Мы стараемся жить своим трудом

 Игумения Викторина: «Мы стараемся жить своим трудом»

   Интервью игумении Викторины (Перминовой) для официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник». С Матушкой Игуменией беседовала Анна Астахова.
 
   - Читая историю монастыря на Вашем сайте http://www.mbrsm.ru, я впервые узнала, что у преподобного Сергия были духовные дочери. Можете об этом рассказать поподробнее? Сколько было духовных дочерей у прп. Сергия? Какие еще монастыри ими созданы? Почему историки предпочитают говорить лишь о мужчинах? Много полезной информации в Вашем докладе «Преподобный Сергий как духовник Рождественского монастыря и устроитель Земли Русской», сделанном в Донском ставропигиальном монастыре во время проведения круглого стола «Наследие преподобного Сергия» в рамках Московских образовательных чтений, которые проводились по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА с 22 по 25 октября 2013 г. Отделом религиозного образования и катехизации Московской городской епархии в качестве подготовки к XXII Международным Рождественским чтениям. Но ведь чем больше фактов, тем больше появляется вопросов – тема истории Руси, истории Московии, безусловно, одна из самых нужных сегодня нашему народу, потерявшемуся в бесконечном потоке информации, не всегда точной, о своей стране.
       
Игумения Викторина (Перминова) - настоятельница нашей обители

Игумения Викторина (Перминова) - настоятельница нашей обители

Игумения Викторина: О том, что преподобный Сергий был наставником княгини Марии и ее сына, князя Владимира Андреевича Храброго, а также и духовником нашего монастыря, нам сообщили сотрудники исторических архивов еще в те годы, когда отношение к Церкви в обществе мало отличалось от стереотипов советских лет. Данные сведения позже подтвердили и другие специалисты, имеющие доступ к архивным документам – историки, архивисты; некоторые из них помогали в работе над фильмом «Тайны Рождественского монастыря». Почему вопрос духовничества преподобного Сергия в женских обителях так мало освещен? Потому, что в то время у людей были иные, более духовные понятия. Если даже говорить о братии Преподобного, его ближайших учениках – кто из них называл себя учеником, последователем, духовным сыном преподобного Сергия? Никто. Об этом свидетельствовали их святая жизнь и знавшие их люди, и то, в основном, после отшествия святых ко Господу. А есть и такие угодники Божии, которые никому не известны.
    Во-первых, стремящиеся к святости люди боятся славы и тщеславия, уничтожающего все духовные плоды: ведь, по словам прп. Иоанна Лествичника, чрезвычайно трудно сделать, чтобы тщеславие не присоединялось к доброделанию. Во-вторых, духовное родство невозможно записать ни в летописи, ни в паспорте – оно определяется и показывается на деле, жизнью, исполнением заповеданного духовным наставником. В-третьих, духовные отношения – это тайна. Да и люди той эпохи были менее любопытными. Наши благочестивые предки занимались больше внутренним деланием, исправлением своих недостатков, совершенствованием во всем добром. Они стремились к спасению, не вникая в то, что их непосредственно не касалось, и «не трубили перед собою». Такова была и школа преподобного Сергия. Если же говорить об исторических фактах, то Троице-Сергиев монастырь основан на землях, принадлежавших княгине Марии и ее сыну Владимиру Андреевичу. Княгиня воспитала такого сына, который имел внутреннее послушание прп. Сергию и, по благословению духовного наставника, отказался от великого княжения ради блага государства. Преподобный Сергий крестил всех (!) детей Владимира Андреевича. Он благословил княгиню Марию основать в ее владениях женский монастырь и дал Рождественской обители общежительный устав, действовавший в его монастыре. Среди учениц Преподобного Сергия назову сестер нашего монастыря – вдов, сирот, матерей погибших на Куликовом поле воинов. Также можно назвать преподобную Евфросинию Московскую, помогавшую в устройстве Рождественской обители, и, по примеру родственницы, основавшую Вознесенский монастырь в Кремле. Устройство женских обителей по образцу древних византийских монастырей было на Руси делом новым. Первыми основали подобный монастырь сестры святителя Алексия преподобные Иулиания и Евпраксия – и здесь также прослеживается связь с преподобным Сергием: святителя Алексия и Радонежского игумена связывало духовное родство, сотаинничество. И те, кто обращался к святому Сергию за советом – князья, бояре и простые люди – имели матерей, жен, дочерей, которые также жили по заветам преподобного Сергия. Так что недаром Преподобного называют Игуменом Земли Русской.

