Прекрасный венец
… Там, где кончалось поле, и крутой спуск вел к реке, возвышался монастырский храм, и стояли небольшие, но добротные домики келий. Обитель, окруженная деревянной оградой, находилась недалеко от Москвы. Если пройти от Кремлевских стен по дороге, ведшей на север Руси, во Владимир и Суздаль, и, достигнув Кучкова поля, повернуть к реке Неглинке, то взору открывался пустынный монастырь – одна из первых женских обителей со строгим общежительным уставом. Тогда никто и не мог представить, что она когда-нибудь окажется в самом центре города…
При строгости жизни, все в обители было пронизано любовью и молитвой. Сестры монастыря потеряли мужей, сыновей и отцов в судьбоносной Куликовской битве. Главной победой, которую одержали герои битвы, было преодоление в самих себе «ненавистной розни мира сего» - гордости, самолюбия, амбиций, всегда рождающих разделение и вражду. Поэтому они одолели и врагов Руси. Жены и матери погибших воинов также одержали победу своим пламенным стремлением к Богу, истинной любовью к близким людям, очищением сердца в борьбе со страстями и немощами. Они жертвенно отдали жизнь, чтобы послужить Христу и Его Пречистой Матери в Доме Господнем.
По духовному пути сестер вели опытная наставница и святой духовник, который и ввел в монастыре общежительный устав. Так зарождалась обитель Рождества Пресвятой Богородицы – место молитвы, внутреннего делания, аскетических трудов и исполнения завета преподобного Сергия: «Любовию и единением спасемся».
С чего начинается монашество? С сердца, устремленного к Богу. Это стремление родилось у основательницы монастыря, по-видимому, давно. Княгиня Мария Ивановна Серпуховская потеряла мужа не на войне. Младший сын Ивана Калиты князь Андрей Серпуховской умер от чумы, поразившей в 1353 году всю Европу. Двадцатитрехлетняя вдова мужественно и смиренно приняла волю Божию. На сороковой день по смерти мужа она родила сына - будущего героя князя Владимира Андреевича Храброго.
Княгиня Мария Ивановна была дочерью Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича. Территория его княжества была значительной. Иван Федорович дал дочери в приданое земли в районе Радонежа. Это были как раз те земли, где преподобный Сергий основал Троицкий монастырь, на что князья Серпуховские выразили полное согласие и стали первыми благодетелями обители.
После смерти князя Андрея, в ведении Марии Ивановны была третья часть Москвы. Ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле, дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове просто не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Почему? Она хранила верность почившему мужу, посвятила жизнь сыну, которого воспитала глубоко верующим, порядочным человеком и настоящим героем. Но не только поэтому.
Стремление к Богу привело княгиню Марию к преподобному Сергию, и она стала его духовной дочерью и преданной ученицей. Ее можно назвать и женой-мироносицей, потому что она служила Преподобному и, по его благословению, Отечеству, не только от имений своих, но и от всего сердца. Ее духовная жизнь под руководством старца становилась все более внимательной и глубокой, а послушание – беспрекословным. Это была основательная подготовка к монашеству и к духовному наставничеству.
Княгиня Мария открыла для великокняжеской семьи и многих людей Игумена Земли Русской и начала его почитание. По просьбе великого князя, святой старец примирял князей, благословлял государственные начинания. В случае принятия великим князем решений, которые не принесли бы пользу Церкви, в его отношениях с Троицким игуменом возникали сложности. Но княгиня Мария вместе со своей родственницей преподобной Евдокией Московской всегда напоминали Димитрию, кем являлся для Руси преподобный Сергий.
Ближайший соратник и двоюродный брат князя Димитрия Донского Владимир Андреевич Храбрый, по примеру матери, избрал своим духовником преподобного Сергия. По благословению духовного отца, он отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия. Его жертвенный и смиренный поступок послужил становлению государства.
Мария Ивановна Серпуховская много сделала для родной земли. Она помогала восстанавливать Москву после пожара 1365 года и оказывала помощь погорельцам; выделила средства и приняла участие в возведении каменного Кремля, благодаря чему Москва выдержала осаду литовского князя Ольгерда Гедиминовича. Она много помогала и советом, и средствами великому князю. Сын княгини, Владимир Андреевич, с юных лет совершил много ратных подвигов и мудрых дипломатических шагов на благо Отечества. Его наставниками были преподобный Сергий и Мария Ивановна. Интересно, что давний противник Руси Ольгерд Гедиминович проникся таким уважением к храброму и великодушному Владимиру Андреевичу, что отдал за него свою дочь Елену, впоследствии усердно помогавшую свекрови в устроении монастыря. Неисповедимы пути Господни!
В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями Димитрием Донским и Владимиром Храбрым был уникальным. И этот пример так повлиял на других князей, что помог им сплотиться и победить превосходящего по численности противника на Куликовом поле. Княгиня Мария и преподобная Евдокия вместе с другими русскими женщинами горячо молилась за участников Куликовской битвы. И Господь даровал победу русскому воинству в день Рождества Пресвятой Богородицы.
Княгиня Мария и ее сын, как свидетельствуют летописи, любили и чтили монашествующих. Кроме постоянной помощи Троицкой обители, они способствовали становлению других монастырей. Около Серпухова одна за другой возникли две обители, которые возглавили преподобные Варлаам и Афанасий Серпуховские. Но главное дело княгини Марии, к которому вел ее Промысл Божий, и к которому она готовилась всю жизнь, было впереди.
После Куликовской битвы прошло шесть лет. И вот преподобный Сергий благословил свою духовную дочь княгиню Марию создать обитель Рождества Пресвятой Богородицы. В созданном монастыре княгиня приняла великую схиму с именем Марфы, построила прекрасный собор и келии для сестер. Но главное – она заложила основы духовной жизни монастыря. Это был венец ее жизни – венец прекрасный. Схимонахиня Марфа стала наставницей душ, уневестивших себя Христу, и молитвенницей за грядущие поколения монашествующих. Веками в ее обители исполнялся завет первого духовника монастыря преподобного Сергия о любви и единении.
Стремление и любовь к Богу одного человека послужили созданию большой обители, в которой перед ее закрытием подвизалось около 700 сестер. Молитвами схимонахини Марфы, здания монастыря не были полностью разрушены в советские годы, и на территории обители смогли остаться на правах жильцов некоторые ее насельницы. Даже в годы запустения в монастырских стенах, несмотря ни на что, сохранялась какая-то удивительная атмосфера, свидетельствующая о том, что это святое, намоленное место.
Сейчас, молитвами схимонахини Марфы, обитель возрождается. Жизненный подвиг основательницы монастыря, ее святые молитвы дали возможность многим обретать спасение и приближаться к Богу на этом святом месте. Воистину, когда один человек стремится к спасению, вокруг него спасаются тысячи. Вечная память и вечный покой приснопамятной схимонахине Марфе!