Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря
Уважаемые участники Евфросиниевских чтений! Позвольте поблагодарить вас за предоставленную возможность сделать доклад, посвященный основательнице нашего монастыря схимонахине Марфе.
Жизнь и молитвы наших предков являются для нас сокровищницей для истинного счастья и на земле, и в вечности. Нам кажется, что все складывается само собой, или же благодаря нашим способностям, усилиям. Но человеку нужна помощь Свыше и некоторое доброе основание. Это основание, как плодородная земля и добрый корень, взращивает и питает нас.
Чем глубже корень, тем большая имеется возможность, даже в самое засушливое время, черпать воду из чистого и неистощимого источника. Смиренные русские женщины хранили связь нашего народа с Неиссякаемым Источником – Богом.
Одна из подвижниц Русской земли – основательница нашего Богородице-Рождественского монастыря княгиня Мария Ивановна Серпуховская, в схиме – Марфа. Известна дата кончины схимонахини Марфы – по новому стилю 15 декабря 1389 года, и место погребения – Рождественский монастырь, с северной стороны собора, где-то у северного входа. На этом месте сейчас находится придел Сошествия Святого Духа.
Летописи и исторические материалы не содержат пространных рассказов о жизни Марии Андреевны. Родственные отношения с великокняжеским домом, большое состояние и данные ей привилегии говорят о высоком положении княгини.
На принадлежавших княгине Марии радонежских землях стоит Троице-Сергиева Лавра. Духовное влияние этой обители и ее игумена преподобного Сергия определили как судьбу Марии Ивановны, так и ее близких. Княгиня и ее сын, князь Владимир Андреевич Храбрый, были духовными детьми преподобного Сергия и находились у него в полном послушании. Казалось бы, они были владельцами монастырской земли и благотворителями Троицкой обители, и могли бы даже в чем-то диктовать свои условия, однако добровольно избрали путь духовного подчинения. Послушание, по существу своему, отличается от мирских понятий о господстве одних и бесправии других. Послушание по любви – добровольный и творческий акт, в котором отдавший свою волю духовному наставнику осознает, что созидает все доброе в себе и вне себя не он, а Бог по молитвам старца.
Княгиня Мария осталась вдовой, потеряв двадцатипятилетнего супруга боровско-серпуховского князя Андрея Ивановича, умершего от чумы 6 июня 1353 года. Через некоторое время Мария похоронила и сына-первенца.
Князь Андрей имел святого отца – благоверного князя Иоанна Калиту; святого деда – хозяина Москвы преподобного князя Даниила; и святого прадеда – самого Александра Невского.
На сороковой день по кончине отца, 28 июля, родился князь Владимир Андреевич Храбрый.
Всю оставшуюся жизнь княгиня Мария прожила в смирении и подвижничестве, совершая тихо и незаметно добрые дела. Скрывать доброделание при высоком положении трудно, однако княгине это удавалось. По данным архивных документов, вдове и сыну Андрея Иоанновича принадлежала «треть по Москве» (городских пошлин, доходов и земельных владений), радонежские и другие земли Московского княжества, серпуховское княжество, вотчины под Дмитровым, город Боровск. Все это открывало широкие возможности для благотворительности. Одной же из главных ее заслуг перед русским народом и историей было ... воспитание сына. Великодушный, благородный, глубоко порядочный человек, Владимир Андреевич до конца исполнил Волю Божию, возвещенную ему устами духовника. О том, насколько духовно преуспел князь Владимир Андреевич уже в молодом возрасте, свидетельствует строка письма константинопольского патриарха Филофея великому князю Дмитрию Ивановичу: «Также сын мне и брат твой князь Владимир, которого я очень люблю и высоко уважаю за его добродетели» [1]. Во время написания письма князю Владимиру было только 16 лет. О пребывании в Троицком монастыре Владимира Андреевича Храброго сохранилось свидетельство жизнеописателя Преподобного Сергия Епифания Премудрого[2]. Радонежский игумен впоследствии крестил всех детей Владимира Андреевича [3].
Впервые за столько лет ордынского ига между двумя русскими князьями с самого начала воцарились любовь, единство и истинно братские отношения. Взрослея, Владимир стал душой всех дел и начинаний брата – великого князя Димитрия Иоанновича, и всегда отстаивал его интересы, забывая о своих.
Но ведь Владимир был вторым лицом в княжестве, а со временем становился старшим в роду после своего брата. Он был очень любим народом. Если судить по его незаурядному уму и способностям, а также и по его любви к Отечеству, Владимир мог бы стать выдающимся правителем. По действовавшим тогда правилам, он становился преемником брата после его смерти. И здесь, на рассуждении о человеческой справедливости и правах, отношения могли бы дать трещину, и вновь началась бы хаотичная борьба между старшим и младшими, дядей и племянниками, за право на престол.