   - Матушка Викторина, расскажите, пожалуйста, о своей семье (если это не секрет). Как пришли к вере? Как стали настоятельницей монастыря? Чем увлекались и увлекаетесь – наука, литература, искусство?..


    Игумения Викторина: Моя жизнь ничем не примечательна. Просто меня окружали люди, стремившиеся к Богу. Наша семья была верующей, в конце жизни мои родители приняли иночество с именами Ксенофонт и Мария. Наставником родителей и моим был нижегородский старец игумен Исаия (Будюкин). Он начинал свой монашеский путь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, где иноки жили по афонскому уставу. Видя подвижническую жизнь батюшки, исполненную любви и смирения, хотелось ему подражать. Провидя будущее, он готовил меня к монашеству. Но уйти в монастырь сразу после школы не было возможности. По благословению старца, я поступила на механико-математический факультет Горьковского университета, который окончила в 1977 году, и после этого отработала обязательный по законам того времени минимум лет. По кончине игумена Исаии Бог дал мне духовных наставников, среди которых – протоиерей Вениамин Румянцев, протоиерей Николай Гурьянов, протоиерей Борис Николаев. Господь послал мне и духовную сестру: игумен Исаия благословил нас поддерживать друг друга на жизненном пути. Первое посещение Пюхтицкого монастыря перед поступлением в университет во многом определило мою судьбу. Мне посчастливилось застать в живых старых пюхтицких сестер, проведших в стенах обители большую часть жизни. Простые, смиренные, великие труженицы и подвижницы, они, даже под неимоверной тяжестью трудов и искушений сохраняли бодрость духа и радовались о Господе. Глубоко благодарна моей духовной матери схимонахине Любови, которую Валаамские старцы называли «столпом от земли до неба». Воспоминания о жизни в Пюхтицах неразрывно связаны с именем и личностью Святейшего Патриарха Алексия. Самим моим поступлением в обитель я обязана ему. Я и моя подруга, получившие высшее образование, не могли быть принятыми в число сестер и получить прописку в монастыре. В трудный для нас период обитель посетил митрополит Таллиннский Алексий. Матушка игумения поведала Владыке о наших трудностях, и он с большим участием и теплотой отнесся к нам, совершенно ему не известным. Несмотря на занятость, Владыка помог разрешить наш вопрос. В продолжение жизни в Пюхтицах Владыка внимательно к нам относился, но не потому, что мы что-то из себя представляли, скорее, наоборот, по принципу доброго пастыря. Но у великих и малых людей есть то, что их объединяет – общие стремления, ориентиры, дух... Так, наверное, и получилось в отношениях со Святейшим Патриархом Алексием, которого я всегда вспоминаю как духовного наставника с благоговением, любовью и благодарностью. Святейший Патриарх Алексий благословил нас, пюхтицких сестер, восстанавливать Богородице-Рождественский монастырь в Москве. В 1993 году Святейший Владыка поставил меня настоятельницей, а в 1998 году возвел в сан игумении. Как я стала настоятельницей, и чем объяснялся выбор Первосвятителя, не знаю. Чувствовала я только одно, что игуменство – это крест и великая ответственность за вверенные Богом души. Обстановка в нашей обители в те годы была сложной. Трудности возникали и в отношении с внешним миром, который в советское время проник и обосновался в ограде монастыря, и с сильными мира сего, не понимающими назначения обители, и в создании сестричества. Многие из преград казались непреодолимыми, и монастыря могло бы попросту не быть. Обитель обязана своим существованием заботам Святейшего Патриарха и монастырского духовника протоиерея Бориса Николаева. Если говорить о моих склонностях, то математику (особенно высшую) я всегда любила, любила природу, красоту Божьего творения, но более любила духовное чтение и все, что связано с монашеством.

