15 декабря 2014 года исполнилось 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского монастыря схимонахини Марфы. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил заупокойную Божественную литургию и литию по схимонахине Марфе на месте ее погребения, в Свято-Духовском приделе собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова), сестры и прихожане обители. По завершении богослужения Владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня мы молитвенно вспоминаем основательницу обители Рождества Божией Матери схимонахиню Марфу – княгиню Марию Серпуховскую. Она была женой младшего сына Иоанна Калиты князя Андрея. Княгиня Мария родила сына Владимира – будущего героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго, на сороковой день после того, как похоронила своего мужа. В 23 года она осталась вдовой и больше не выходила замуж, а всю жизнь посвятила воспитанию сына и служению ближним. Она была ближайшим другом, ученицей, духовной дочерью, преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Свой монастырь преподобный Сергий основал на землях, которые принадлежали роду князей Серпуховских. Княгиня Мария была ближайшим сподвижником Преподобного. Мы не так много знаем о ней, подобно тому, как мы немного знаем и о Женах-Мироносицах, больше нам известно об апостолах, которые были рядом со Христом. Княгиня Мария искренне любила Преподобного как святого мужа, как светильника Земли Русской и Церкви Христовой. Отношения между преподобным Сергием и великим князем Дмитрием Донским складывались по-разному. Великий князь приходил к святому за благословением, но чувствовал невозможность покорить его себе, сделать его своим послушником, что вызывало гнев и раздражение у князя Димитрия. И княгиня Мария могла донести до великого князя истину и напомнить ему о том, кем являлся преподобный Сергий. Ее сын, князь Владимир, был ближайшим сподвижником князя Димитрия Донского, и он показал первый пример братолюбия. В то время, когда князья враждовали за первенство, он добровольно и с любовью признал первенство князя Московского. Именно засадный полк князя Владимира Андреевича Серпуховского решил исход битвы на Куликовом поле. Мы знаем, что среди князей есть Владимир Святой, Мстислав Удалой, знаем Тверского князя, прозвание которого было Грозные Очи, но мы знаем только одного князя, имя которого было – Храбрый. Храбрость князя была Божией, он был Божиим человеком. У него была святая мать, которая воспитала сына в любви к Родине, к Церкви, ко Христу, и он, кроме Бога, ничего не боялся. Именно поэтому, когда, в свое время, литовский князь Ольгерд поступил к Москве и узнал о том, что Владимир собрал войско и стоит в Перемышле, то ушел из-под Москвы. В знак своего особого уважения к князю Владимиру, Ольгерд отдал за него замуж свою дочь Елену.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы помолиться за Божественной литургией и вспомнить о княгине Марии, в схиме Марфе, которая была ближайшим другом, сподвижницей, сомолитвенницей и женой-мироносицей для преподобного Сергия. И да поможет нам Господь, каждому на своем месте, смириться, быть мужественными, бесстрашными, забыть о себе во имя ближних, веры, Родины. Когда мы забываем о себе, то находим себя; когда вспоминаем о себе, то теряем себя. Ибо, только погубив свою душу, мы спасаем ее, а спасая, то есть думая о себе, теряем ее. Нет больше любви, да кто душу свою положит за други своя. Это и есть исполнение заповеди Христа-Спасителя: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”».
15 декабря 2014 г.