Год 1917: тяжкий крест последних насельниц обители В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен пришедшими к власти «воинствующими атеистами», а проще сказать – богоборцами. То, на что не решились в свое время наполеоновские солдаты, остановленные чудесным знамением, сделали отступившие от Бога соотечественники.
«Ризы с икон были сняты и вывезены. Всего из Рождественского монастыря было вывезено 17 пудов серебра»9. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году: по сообщению газеты «Известия» от 16 мая 1923 года, с территории обители было выселено 788 монахинь10; многие из них были арестованы. Игумения Ювеналия и несколько сестер были сосланы на Соловки, в лагерь особого назначения. Это известное всему миру место, освященное подвигом Соловецких чудотворцев и многих поколений монашествующих, стало личной Голгофой для многих новомучеников и исповедников Российских и тысяч безвестных страдальцев, лучших людей своей эпохи, цвета русской нации. Именно там теряется след, оставленный на земле праведной жизнью последней Рождественской игумении. В разоренной обители настоятельский и сестринские корпуса были отданы под коммунальные квартиры. Некоторым сестрам позволили остаться в своих келлиях на правах жильцов или поселиться где-либо на территории монастыря. Среди них были казначея монастыря монахиня Варвара, которой игумения Ювеналия успела передать на хранение некоторые монастырские иконы – святыни обители, и монахиня Викторина. Родственницы этих сестер, дожившие до наших дней, показывали те келлии, где жили монахини, и рассказывали о том, что они зарабатывали на жизнь, стегая одеяла. Некоторые из бывших жильцов коммунальных квартир вспоминали, что за работой они пели духовные песнопения и псальмы – духовные канты. Большинство рождественских инокинь претерпели гонения за веру, были замучены и убиты.
К Собору новомучеников и исповедников Российских причислена инокиня Татиана (Бесфамильная). Татьяна Николаевна Бесфамильная родилась 10 января (22 января по н. ст.) 1866 года в бедной многодетной семье. Раньше считалось, что святая родилась в Москве11, но в документах из следственного дела местом рождения указано село Спасская Слобода (по-другому – Спасское) Звенигородского уезда Московской губернии. В возрасте пяти лет она была отдана своей матерью, у которой не было возможности прокормить и обеспечить всех своих детей, в приют Московского Богородице-Рождественского монастыря. С детских лет привычная к монастырской жизни, молитве и рукоделью, по окончании монастырской церковно-приходской школы Татьяна осталась жить в обители. Она исполняла различные послушания, но пострига не принимала. Только в 1920 году, в преклонном возрасте, послушница Татиана приняла иноческий постриг. После закрытия обители она жила на квартире недалеко от монастыря, свято храня в душе иноческие обеты и те духовные сокровища, которые дала ей монастырская жизнь. В те годы она добывала себе пропитание рукоделием и шитьем. Будучи арестованной и заключенной в тюрьму на Лубянке, преподобномученица Татиана, как свидетельствуют о том следственные материалы тех лет, держалась мужественно: никого не предала и виноватой себя не признала. 21 октября 1937 года святая была расстреляна на полигоне в Бутове и погребена, как и многие тысячи невинно убиенных, в безвестной могиле. Ныне она предстоит в сонме новомучеников и исповедников Российских Престолу Божию, вознося молитвы о своей обители и всей Русской земле. Память преподобномученицы Татианы совершается 8 / 21 октября.
9. Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Московский Сретенский монастырь; Правило веры, 2000. С. 264.
10. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Сост. П.Г. Паламарчук. Т. 1: Кремль и монастыри. М.: Астрель; АСТ, 2004. С. 209.
11. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь: Булат, 2001. С. 302.