  - Сегодня действующий православный монастырь в центре столицы недалеко от Кремля – это большая радость, большая «головная боль» или насущная необходимость?

     Игумения Викторина:
Это Промысл Божий. Изначально монастырь находился не в городе, но постепенно оказался в городском пространстве. Воспринимаю его таким, какой он есть, и стараюсь, по мере сил, чтобы в его стенах кто-то мог почувствовать радость от благодатного присутствия Божия и получить пользу.
 
  - Что Вам больше всего сегодня необходимо для полноценной жизни обители? Как можно помочь монастырю?

   Игумения Викторина: Обитель принимает любую помощь, от молитвенной и трудовой до финансовой: монастырь ведь не освобождается от коммунальных платежей и в нем продолжается восстановление монастырских храмов и корпусов. Принимаем и вещи, и продукты, потому что пожертвованиями мы помогаем другим людям. В монастыре действует социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин». Если у кого-то возникнет желание помочь монастырю – будем очень рады. В наших же повседневных нуждах мы обеспечиваем себя сами, печем хлеб, просфоры, выращиваем на монастырском подворье урожай, шьем себе одежду, готовим трапезу для себя и учащихся монастырских школ и так далее.

- Расскажите, пожалуйста, об обители. Сколько сестер в монастыре? Откуда пришли к Вам, какого возраста, приходят ли новые сестры, какие особые таланты есть у сестер – художники, реставраторы, музыка, что-нибудь еще? Кто в обители духовник? Как организована исповедь и откровение помыслов? Какие послушания несут сестры? Какие подворья есть у монастыря? Какие социальные учреждения опекаются? Есть ли в монастыре собственные производства? Сколько в монастыре работает мирских сотрудников и сотрудниц? Приходят ли в монастырь паломники? 

