5. Под скипетром самодержцев (история обители в XVI-XVII веках)

  Царь Иоанн IV Васильевич Грозный – благотворитель обители

  «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужаса и печали, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают»1. По преданию, таким было пророчество Иерусалимского патриарха Марка о сыне Василия III. В январе 1526 года великий князь Московский сочетался вторым браком с княжной Еленой Глинской, а в августе 1530 года родился долгожданный наследник – Иоанн IV, тот самый венчанный на царство первый русский самодержец, которого на Руси, да и по всему миру нарекут Грозным царем. Обрадованный отец повез младенца в Троицкий монастырь, там окрестили его у гроба святого Сергия. Всего через три года, умирая и принимая перед смертью схиму, Василий обратился к боярам со словами: «И вы, братие, постойте крепко, чтобы сын мой учинился на государстве государем; была бы в земле правда, а на вас бы розни не было некоторыя»2. Перед смертью он благословил своего трехлетнего сына Ивана «на государство крестом Петра чудотворца, коим благословлен был Иоанн Калита»3.

utro-v-moskve

  Большинство окружавших малолетнего царя бояр забыли заповедь преподобного Сергия: «Любовию и единением спасемся» – те золотые слова, которые свято помнили и исполняли верные слуги отечества во времена Димитрия Донского и Владимира Храброго. После преждевременной смерти матери царя Елены Глинской (3 апреля 1538 года) начались бесконечные смуты в среде бояр, теснивших и давивших друг друга в борьбе за власть. В этих крамолах враждующих не останавливала даже святость сана первосвятителей. В начале февраля свергли с престола митрополита Даниила и сослали его в Волоколамский монастырь, где он прежде был игуменом. Не успел еще Первосвятитель отречься от митрополии, как на его место был избран преемник.

  Новый митрополит, Иоасаф – из игуменов Сергиевой Лавры, – оказался мужем не только добродетельным, но и бесстрашным. Вместе с некоторыми боярами он в июне 1540 года ходатайствовал перед князем Иваном Шуйским об освобождении князя Бельского, и Бельский был освобожден. С того времени Бельский и митрополит сделались приближенными юного государя и старались употреблять свою власть для умиротворения и благоденствия отечества. Шуйский и его сторонники до времени затаили свое негодование, но в ночь на 3 января 1542 года А.М. Шуйский совершил переворот и захватил власть. Бельский спустя некоторое время был умерщвлен, а владыка Иоасаф сослан на Белоозеро, в Кириллов монастырь. На место его был возведен владыка Новгородский Макарий, святитель просвещенный, усердный ко благу Церкви и отечества4.

  Тем временем подрастал юный самодержец-сирота. Имея от рождения отличные способности, но предоставленный своим влечениям, оставленный без всякого воспитания, он развивался во зле, а не в добре. Бояре, на горе самим себе, лишь усиливали дурные наклонности и привычки молодого царя до страстей: они тешили его звериной охотой, любовались, как он убивал животных и мучил их. «Пусть веселится державный», – говорили они.

  Отрок-царь уже понимал, что верховная власть, которой так дерзко злоупотребляли князья Шуйские и другие бояре, принадлежит ему, а не им; видел, что они пренебрегают им. В его душе возрастала ненависть к боярам-крамольникам.

  Семнадцатилетним юношей Иоанн IV был венчан на царство и вступил в брак. Торжество царского венчания было совершено митрополитом Макарием в Успенском соборе 16 января 1547 года. На Иоанна был возложен царский крест, венец Мономахов и бармы. С того времени самодержцы русские начали не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства во всех актах именоваться царями, сохраняя и древний титул великих князей.

  Что касается женитьбы государя, то его выбор пал на девицу Анастасию Романовну, дочь вдовы Захарьиной. Отец Анастасии, Роман Юрьевич, был окольничим, а дед – боярином Иоанна III. Но не знатность рода, а личные достоинства невесты оправдывали царский выбор; современники приписывают Анастасии все женские добродетели: искреннее благочестие, смирение, целомудрие, милосердие, доброту души, соединенные с умом основательным и твердостью воли, которые укрощали пылкие страсти супруга. Летописцы свидетельствуют, что «добрая царица наставляла и приводила царя на всякие добродетели»5.

