XXI Международные образовательные Рождественские чтения.

  С 24 по 26 января 2013 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, в Москве прошли XXI Международные образовательные Рождественские чтения. 25 января в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре, под председательством Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, осуществлялась работа по направлению "Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире". С одним из докладов I Секции ("Основы монашеской жизни современных монастырей") выступила Игумения Викторина. Текст доклада на тему "Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед", сделанного Матушкой Игуменией, ее выступление на "круглом столе", а также выступления нескольких почетных гостей и участников чтений из разных стран мы приводим в данном разделе нашего сайта.

rg2_s

Игумения Викторина

(Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь)

Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, досточтимые братия и сестры!

     Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за предоставленное слово на Рождественских чтениях, что для меня является одновременно и большой честью, и огромной ответственностью. Предложенную тему – «Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед», − мне хотелось бы начать словами свт. Феофана Затворника: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных![1]»

Выступление игумении Викторины (Перминовой)

Выступление игумении Викторины (Перминовой)

Важность и польза святоотеческих творений заключается в следующем: по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «беседа и знакомство со святыми сообщают святость»[2] Эту мысль подтверждает прп. Никодим Святогорец словами: «Дух писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием»[3].

«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели»[4], − продолжает свою мысль свт. Игнатий. Насколько мы проникаемся духом наших святых наставников, настолько яснее становится образ действий, приближающих к цели.

Руководствующийся творениями Св. Отцов «имеет руководителем Святого Духа»[5]. Прп. Нил Сорский говорит в одном из своих писем, что если он не находил в памяти освященного мнения о каком либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании[6]. Этот метод очевиден из сочинений сщмч.  Петра Дамаскина, прп. Григория Синаита и других Отцов, особенно позднейших. Его держались иеросхимонахи Оптиной Пустыни Леонид и Макарий[7].

Св. Отцы  учили душеполезным чтением собирать и ограждать ум. Прп. Нил приводит слова св. Исаака Сирина: «При несобранности помыслов, наипаче чтением займись, и Ангел Великому Антонию заповедал сие же: когда ум твой рассеивается, наипаче прилежи чтению и рукоделию»[8].

На вопрос, не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием – «чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого[9]» − свт. Игнатий отвечает: «Вдохновенные Богом мужи, − святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение Св. Отцов»[10].

Чтение Св. Отцов помогает приобрести истинную молитву. Как пишет прп. Исаак Сирин: «Чтение Св. Писания и житий святых открывает путь тонкости созерцания, чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно»[11]. Прп. Паисий Величковский хорошо понимал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти к спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным[12].

«Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись»[13], − считает свт. Игнатий. − Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением»[14]. Святоотеческая литература помогает человеку понять правду о самом себе и «обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий»[15].    Прп. Иоанн Лествичник сказал: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях Святых Отцев, делается более смиренною в мыслях своих»[16].

«Книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство»[17].

Чтение Святых Отцов требует труда. Бывают периоды, когда к этому деланию приходится себя понуждать, потому что враг рода человеческого, зная о плодах святоотеческого наставления, старается лишить человека духовной пользы, внушая нежелание читать.

Прп. Зосима Верховский говорит: «<…> Кто <…> не терпит продолжительнаго чтения и поучений из Евангелия и Святых Отец, яко <…> не понимает чтомаго, <…> таковый долженствовал бы еще более оказывать терпения <…> и со смирением умоляти отца и братию, да вразумляют его и объясняют ему чтомое»[18].

Но нужно читать именно те книги, которые подходят человеку в данный период. Свт. Игнатий советовал: «Старайтесь читать книги Святых Отцов, соответствующия вашему образу жизни. <…>» Иноки общежительные «должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И <…> другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь безплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под-силу. Такое, превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, разстроивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия. <…> Не думайте, что возвышенный подвиг, для котораго еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше разстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение»[19].

Новоначальному, по словам епископа Петра (Екатериновского), «полезнее прежде читать те книги, в которых излагается учение, как побеждать в себе страсти, приобретать смирение, кротость, любовь, терпение, целомудрие и другие добродетели»[20].