    Игумения Викторина: На данный момент в монастыре 20 сестер. Возраст насельниц – от 25 до 75 лет. Сестры приходят в основном из Москвы и Московской области. Талантами мы не отличаемся. Считаю, что Господь покрывает наши немощи за молитвы священноначалия и духовных наставников. Предыстория сестер – это тайна их жизни. Новые сестры приходят. Господь послал нам духовника – митрофорного протоиерея Бориса Николаева (1915-2005), пастыря высокой духовной жизни, восприявшего духовную традицию от достойных священников и монашествующих дореволюционной России. Отец Борис исповедал православную веру в тюремном и лагерном заключении. Он проводил аскетическую жизнь, был тружеником, имел богатейший опыт, не только духовный, но и жизненный. Святейший Патриарх Алексий благословил батюшку на духовничество в нашем монастыре, и отец Борис, несмотря на возраст и болезни, принял послушание. Батюшка учил сестер всему: печь просфоры, звонить на колокольне, петь на клиросе, с молитвой готовить простую пищу, трудиться в огороде, проводил занятия по церковному уставу, знаменному распеву и многому другому. Но главное, чему он пытался научить, в меру нашего восприятия – это духовная жизнь. Батюшка регулярно исповедовал сестер, проводил беседы по Священному Писанию и применению Слова Божия к повседневной жизни, беседы по евангельским заповедям, на аскетические темы, а также беседовал с каждой сестрой лично. Благодаря отцу Борису мы сейчас лучше усваиваем материал на занятиях по основам вероучения и литургике, проводимых для сестер в монастыре. Именно батюшка заложил основы нашего духовного образования. Духовник оставил нам заповеди, объяснил, что нужно делать, чего не нужно. Его наследия нам хватит до конца дней. Сейчас мы исповедуемся наши служащим священникам. Всегда предоставляю сестрам возможность спросить у меня все, что им необходимо. Радуюсь, когда у сестер возникает доверие ко мне. Если есть доверие, я быстрее узнаю, что происходит с сестрой, и чем можно ей помочь. В обители действуют четыре храма; богослужение проводится ежедневно. Сестры трудятся в храмах, а также проходят послушания в трапезной, свечной, на клиросе, в просфорне, пекарне, в монастырском саду, пошивочной, канцелярии, воскресных и церковно-певческой школах при монастыре (у нас – три школы), социальном центре. Насельницы следят за чистотой и порядком в обители. Имеются цветники, клумбы, яблоневый сад, кусты роз, высажены туи. За посадками также ухаживают сестры.
       Также монастырь имеет подворье в Волоколамском районе, где сестрами ведутся сельскохозяйственные работы в саду, на полях, огородах и пасеке. На подворье есть храм, проводятся богослужения по воскресным и праздничным дням: поют, читают, стоят за свечным ящиком и общаются с прихожанами сестры. За год в монастыре бывает более двухсот экскурсий. Паломников мы не считаем: ведь обитель находится в центре Москвы. Монастырь открывается с раннего утра и закрывает ворота по окончании вечерней службы. Всегда открыт хотя бы один храм, в котором дежурят сестры. Мы стараемся жить своим трудом, и все необходимое делаем сами. Иногда, если мы нуждаемся в совете, или не имеем каких-либо специальных знаний и навыков, то привлекаем в помощь специалистов. По необходимости вызываем электрика или сантехника, но они не являются сотрудниками монастыря.
      В монастыре действуют две молодежные организации – «МолодЁЖка» (для молодых в возрасте от 20 до 35 лет) и «Ровесник» (для девушек и юношей в возрасте от 14 до 19 лет). Монастырь предоставил участникам молодежных встреч помещения и все необходимое для того, чтобы у них была возможность вместе собираться, общаться, проводить совместные трапезы. Руководителем организаций является монастырский священник. Он проводит для молодежи Евангельские чтения и беседы на интересующие темы, организовывает встречи с интересными гостями, творческие вечера, чаепития. Для молодых несколько раз в неделю проводятся различные мероприятия, такие как вечера молодой семьи, домашний кинотеатр с показом православных документальных и художественных фильмов, дискуссионный клуб, клуб изучения английского языка, тренинг – игры на сплочение, поездки и паломничества, спортивные занятия, участие в соревнованиях, общение с другими православными молодежными организациями и многое другое. В благодарность участники встреч стараются помочь сестрам в украшении и уборке храмов к праздникам, участвуют в социальных проектах обители. В монастыре действует трехгодичная церковно-певческая школа, где обучение проводится бесплатно, и учащиеся проходят практику в храмах монастыря. Есть также две воскресные школы – для детей и для взрослых, с бесплатным обучением, трапезой для детей и чаепитием для взрослых. Молодежь, учащиеся школ, родители детей из чувства благодарности изъявляют желание что-либо сделать для монастыря, и мы принимаем их помощь, носящую добровольный характер. Учащиеся церковно-певческой школы и молодые прихожане по своему желанию участвуют в богослужении. Они проходят практику как певчие и чтецы в монастырском храме в честь священомученика Евгения Херсонского. В праздничные дни они вливаются в сестринский хор и усиливают его. В монастыре действует социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин», где трудятся сестры обители. Центр оказывает помощь малообеспеченным многодетным семьям и бездомным, и эта помощь – не только разовая. Монастырь постоянно шефствует над некоторыми малообеспеченными семьями. В 2013 году число таких семей возросло до 51: 26 семей (75 человек) в Москве и Московской области и 25 (126 человек) в других регионах. Обитель несколько лет опекала 1-е и 2-е хирургические отделения НИИ им. Н.В. Склифосовского, впоследствии прибавились посещения ГКБ № 19. Монастырь посещает интернат для слепо-глухо-немых детей в Сергиевом Посаде. В обители проводятся консультации социального работника для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В монастыре имеются просфорня, пекарня, свечная.

    - Один день из Вашей жизни. Как он начинается, Ваш день?