Мария Ивановна, воспитанием и материнскими молитвами подготовила сына к принятию Божественной Воли. Отказ князя Владимира Храброго от прав на престол был добровольным и продуманным шагом. Как опытный воин не только на поле битвы, но и в духовной брани, Владимир одним ударом разрубил «гордиев узел», уничтожил сам корень вражды – властолюбие.
Мария Серпуховская воспитала прекрасного сына – православного христианина, добродетельного человека и достойного гражданина своего Отечества. Им искренне восхищался соперник Руси Литовский князь Ольгерд Гедиминович, который пожелал отдать за него замуж свою дочь Елену – продолжательницу дела схимонахини Марфы.
Исполнив материнский долг, княгиня Мария стала матерью во Христе и для сестер основанной ей обители – духовного памятника победы в Куликовской битве, одержанной в день Рождества Божией Матери. По благословению преподобного Сергия, который стал первым духовником обители, княгиня устроила монастырь именно в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место основания было выбрано во владениях княгини, у реки Неглинной, на краю Кучкова поля. Рождественская обитель устраивалась Преподобным на началах строго общежития [4], как и его монастырь. Монастырь управлялся игуменией, как то было в правилах древних византийских обителей, а на Руси такая обитель была только вторая (после Зачатьевского монастыря).
Племянник княгини Марии великий князь Димитрий утвердил начинание собственным государевым указом. Княгиня Мария вложила в свою обитель все самое дорогое – и силы, и средства, и саму собственную жизнь. Есть сведения, что собор и кельи она изначально поставила каменными, а не деревянными [5]. В то время редко кто на Руси решался на каменное строительство, как дорогостоящее и очень сложное, требующее большого мастерства дело. Но у князя Владимира Андреевича, например, подобный опыт был – он выстроил в Серпухове каменный собор. Он помогал матери и в ее начинании.
Святая великая княгиня Евдокия (в монашестве – Евфросиния) внесла огромный вклад в становление Рождественского монастыря, как материальный, так и духовный, и ее нередко причисляют к основательницам обители [6]. И, конечно же, нужно было создавать обитель духовную, где в молитве, внимательной внутренней жизни и аскетическом труде созидалось бы Царствие Божие в душах сестер.
Княгиня Мария Ивановна приняла великий ангельский образ – схиму с именем Марфы и взошла на высшую ступень монашества. Она была чадом послушания преподобного Сергия, скромная и кроткая русская женщина. Княгиня Мария завещала заботиться о монастыре супруге Владимира Андреевича – Елене Ольгердовне, также ставшей духовной дочерью преподобного Сергия. Овдовев и пережив всех своих семерых сыновей, княгиня Елена приняла в обители монашеский постриг с именем Евпраксии. Монахиня Евпраксия умерла в 1437 году, завещав монастырю земли и села, в том числе – Косино со святым озером.
Когда монастырь возрождался, и в 90-х годах ХХ века в приделе Сошествия Святого Духа на апостолов делали полы, то под полом было обнаружено углубление, а в нем – монашеские одежды. Возможно, в этом месте было захоронение, и там могла быть похоронена основательница монастыря.
Будем искренне рады, если жизнь схимонахини Марфы станет для кого-нибудь добрым примером, утвердит в вере и уповании на Бога, поддержит в христианской жизни в миру и на монашеском пути. Именно благодаря ей наш монастырь имеет своим покровителем преподобного Сергия – первого духовника обители. Когда мы соприкасаемся с жизнью святых и праведных людей, нам отчасти передается их стремление к Источнику света, любви, добра и истины – Богу, и мы обретаем спасительную возможность развивать в себе это стремление и достигать Царствия Божия, которое начинается еще здесь, на земле, в человеческих сердцах, и простирается в вечность. Они жили в непростое время, но имели любовь и мир Христовы и были по-настоящему счастливы в Боге.
Евфросиниевские чтения. 18 марта 2014 г.
Примечания:
[1] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. IV. Приложение 11. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Книга третья. С. 425.
[2] Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное ему слово. Сергиев Посад: СТСЛ, 2005. С. 138-140.
[3] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов.
[4] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов. А также: Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. – М.: Типография общества распространения душеполезных книг, 1881. С. 3.
[5] По докладу «Город Коломна в жизни великой княгини Евдокии» Мазурова А. Б., доктора исторических наук, профессора, ректора Коломенского Государственного педагогического института, сделанному им 11 апреля 2007 года на Международной научной конференции «Великая княгиня Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании Российской государственности».
[6] По словам доктора Церковной истории В. Петрушко.