Догматические, литургические, церковно-исторические труды Св. Отцов не менее важны, чем аскетические. Они дают должное направление во всех отраслях знания. Православные христиане, не имея правильных святоотеческих понятий, не могут быть свободны от заблуждений. Например, многие считают, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, и есть такие верующие, которые не бывают на Исповеди, а приходят раз в год на Соборование – согрешил, забыл, и все в порядке: заодно все простится! Конечно, это заблуждение.

В области истории приведу такой пример: многими ревнителями не по разуму прославляется как святой царь Иоанн Грозный. Если бы ратующие о его прославлении ознакомились со святоотеческими критериями святости, с летописными и житийными свидетельствами о невинных жертвах террора Грозного царя, житием свт. Филиппа, прп. Корнилия Псково-Печерского, Николая Псковского, Христа ради юродивого, то вопрос был бы исчерпан.

В аскетических деланиях человек, не имеющий правильных понятий о своем падшем состоянии и полной неспособности ни к чему без помощи Свыше, которые дает святоотеческое руководство, может оказаться в положении подвижника, описанного Аввой Дорофеем. Сначала несчастный прельстившийся монах, приписывая себе духовные «достижения», уничижал подобных ему братьев, потом – старцев, затем великих святых – «Макария, Василия и Григория», после сказал, что «нет никого достойного, кроме Петра и Павла», и кончил тем, что «возгордился <…> и против Самого Бога и <…> лишился ума»[21].

Знание Отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми»[22].

Бывает и так, что прочитанное забывается, не удерживается в памяти из-за плохого исполнения или неисполнения написанного, потому что,  как сказал прп. Моисей Оптинский «книги эти дела требуют»[23]. Поэтому необходимо время от времени перечитывать Святых Отцов. Прп. Никон Оптинский писал о святоотеческих книгах: «Они глубоки и понимаются постепенно. Пред­мет их − духовная жизнь, а она обширна: “широка запо­ведь Твоя зело”. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо­говением и вниманием перечитывать небольшое количе­ство книг, нежели многое читать наскоро»[24].

Прп. Варсонофий Оптинский приводил в пример старца Оптиной Пустыни Макария, говоря, что тот через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле­ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду­ховно[25].

В Древнем Патерике сказано: «Брат спросил старца, говоря: прошу старцев, чтобы они сказали мне о спасении души моей,  − и ничего не могу удержать из слов их. Зачем же мне просить их, когда ни в чем не успеваю? Ибо я весь нечистота. Были же там два пустых сосуда. И говорит ему старец: поди, принеси один из тех сосудов, налей в него масла, вылей оное и поставь сосуд на место. Так он и сделал однажды и дважды. И говорит ему старец: принеси теперь оба сосуда вместе, и посмотри, который из них чище. Брат говорит ему, тот, в который я влил масло. Так и душа, хотя и ничего не удерживает из того, о чем вопрошала, но очищается более, чем душа человека не вопрошающего»[26].

Чтение святоотеческих творений – это своего рода вопрошание живших прежде опытных и святых наставников. Духовные беседы, которые проводятся для всего братства или сестринства – это также возможность задать волнующий вопрос и получить ответ. Ведь беседа – это диалог: на ней более опытными предлагается и раскрывается тема, а затем следуют вопросы и совместное обсуждение. Беседы становятся своего рода приближением опыта, изложенного в творениях Св. Отцов прошедших веков, к современности и разъяснением, как применить этот опыт в личной жизни каждого.

Оба делания имеют одну цель − спасение. Чтение и духовная беседа взаимно обогащают и дополняют друг друга. Если читающий не понял чего-либо из прочитанного, у него есть возможность спросить и получить разъяснение на духовной беседе; и, если у него на беседе возникли вопросы, требующие осмысления, он может обратиться к Св. Отцам.

Важность проведения духовных бесед заключается в промыслительном употреблении Господом этого средства для нашего спасения, ведь, по слову ап. Павла, «вера – от слышания»[27].  В качестве Евангельских примеров бесед Господа с апостолами можно назвать разъяснения Спасителем для них притч.