    Игумения Викторина: Что такое один день жизни? Это одновременно и мало, и очень много. Порой человек не замечает, как проходит день. Тем не менее, наша жизнь складывается из каждого ее мгновения. И самое дорогое, что нам дал Господь – это время. Оно дано для того, чтобы мы задумывались о Вечности, приближались к нашему Создателю и предначинали еще здесь, во времени, свою будущую жизнь в любви к Богу, ближним и всему созданию Божию. Можно с определенностью сказать, что лучше всех знали, как распределить время, те, кто достиг в жизни спасения и святости. Это святые отцы и учители Церкви. Именно они составили богослужебный устав и монашеские правила. По нашим силам и возможностям, мы, монашествующие, пытаемся приобщиться к их наследию. Стремимся, чтобы исполнение правил не стало для нас простой формальностью, хоть далеко не все у нас получается... Мой день начинается так. Просыпаюсь около четырех утра. Стараюсь поблагодарить Господа за прошедшее ночное время и начать наступающий день с молитвой. Далее собираюсь на сестринское правило, которое начинается в 5 часов утра. По возможности, сестры приходят заранее, чтобы приложиться к иконам, побыть в тишине с молитвой Иисусовой или с другой молитвой обратиться к Богу. Духовной матери сестер нужно больше и сосредоточенней за них молиться, поэтому я стараюсь прийти в храм пораньше. Те из насельниц, кто болен, или несет послушание в другом храме, могут, с моего благословения, остаться и помолиться в келье. Правило состоит из утренних молитв, полунощницы, утрени и первого часа. Сестры пожелали, чтобы правило совершалось без электрического освещения, а только при свете свечей и лампад: мы так и делаем.
        Около семи часов утра правило заканчивается, и сестра-звонарь благословляется у меня на звон. Мы с сестрами переходим в другой храм, где, начиная с семи часов утра, совершаются 3-й и 6-ой час и Божественная литургия. За Литургией мы молимся вместе с нашими прихожанами. Трапезницы уходят после «Отче наш», чтобы успеть приготовить завтрак. После службы следует непродолжительный отдых и в 10 часов утра – завтрак. Еженедельно, в один из дней недели, я провожу духовные беседы с сестрами. Беседы проходят в непринужденной обстановке, в атмосфере взаимопонимания и уважения. Обычно я готовлю материал к беседе по вопросам сестер, на темы, которые их волнуют. Один раз в неделю для насельниц проводятся занятия по предметам «Основы вероучения» и «Литургика», которые я также посещаю. Курс «Основы вероучения» практически пройден, но мы вновь и вновь возвращаемся к его основным темам, например, к заповедям Божиим (Евангельским и Десятословию), свойствам Господа, догматам нашей веры. Ведь очень важно знать, в какого Бога мы веруем и как, исполнять то, что Он заповедал. По мере духовного возрастания меняются понятия и само видение происходящего, возникают новые вопросы. Духовное образование может продолжаться всегда, всю жизнь. Далее сестры занимаются послушаниями.
       Игуменство – также послушание. Во-первых, это послушание Богу, Царице Небесной, священноначалию, во-вторых – служение сестрам и всем, кто переступает монастырский порог. Помимо духовных обязанностей, игумении приходится решать целый ряд административных, хозяйственных и других вопросов, много работать с документами. Монастырь подотчетен не только Московской Патриархии и Синодальному отделу по монастырям и монашеству, но, в некоторых областях своей жизнедеятельности, и государственным службам. В обители еще многое подлежит восстановлению, возрождению. В распорядке дня игумении много времени занимают деловые встречи. Когда дело касается пользы обители или Церкви, всегда необходима жертвенность – отдаются время и силы, вкладывается как бы часть самого себя. Конечно же, в монастырских делах мне помогают члены Духовного собора – казначея и благочинная. Но опыт убеждает, во все проблемы необходимо все равно вникать самой, поскольку все в монастыре имеет духовную сторону. От любого дела с духовной точки зрения может происходить либо польза, либо вред, а иногда и то, и другое одновременно, и за последствия отвечает перед Богом игумения. В отношении к сестрам, их духовному состоянию, склонностям, способностям, профессиональным навыкам, в назначении им послушаний необходим индивидуальный подход. Нужно много молиться, думать, рассуждать. Постоянно вспоминаю наставления Святейшего Патриарха Алексия и все, чему учил нас покойный духовник. Также и сестры не один раз за день помянут наставников, попросят их молитв. В 15 часов в обители бывает обед. Далее мы идем в храм, где совершается девятый час, вечерня, повечерие, сестринское правило. После правила сестры идут в кельи, занимаются чтением, рукоделием; те, кто не успевает, доделывают дела на послушании. Я также занимаюсь своими делами. Для наших прихожан, приходящих в обитель помолится после рабочего дня, в 17 часов совершается служба в другом храме. Накануне воскресных дней и больших праздников в 17 часов мы с сестрами идем на всенощную, а на следующий день в 7 или 9 часов утра – на Литургию. В воскресные и праздничные дни в обители совершаются две Божественные литургии – ранняя и поздняя. Так как в обители действуют школы, то в наш день входят также организация учебного процесса, забота об учащихся, трапеза в детской школе с чтением житий святых, и чаепитие для взрослых. День в монастыре начинается и кончается молитвой. Монашеское правило и присутствие на богослужении созидают нашу молитву, дают молитвенный настрой на весь день. Однако нужно помнить, что молитва – это не просто вычитка правила. Молитва – это состояние души, всегда, во всякое время и на всяком месте предстоящей Богу, ходящей перед Ним. Такое состояние достигается не сразу, а дается Богом в течение внимательной духовной жизни.
         Наступает вечер. Мы оглядываемся на прожитый день, спрашиваем себя, как мы его провели. Помнили ли мы в течение дня, во множестве монастырских дел, о главном – о Боге? Как относились к нашим ближним? Исполняли ли то, чего желает от нас Любящий Бог? Что в наших помыслах, словах, поступках было неугодным Богу? Чем мы могли оскорбить Его? С каким внутренним состоянием несли возложенные на нас послушания? Насколько быстро мы замечали наше отступление и удаление от Бога? Пытались ли возвратиться к Нему покаянием? Все эти вопросы встают перед нами каждый вечер, когда мы анализируем прошедшее время. Благо, если мы задаем себе подобные вопросы не только вечером, но и всегда: это удерживает нас от греха и побуждает ко всему доброму. Хорошо, когда за неправильной мыслью или поступком сразу следует покаяние. В нашей вечерней келейной молитве мы приносим Богу покаяние и просим, чтобы Он не оставлял нас в ночное время и благословил наступающий день. На обитель опускается ночь. Монахи – такие же люди, и нуждаются в отдыхе. Однако кто-то посвящает некоторое время ночи молитве. Но об этом знает только Бог и духовный наставник, да они сами, ибо это – тайна. 

