является знаком их особой власти или преимуществ.  Все апостолы облечены равной силой свыше и одинаковой властью разрешать человеческие грехи. По учению Церкви, Глава ее есть Христос, а все апостолы являются Его служителями (Кол. 1:18). Почему же двое апостолов так почтены Церковью? Апостолы Петр и Павел больше других потрудились и пострадали, проявили большие жертвенность и покаяние. И Сердцеведец-Господь принял их страдания, болезни и смерть, по словам церковного песнопения, «паче всякого всеплодия».

  Жизнь этих удивительных святых людей до встречи со Христом складывалась неодинаково: апостолы отличались друг от друга по свойствам характера, по воспитанию и роду занятий.  Если апостол Петр был простым рыбаком, то святой Павел – одним из образованнейших людей своего времени. Но Христос повел их по одному пути апостольского служения. Дух Святой равно соделал их проповедниками Евангелия, раскрыв их лучшие качества.  Божественная благодать всегда оставляет за человеком свободу выбора и сохраняет свойства каждой личности.  И Апостолы добровольно и свободно избрали Христа. Призванные Богом, они оставили все и последовали за Ним, были едины в своей любви к Нему и имели один дух Христов.

в11

Обитель перед праздником. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня и главки Казанского храма

   Бог знает и видит сердце человека. А сердце, которое действительно любит, тяжело переживает, если и невольно оскорбит и обидит любимого. Что же испытывал апостол Петр, пламенно любивший Христа, и как он всю жизнь оплакивал свое отречение? Что переживал апостол Павел –  бывший гонитель Христа и его последователей, когда понял, что гнал Того, Кого больше всех любил – Бога? Господь допустил быть этим чрезвычайным обстоятельствам в жизни апостолов, чтобы их покаяние, смирение, любовь к Богу стали более глубокими, и они не возгордились бы теми необыкновенными дарованиями, которые получили Свыше. И оба апостола не предались унынию, но, стремясь к Богу, принесли Ему деятельное покаяние и  многие труды.

   Церковь прославляет апостола Петра как первого исповедавшего Иисуса Христа Сыном Бога Живого. По слову Христа, не плоть и кровь открыли ему эту истину, но Отец Небесный. Апостол Петр был самовидцем великих дел и чудес Христовых. Он был среди других избранных Спасителем учеников на Фаворе, где духовная чуткость Петра и свойственная ему пламенность проявились в восклицании: «Господи, добро есть нам зде быти!» (Мф. 17:4). Он действительно был готов принять за Христа смерть и пошел к Нему даже по водам. Но Господь желал, чтобы его преданный ученик понял, что человек ничего не может сотворить без Бога.

Обитель перед вечерним богослужением. Храм святителя Иоанна Златоуста и усыпальница.

Обитель перед праздником. Храм святителя Иоанна Златоуста и усыпальница.

  Апостол Петр был открыт Христу. Он не скрывал от Господа собственных мыслей, в простоте сердца задавал вопросы, не боялся показать себя таким, какой он есть на самом деле. И Божественный Учитель помогал ему, разрешая недоумения и показывая ошибки. Эти вразумления были необходимы и полезны для души, но подчас нелицеприятны. Однако ученик с благодарностью принимал от Спасителя все вразумления и даже укоры. Он нелицемерно любил Учителя и чувствовал Его любовь. Это духовное воспитание и близкое общение со Христом укрепили душу Петра и помогли ему в трудную минуту. После отречения он не предался отчаянию, но принес покаяние и продолжал следовать за своим Учителем, Который полностью простил ученика и восстановил в апостольском достоинстве. И удивительно, что робкий рыбак, не обладавший даром слова, стал выдающимся проповедником. Благодать Святого Духа действовала в нем так, что своим словом он обращал ко Христу одновременно по три и по пять тысяч человек, воскрешал мертвых, исцелял больных, духовно назидал и утешал многие души.

   Апостол же Павел причислен к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 2:5), так  как потрудился больше других. За свою великую любовь к Спасителю он получил чрезвычайные дарования и откровения от Господа.  Святой Павел был восхищен в рай, слышал то, что невыразимо нашим человеческим языком. Он засвидетельствовал, что не видело око, не слышало ухо, и на сердце человеку никогда не приходило то, что Бог уготовал любящим Его. Но при этом апостол имел многие скорби, выдерживал сильную брань с духами злобы, и даже, как он сам выразился, «за премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет» (2 Кор. 12:7). Но в этих сложных обстоятельствах проявлялся особый Промысл Божий о нем и о Церкви.

