Круглый стол «Наследие преподобного Сергия»

  Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта доклад настоятельницы монастыря Игумении Викторины (Перминовой), сделанный в Донском ставропигиальном монастыре во время проведения круглого стола «Наследие преподобного Сергия» в рамках Московских образовательных чтений.

Круглый стол "Наследие преподобного Сергия". Донской ставропигиальный монастырь. 24 октября 2013 г.

Круглый стол "Наследие преподобного Сергия". Донской ставропигиальный монастырь. 24 октября 2013 г.


      Образовательные чтения проводились по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА с 22 по 25 октября Отделом религиозного образования и катехизации Московской городской епархии в качестве подготовки к XXII Международным Рождественским чтениям.
Игумения Викторина (Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь)
 
Преподобный Сергий как духовник Рождественского монастыря
и устроитель Земли Русской
 
    Освобождение Руси от долговременного плена – ига Золотой Орды, становление Русского государства и основание нашего Рождественского монастыря связаны с именем преподобного Сергия Радонежского и его духовными детьми. Преподобный Сергий – первый духовник нашего монастыря, посвятил обитель Рождеству Пресвятой Богородицы. В день этого праздника в 1380 году была одержана победа на Куликовом поле. Монастырь стал памятником не только победы в бою, но и преодоления русскими людьми взаимной вражды ради блага Отечества. Точнее сказать – обитель стала живым напоминанием о важном историческом уроке и местом, где должен в веках воплощаться завет преподобного Сергия: «Любовию и единением спасемся». Преподобный не был ни государственным деятелем, ни архипастырем, однако, его жизнь изменила судьбу страны и стала прочным основанием для множества монастырей.   
   Можно сказать, что все началось с духовного подвига самого преподобного Сергия, вокруг которого становились лучше и спасались тысячи людей. Место подвига Преподобного – гора Маковец, где основана им обитель, находилось на землях княгини Марии Ивановны Серпуховской – будущей основательницы Рождественского монастыря, и ее сына князя Владимира Храброго. Ближайшие родственники великого князя, они были состоятельными людьми и имели высокое положение в обществе. Казалось бы, они должны были дорожить своим положением и независимостью. Но княгиня Мария и ее сын, став духовными детьми прп. Сергия, добровольно избрали путь беспрекословного послушания. Они верили, что в послушании духовному отцу принимают Волю Божию и соединяются с Богом. О смиренной и скромной его послушнице княгине Марии Серпуховской в исторических документах упоминается, в основном, в связи с двумя главными делами в ее жизни – воспитанием сына и основанием Рождественского монастыря. И оба дела, по благословению преподобного Сергия, ей удалось выполнить наилучшим образом.
     
Игумения Викторина делает доклад. 24.10.2013 г. Донской монастырь. Фото с сайта Донского монастыря http://www.donskoi.org/

Игумения Викторина делает доклад. 24.10.2013 г.
Донской монастырь. Фото с сайта Донского монастыря http://www.donskoi.org/