     - Чем отличаются праздничные дни?


    Игумения Викторина: Более торжественным и продолжительным богослужением, некоторым утешением на трапезе в качестве фруктов и простой выпечки, иногда – непродолжительным отдыхом. Бывает также, что я провожу беседу с сестрами.

     - Ваше отношение к мобильным телефонам и интернету?

      Игумения Викторина: Без современных технологий и средств сейчас трудно обойтись. Личных мобильников у сестер нет, но есть несколько монастырских мобильных телефонов, которыми сестры пользуются по мере необходимости, спрашивая у меня благословение. Компьютеры установлены только в рабочих кабинетах, и пользование ими связано непосредственно с исполнением послушаний. Интернетом сестры пользуются лишь для отправления деловых писем по электронной почте и работы с монастырским сайтом.

   - Насколько часто Вы покидаете по делам монастырь?

   Игумения Викторина: Покидаю монастырь только по делам обители и благословению Священноначалия.
   - Разрешите задать несколько вопросов о трапезе. Какой постовой устав трапезы? Можно ли мирянину попасть в Вашу трапезную и только ли на праздники или можно каждый день? Какие блюда присутствуют на столе? Ваши «фирменные» блюда?

   Игумения Викторина: Постовой устав трапезы зависит от строгости поста. В Рождественский и Петровский посты рыба разрешается по субботам, воскресеньям и праздничным дням; во вторник и четверг разрешается растительное масло. В Великий и Успенский посты рыба не разрешается, исключение – праздники Благовещения, Неделя Ваий (Вербное воскресенье) и Преображение Господне; растительное масло разрешается по субботам и воскресеньям. Понедельник, среда и пятница – постные дни. Трапезная у нас в основном для монашествующих, миряне бывают на трапезах по воскресным и праздничным дням. В помещении школ есть трапезная для учащихся и преподавателей, которую обслуживают сестры. Мы готовим простую пищу из того, что выращиваем на нашем монастырском подворье, и стараемся это делать с молитвой.