  Царь Иоанн Васильевич Грозный любил и почитал свою первую супругу, которая оказывала на него благотворное влияние. Нужно сказать, что повлиять на государя подобным образом ей, да и весьма уважаемому Иоанном митрополиту Макарию, удалось не сразу. Государь с детских лет видел по большей части лишь дурное и порочное и был к сему приучен. Чтобы как-то остановить развитие и разрастание в нем зла, нужен был суровый и страшный урок, и этот урок был ниспослан в страшном пожаре, опустошившем Москву. Пожар начался на Арбате 21 июня 1547 года и в истории получил наименование Воздвиженского. grozniyНа пепелище столицы кипел народный мятеж, Иоанн оставался в страхе на Воробьевых горах. Именно тогда предстал пред царем священник Благовещенской церкви Сильвестр и призвал юного самодержца к покаянию. Потрясенная и смягченная бедствием душа царя приняла в тот грозный час слово обличения.

  Богородице-Рождественская обитель понесла от пожара огромный урон, разделив участь столицы и ее державных правителей, как это случалось уже неоднократно, и это обстоятельство еще более усилило почитание древней обители царской четой. В 1550 году Иоанн Грозный с супругой Анастасией восстанавливали обитель6. Благожелательное отношение Иоанна IV к Богородице-Рождественскому монастырю объясняется еще и следующим обстоятельством. Предание гласит, что царица Анастасия почувствовала на месте основания придела во имя святителя Николая в монастырском соборе (по другим сведениям – около монастыря7) первое движение младенца во чреве. После этого по повелению Иоанна IV к собору Рождества Богородицы был пристроен придел.

  По кончине своей благочестивой супруги, которой одной лишь доверял и к голосу которой всегда прислушивался, Иоанн постепенно сделался правителем, заслужившим прозвание «Грозный» и внушавшим страх как своим подданным, так и тем, кто жил далеко за пределами Русской земли. Все прежние царские друзья и советники пострадали и были заменены жестокими опричниками, в окружении которых царь все больше развращался и ожесточался. Его мнительность и подозрительность достигли угрожающих размеров; согласно пророчеству Иерусалимского патриарха, «кровь полилась рекой и грады запылали».

  В наши дни некоторые православные христиане, имея «ревность не по разуму»8, самочинно причисляют Грозного царя к лику святых. Может быть, перед судом истории имеет смысл в чем-либо оправдать глубоко несчастного и страдавшего человека, который, несомненно, имел заслуги перед отечеством и добрые дела, но окончательный суд о нем принадлежит Судии всех – Богу. Бог прославляет святых, и Он являет Своим служителям, от Него поставленным, святость того или иного человека. С уверенностью можно сказать только одно: святости без любви, венца добродетелей, не бывает. Достаточно вспомнить о судьбе святителя Филиппа, митрополита Московского, который действительно был угодником Божиим, о судьбах многих честных, добродетельных и благородных людей, без причины заподозренных царем и замученных и убитых опричниками.

  Богородице-Рождественскую обитель страшное время опричнины не коснулось. Для нее царь Иоанн IV так и остался неизменным покровителем и щедрым благотворителем. Все, что было связано с именем его покойной супруги Анастасии Романовны и памятью о ней, было для него священно. Ныне существующий собор Рождества Пресвятой Богородицы – строение времен царствования Иоанна IV, предмет забот и особенного попечения грозного самодержца, – хранит до наших дней память об этом русском государе.

1. Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Московский Сретенский монастырь; Правило веры, 2000. С. 259.

2. Назаревский В.В. Из истории Москвы. 1147-1915 годы: Иллюстрированные очерки. М., 1996. (репринт. изд. 1914). С. 143.

3. Назаревский В.В. Из истории Москвы. С. 143.

4. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. VI. Ч. 1 .М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С.114-116.

5. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.; АСТ, 2006. Т. VIII. Гл. III. С. 594.

6. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. М.: Типография общества распространения полезных книг, 1881. С. 9.

7. Православные обители России. Москва: Путеводитель. С. 261. 8. Рим. 10, 2.