    Основы характера князя Владимира Андреевича – первого помощника в делах правления и соратника Димитрия Донского, заложили Радонежский игумен, а также и святитель Алексий Московский. Благодаря им двоюродные братья Димитрий и Владимир стали духовно близкими людьми и друзьями на всю жизнь, показав пример другим князьям. Служба «не за страх, а за совесть» Владимира Андреевича упрочила положение великого князя и поспособствовала объединению русских князей под великокняжеской властью. По действовавшим тогда правилам, он становился преемником брата после его смерти, имел полную возможность стать великим князем и отстаивать свое право перед другими русскими князьями. Владимир был очень любим народом. Если судить по его незаурядному уму и способностям, а также и по его любви к родной земле, он мог бы стать выдающимся правителем. Но тогда продолжилась бы междоусобная вражда, и порядок наследования престола на Руси долго бы еще не установился. Преподобный Сергий, вразумляемый Свыше, точно знал, что самое лучшее как для блага государства, так и для Владимира – уступить престол сыновьям Димитрия, признать их законными наследниками и старшими братьями. Он благословил Владимира отказаться от своих прав в пользу детей великого князя. Однако окончательное решение оставалось за Владимиром, и он его принял.                  
       Отказ Владимира Храброго от прав на престол был добровольным и продуманным шагом. Он уничтожил в себе корень вражды – властолюбие и решил мучительную для его современников проблему, с которой не могли справиться несколько поколений русских князей. Владимир подтвердил свой отказ крестным целованием и грамотами. Только послушный Воле Божией человек мог решить исход судьбоносной битвы на Поле Куликовом, и с успехом действовать на благо государства в мирной жизни. Во всех делах Владимира Храброго видна благословляющая рука преподобного Сергия, его молитвенная помощь или непосредственное участие (как, например, в деле основания Серпуховского Высоцкого Владычнего монастыря). Как известно, князь Владимир Храбрый исполнял свой долг и послушание духовнику до конца своих дней (он умер в 1410 году). В момент опасности князь Владимир был всегда готов собрать ополчение, возглавить оборону столицы, но никогда не стремился, как мы бы сказали сейчас, «управлять ситуацией».
        Известно, что Радонежский игумен не раз мирил русских князей или же молился об их примирении и объединении. Он оставил русским людям завет, основанный на Евангельских заповедях: «Любовию и единением спасемся». Долгожданная победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. была плодом молитв и многолетнего духовного наставничества преподобного Сергия. Герои Куликова поля и их близкие преодолели в себе самих «ненавистную рознь мира сего», которая разжигается страстями людей, примирились, простили друг друга и приняли Волю Божию, что определило и исход битвы. Князья и их подданные, собравшиеся под знамена святого Димитрия Донского, смогли признать верховное командование великого князя и выполнить все его приказы. 
       Но без духовного возрождения не было бы становления государства. Значение преподобного Сергия в духовной жизни Руси той эпохи было первостепенным. Прежде всего, он дал личный пример святости, о чем свидетельствуют его современники, ученики и последователи и ярко повествует его житие. Это была в полном смысле жизнь по Евангелию и заветам Святых Отцов.
          Жизненный путь самих учеников Преподобного и принесенные ими духовные плоды позволяют получить более ясные и точные представления об их наставнике, который фактически возродил монашескую жизнь на Руси по лучшим образцам древнего монашества, влил в нее новые благодатные силы. Преподобный Сергий стал основателем и духовным наставником многих русских обителей. Основанные им или по его благословению монастыри представляли собой как-бы огромное ветвистое дерево, питаемое одним корнем. Его Троицкая обитель, в которой святой Сергий ввел строгий общежительный устав, стала образцом для других монастырей.
          Так сложилось, что о мужских монастырях, основанных преподобным Сергием, мы знаем намного больше, чем о женских. Тем не менее, у великого наставника и в среде женского монашества были преданные ученицы, свято хранившие его заветы. Одной из самых близких духовных дочерей преподобного Сергия была владелица земель, на которых стоит Троице-Сергиева Лавра – княгиня Мария Ивановна Серпуховская. Именно ей прп. Сергий благословил основать на принадлежавшем ей Кучковом поле обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первыми сестрами Рождественского монастыря были близкие погибших на Куликовом поле воинов – вдовы, матери, сироты. Преподобный Сергий стал первым духовником сестринства и дал обители тот же строгий общежительный устав, который действовал в его Троицком монастыре [1]. Основательница приняла схиму с именем Марфа в созданной ей обители, умерла в ее стенах 2 декабря 1389 года и была в ней похоронена [2]. 
        В эпоху преподобного Сергия основание женского монастыря, управляемого игуменией, было новым в Русской земле. До тех пор монахини жили или при мужских монастырях, или же в отдельных обителях, но управляемых игуменами. Богородице-Рождественская обитель стала вторым, после Алексеевского Зачтьевского, монастырем под началом игумении, созданным по примеру византийских обителей. 
      Многочисленны свидетельства о том, что Игумен Земли Русской никогда не оставлял и не оставляет наше Отечество. Можно вспомнить его заступничество, являемое русским людям в решительные моменты их жизни, помощь в Смутное время и другие тяжелые эпохи, его участие в жизни простых людей, поддержку монашествующим в их подвиге. Не оставляет он и основанную им Богородице-Рождественскую обитель. Ее насельницы постоянно обращаются к первому духовнику обители за помощью – и получают ее. Чувствуется его благодатное присутствие в монастыре. Да и сама обитель была вновь открыта, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, в день Радонежских чудотворцев. В этом видится благодарность Радонежских святых к основательнице монастыря, на землях которой находилась обитель прп. Сергия. 
        Недавно Богородице-Рождественскому монастырю, по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, была дарована большая частица мощей Преподобного, что мы восприняли как великую милость Божию.
      Связь Богородице-Рождественской обители с Лаврой преподобного Сергия не прерывается. Объединяющим началом служат молитвы и заветы общего Небесного покровителя и духовного наставника – преподобного Сергия. Бывает радостно, когда богослужения в нашем монастыре совершает Игумен Лавры – Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, что воспринимается также как забота и участие Преподобного в его духовном начинании.
       Подвиг глубоко чтимого нашим народом преподобного Сергия приносит сторичный плод святости. Рядом с Преподобным и по его молитвам тысячи людей спаслись и сегодня находят свое спасение. И, пожалуй, лучшим свидетельством о вечной жизни и бессмертии души является то, что житие святого не завершается успением и погребением, но продолжается в его небесной помощи. Будем стремиться к тому, чтобы эта драгоценная связь не пресеклась, ведь от этого зависит не только будущее обители, но и наша вечная участь. Живая, искренняя вера и духовная связь со святыми – это связь с Царством Небесным, к которому все мы призваны нашим Спасителем – Господом Иисусом Христом.

 Примечания:
[1] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов. А также: Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. – М.: Типография общества распространения душеполезных книг, 1881. С. 3.
[2] Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. М., 1881. С. 8. Составитель очерка ссылается на Русскую Летопись (Никонов список) и другие, более ранние и позднейшие источники.

 
Фото с сайта Донского монастыря http://www.donskoi.org/