  - Есть ли определенные правила поведения для мирян, заходящих в монастырь? Как они (правила) обозначаются им (где-то висит разъяснительное объявление)? Можно ли производить фотосъемку в монастыре?


  Игумения Викторина: Поведение – обычное: благоговейное, приличное, уважительное к Церкви. Каких-то особенных требований мы не предъявляем. Фотосъемку можно производить на территории, а в храмах – по моему благословению.

   -  К кому обратиться, если хочешь приехать, чтобы исповедаться и причаститься? Кто исповедует мирских?

  Игумения Викторина: Чтобы исповедаться, нужно приехать к службе и сказать о своем желании дежурящей в храме сестре, которая позовет священника. И сестер, и мирян исповедуют служащие священники монастыря.
 
- Какие праздники у обители?

   Игумения Викторина: Главный престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Также престольные праздники: День Сошествия Святого Духа (в зависимости от Дня Святой Троицы), Казанской иконы Божией Матери (21 июля и 4 ноября), дни памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая), святителя Иоанна Златоуста (9 и 12 февраля, 27 сентября, 26 ноября), святого праведного Филарета Милостивого (14 декабря), священномученика Евгения Херсонского (20 марта), святителя Димитрия Ростовского (4 сентября, 10 ноября). Дни памяти чтимых святых монастыря: преподобной Софии Суздальской (29 декабря, 14 августа), святой преподобномученицы Татианы, сестры нашего монастыря, прославленной в лике Новомучеников и Исповедников Российских (21 октября).
   - Какие особо чтимые святыни? Они находятся в открытом доступе или выносятся по большим праздникам? С какой задачей или проблемой к какой святыне лучше обращаться?

 
   Игумения Викторина: Практически все чтимые святыни находятся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы и доступны для поклонения. К ним относятся: иконы Святой Живоначальной Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы (несколько икон), Боголюбская и Казанская иконы Божией Матери (несколько икон), св. Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, свт. Николая Чудотворца, вмч. и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого, прп. Софии Суздальской, постриженицы и покровительницы монастыря, с частицей мощей святой, святого блгв. князя Александра Невского, св. прав. Симеона Верхотурского с частицей мощей святого и другие. Одна из икон Рождества Богородицы и образ св. блгв. князя Александра Невского находятся в алтаре монастырского собора и выносятся на праздник. Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника чудесно обновилась, когда в 2005 году в обитель была принесена Частица Древа Животворящего Креста Господня из монастыря Сагмата. Замечено, что святитель Николай покровительствует путешествующим и людям, находящимся в крайней нужде и беде, великомученик Пантелеимон молится об исцелении от болезней. Но главное – общение души человека со святым и та любовь святого к человеку и человека к святому, которая приближает к Богу и простирается в вечность. Об особенных случаях можно сказать, что от иконы св. прав. Симеона Верхотурского были исцеления от болезней ног.
  - Есть ли музей в монастыре? Кто занимается подбором материалов? Как Вам удалось собрать такой впечатляющий фотоархив (сужу по фотографиям на сайте Вашего монастыря)?