Перед праздником. Солнце над храмом Казанской иконы Божией Матери. 11 июля 2016 г.

Перед праздником. Солнце над храмом Казанской иконы Божией Матери. 11 июля 2016 г.

   Блаженный Феофилакт Болгарский приводит такое толкование на ответ Господа апостолу Павлу «довлеет ти благодать Моя» и «сила Моя в немощи совершается»:  «Ты страдаешь, Павел, для того, чтобы не показалось, что многие поставляют препятствия для проповеди вследствие Моего бессилия. Дерзай; ибо сила Моя обнаруживается полнее, когда вы, гонимые, побеждаете гонителей. Заметь, сам он сказал, что для того предан искушениям, чтобы он не превозносился; Бог же указывает другую причину этого, ту именно, что сила Его тогда только обнаружится вполне, когда апостолы будут находиться в немощи, то есть среди гонений и опасностей» [1]. 

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Лития

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Лития

   Святой Павел так описывает свою апостольскую жизнь: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?  (2 Кор. 11:23-29)». Несмотря на разницу в событиях и конкретных обстоятельствах, данные слова в той или иной мере применимы и к жизни других последователей Христовых.

Всенощное бдение. Духовенство выходит на полиелей. 11 июля 2016 г.

Всенощное бдение. Духовенство выходит на полиелей. 11 июля 2016 г.

   Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце апостолов любви к Богу. Как же при этом они относились к людям? Имея в себе благодать Всесвятого Духа, апостолы любили всех людей и даже своих гонителей. Еще при земной жизни Спасителя апостол Петр все время проявлял заботу о пастве – о тех, кто слышал слово Господа. Он спрашивал у Божественного Учителя, как люди смогут воспринять и исполнить Его спасительное слово. Когда же Дух Святой сошел на апостолов, их любовь к ближним проявилась во всей полноте. Они полагали душу за каждого из духовных чад и переживали за тех, кто их гнал и преследовал, молясь, чтобы Господь умягчил их сердца и обратил ко Христу.  Архимандрит Кирилл (Павлов) в своей проповеди сказал, что «святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей» [2].

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Помазание. 11 июля 2016 г.

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Помазание. 11 июля 2016 г.

   В слове, посвященном первоверховным апостолам, архимандрит Кирилл приводит и такую важную мысль: «Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Помазание. 11 июля 2016 г.

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Помазание. 11 июля 2016 г.

   Святой Ефрем Сирин говорит: “Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых”» [3].

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Прихожане подходят на помазание. 11 июля 2016 г.

Всенощное бдение на праздник св. апостолов Петра и Павла. Прихожане подходят на помазание. 11 июля 2016 г.

   Нужно сказать еще и о том, что первоверховные апостолы утвердили Церковь, оставив свои Богодухновенные писания. В апостольских Посланиях мы имеем неисчерпаемый источник духовного назидания и утешения. 

  Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, в одной из проповедей говорит: «Оба (апостола) оставили… свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (1Пет. 4:12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство премудрости и ведения, заключенное во Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8). Но… как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы “слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее”, проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4:12-13), и обращаемся к мудрости земной, “по стихиям мира” (Гал. 4:9; Кол. 2:8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни человечества … А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой…» [4]

   Вспомним же слова апостола Павла о том, что «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3-5)». И действительно, именно в скорбных обстоятельствах, переносимых с любовью ко Христу, апостолы имели такую радость и  надежду на Бога, какой нет и не может быть у человека, живущего в полном довольстве и благополучии.

   Святые первоверховные апостолы Петр и Павел проповедовали не только словом, но и собственной жизнью, и могли сказать о себе: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Их светлый образ, духовное слово и любовь ко Господу могут вдохновить нас и воспламенить наши сердца, чтобы и мы могли последовать апостольскому слову: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).

Игумения Викторина (Перминова)

11 июля 2016 г.

[1] Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-korinfjanam/12 

[2] Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 1962 г. Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 1999.  Сайт храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

[3] Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 1962.г. Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 1999.  Сайт храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

[4] Уфимские Епархиальные Ведомости. 1902. № 15. С. 945-–949.