Проведение духовных бесед в среде монашествующих – это древняя традиция, которая берет свое начало во время прпп. Антония и Макария Великих (IV век). Беседы наиболее преуспевших подвижников с собратьями приобрели непреходящее значение школы монашеской жизни и духовного усовершенствования. Слово от опыта, многократно исполненное на деле, оказывало сильное действие, влияя на судьбы многих, а подчас коренным образом изменяя жизнь слушателей[28]. Практика монастырских общих бесед вошла в силу с установлением правил монашеского общежития при прп. Пахомии Великом.

Прп. Феодор Студит говорил братиям поучения во все время своей жизни, при всех, даже неблагоприятных, обстоятельствах[29]. Следуя примеру Студийской и других обителей, в строгих общежительных монастырях преподавалось духовное назидание посредством совместного чтения святоотеческих писаний и общих бесед на тему прочитанного или же по какому-либо насущному вопросу в свете Священного Писания и творений Святых Отцов.

В России традиция монастырских духовных бесед была возрождена и введена в лучших русских обителях благодаря прп. Паисию Величковскому и его ученикам. Можно было бы назвать многих духовных руководителей и старцев, проводивших беседы: приведем наиболее яркие примеры − это прп. Феодор Санаксарский,[30] свт. Игнатий (Брянчанинов), известная подвижница ХIХ века игумения Арсения (Себрякова)[31].

Польза духовных бесед заключается в том, что:

1) Беседы вдохновляют, воодушевляют на духовные подвиги и тщательное исполнение монастырского устава, монашеских правил

Ученицы схимонахини Ардалионы (Игнатовой) и игумении Арсении (Себряковой) так вдохновлялись их словом, что некоторые из них говорили: «Жив, мертв – надо исполнить слово наставницы!»[32].

2) Беседы духовно объединяют, сплачивают

Феодор Освященный, став настоятелем огромного Пахомиева братства, видел в беседах одно из средств сплотить монашествующих[33].

3) Во время бесед или в результате их вскрываются и исправляются  немощи слушающих

Каждый, кто проводит духовные беседы в обителях в наши дни, может сказать – равнодушных на них нет. Кто-то радуется, что услышал ответ и объяснение по наболевшему вопросу, кто-то расстраивается, обличаемый совестью, кто-то воодушевляется к духовным деланиям и трудам, кто-то оправдывается, кто-то раскаивается и просит прощения, а есть и такие, которые могут начать возражать, если их в беседе что-либо «задело». Важно не бояться этого диалога, и доброжелательно, с любовью и молитвой, не надеясь на собственные силы, находить нужный путь к человеку и те слова, которые помогли бы ему разобраться в самом себе.

4) Приобретаются правильные понятия, разрешаются недоумения, смущения, и от ответа на вопрос, заданный одним участником, могут получить пользу многие. На беседах слушающие не только узнают новое, но и получают назидание

В ответах Спасителя на вопросы учеников заключалась польза Церкви. Так, например, во время Прощальной беседы Господа с учениками, апостол Филипп попросил «Господи, покажи нам Отца и довлеет нам»[34]. Этим вопросом он  «принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда мы научились познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину»[35].

Как видно из современной практики духовных бесед, везде, где они проводятся, есть хорошие результаты. Насельники и насельницы обителей становятся более внимательными, меньше на них действует дух уныния, усерднее к посещению богослужений и к исполнению послушаний, лучше относятся друг ко другу к посетителям монастыря,  познают самих себя и отсюда больше работают над собой и меньше осуждают других.

Нельзя не отметить усилия нашего Первосвятителя, Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, который не устает призывать пастырей и паству к просветительским трудам, чтобы как можно больше людей обрели истинные духовные ориентиры и приобрели правильные понятия. Когда Его Святейшество впервые посетил наш монастырь, то первым его словом назидания было слово о возгревании духовной ревности и необходимости проведения духовных бесед, что мы стараемся осуществлять.

 

*****

 

Во время заседания круглого стола «Основные проблемы современных монастырских уставов и пути их решения», Игумению Викторину попросили выступить и ответить на заданные вопросы. Приводим выступление Матушки Игумении:

 

"На Рождественских чтениях этого года, в качестве доклада, мне была предложена тема «Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед», которую, конечно же, не удалось «охватить» в полном объеме.  Прозвучала просьба сказать несколько слов по этому поводу и во время проведения «Круглого стола». Хотелось бы выделить несколько аспектов, имеющих чисто практическое значение в нашей монастырской жизни.