   Игумения Викторина: Мы готовим здание под монастырский музей. Фотоархив собирался постепенно, вклад в него вносили все сестры и многие прихожане обители. Редкие дореволюционные фотографии и фильм нам любезно предоставили Александра Борисовна Молчанова, вдова известного фотохудожника Виктора Сергеевича Молчанова (1910-2003), и ее дочь Наталья Викторовна. Виктор Молчанов – сын священнослужителя монастыря протоиерея Сергия Молчанова (1866-1932). Отец Сергий был прекрасным фотографом и делал слайды-пособия к урокам Закона Божия. В Рождественской обители он был не только служащим священником, но и преподавателем церковно-приходской школы. Несколько фотографий отца Сергия и Виктора Сергеевича стали достоянием нашего фотоархива. Есть фотография игумении Ювеналии (Ловенецкой), управлявшей монастырем с 1902 по 1922 гг., вид одного из иконостасов храма свт. Иоанна Златоуста, сделанные самим отцом Сергием, фотографии семьи отца Сергия и др. Также у нас в архиве имеются две фотографии монастыря конца ХIХ века; несколько фотографий 20-х, 30-х годов и фотографии начала 90-х годов, запечатлевшие разоренную и оскверненную святыню. Сейчас все эти фотографии можно увидеть на нашем сайте http://www.mbrsm.ru/ в статьях, посвященных митрофорному протоиерею Сергию Молчанову (раздел «Статьи»), и в разделе «История». Фильм, как и другие фильмы и видеосюжеты об обители, помещен в разделе «Видео».

   - Есть ли своя паломническая служба? Как Вы подготавливаете экскурсоводов? Из числа сестер?

 
   Игумения Викторина: В обители существует паломническая служба. В штате службы находится одна сестра, являющаяся ответственной за прием паломников. Ей помогают по необходимости другие сестры. Стараемся принимать всех с любовью и радостью. Группы, желающие, чтобы сестры провели специальную большую экскурсию, договариваются об этом заранее. Паломнические группы, приехавшие без предупреждения, имеют возможность осмотреть все, что открыто, и получить ответы по истории обители у дежурной сестры. Кто и когда бы ни пришел – стараемся помочь, чем можем, рассказать об обители, провести к монастырским святыням. За свечным ящиком имеется книга о монастыре «Любовь и единение», буклет, также бывают периодические издания со статьями об обители.

   - Есть ли у Вас свои традиции?

  
 Игумения Викторина: В монастыре существует традиция проведения духовных бесед. Я провожу беседы с сестрами, подбираю материалы по их вопросам. Обычно темами бесед становятся общие для всех нас проблемы, касающиеся борьбы со страстями, трудностями в приобретении добродетелей, исполнения евангельских заповедей, отношения к ближним. Во время бесед мы читаем святых отцов, знакомимся с материалами конференций и чтений, проводимых Синодальным отделом по монастырям и монашеству, докладами, проповедями. Сестры задают мне вопросы, мы вместе обсуждаем прочитанное, стараемся извлечь пользу, думаем, что и как можно применить в жизни. Нередко читаю сестрам (или даю читать самостоятельно) проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, беседы митрополита Лимассольского Афанасия, слова современных подвижников и многое другое. Каждый день мы ходим в усыпальницу помолиться об упокоении души нашего духовника протоиерея Бориса.

   - Какие мероприятия запланированы на юбилейный 2014 год?


   Игумения Викторина: Участие в Международных Рождественских чтениях в январе, где мне доверили быть куратором одного из проводимых «Круглых столов». Возможна поездка с сестрами в Троице-Сергиеву Лавру.
  - Какие новости монастыря Вы можете назвать за декабрь 2013-го? Что весомого и ценного или поучительного произошло за этот месяц?

  Игумения Викторина: 3 и 17 декабря в обители совершил богослужения архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, что для нас всегда и радостно, и назидательно. 3 декабря наместники и игумении ставропигиальных монастырей поздравили Владыку с 25-летием поставления во игумены Лавры Преподобного Сергия. 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, Владыка Феогност вновь отслужил в обители Литургию. 5 декабря в обители совершалось поминовение Святейшего Патриарха Алексия II, со дня кончины которого исполнилось 5 лет, 15 декабря – основательницы монастыря схимонахини Марфы. 29 декабря – день кончины нашего духовника протоиерея Бориса: батюшку поминали за Литургией, были отслужены панихиды в усыпальнице; сестры приготовили поминальную трапезу. Окончание года было очень символичным для нас. Мы поминали наших наставников, молитвами которых живем, и испрашивали их благословения на наступивший год.

                                                                                                   
                                                                                                   Беседовала Анна Астахова
                                                                                                   Фотограф Владимир Ходаков