Написанное в духовных книгах, в силу порабощенности человека страстям, часто понимается неправильно: в слова Писания или высказывания Святых Отцов вкладывается собственный, страстный смысл. Порой и сам выбор чтения книги или мест из нее продиктован страстями. Подобное чтение, под видом духовного просвещения, удовлетворяет и укрепляет в человеке страсти. Например, человек гневливый и жесткий в обращении с ближними часто выбирает цитаты о горячей ревности о Славе Божией, обличении пороков других людей. Даже в Евангелии он «умудряется» найти то, что бы соответствовало его внутреннему состоянию – как Христос изгонял продавцов из храма, как Он обличал фарисеев и т.д. Такой читатель не хочет понять, что выбранные им примеры к нему не относятся, что это − не его мера, и, читая, он, вырвал из текста и перетолковал небольшой отрывок, но пропустил целые главы, конкретные пояснения и заповеди для искоренения его страсти.  Бывает, что одержимый плотской страстью либо зачитывается некоторыми из Книг Ветхого Завета, не постигая их символический смысл и минуя исторический контекст, либо в писаниях Святых Отцов находит то, что могло бы незаметно его страсть оправдать или развить. Так и чревоугодник всегда найдет цитаты по теме «не то что входит в уста <…>, а то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11), и ленивый оправдает свое нерадение советами о рассудительности в подвижничестве. Примеров можно привести множество: с подобными ситуациями часто сталкиваются руководители монастырских братств и сестринств, которым приходится всеми мерами исправлять ложное мнение того или иного насельника. И в этих случаях велико и неоценимо значение духовных бесед, разъясняющих смысл написанного применительно к людям и ситуациям в реальной жизни.

На беседе есть возможность обсудить, рассказать и показать, какие именно книги и в каком духовном возрасте полезны и назидательны, в каких творениях и где конкретно указаны способы противpостояния той или иной страсти, приобретения противоположной ей добродетели, привести и разъяснить святоотеческие слова на обсуждаемые темы.  Так поступал преподобный Нил Сорский: в своих словах и писаниях он приводил изречения практически всех Отцов Добротолюбия и составителей древних иноческих уставов, а также более близких к нему по времени подвижников. Из этого видно, что он не только был сам начитан в отеческих творениях, но и обращал внимание братства на пользу этого делания, и давал указания, где именно черпать необходимые познания по конкретному вопросу, чем воодушевить себя в подвиге и борьбе с конкретной страстью и немощью[1].

О важности проведения духовных беседстарец Паисий Святогорец в своих «Письмах» говорил: «Старец должен помочь послушникам понять святого, чтобы они получили великую пользу от его богодухновенной книги». Поэтому так необходимы духовные беседы, чтобы понять святых отцов не своим разумением, а с помощью наставника.

«Беседа и общество ближних очень действует на человека,[2]» – писал святитель Игнатий Брянчанинов. И именно это средство промыслительно употребляется Господом для нашего спасения, ведь, по слову апостола Павла, «вера – от слышания»[3].

Совместное разрешение вопросов и недоумений должно совершаться не в духе спора, а в обстановке благожелательности, взаимного уважения и в атмосфере братской любви. Тема беседы обычно зависит от духовных нужд и уровня аудитории, но она может, при необходимости, и «превышать» этот уровень, дабы более воодушевить слушающих и показать, к чему  они должны стремиться.

Посредством введения уставов в строгих общежительных монастырях среди деланий важное место занимает совместное чтение святоотеческих писаний и общие беседы на тему прочитанного или по какому-либо насущному вопросу.

Преподобный Паисий Величковский, с которым связано возрождение русского монашества, регулярно проводил беседы на основании святоотеческих книг, которые переводил.

Польза духовных бесед заключается в том, что:

1) Беседы вдохновляют, воодушевляют на духовные подвиги и тщательное исполнение монастырского устава, монашеских правил

Как написано в «Добротолюбии», преподобный Феодор Студит в своих поучениях излагал « общие христианские и иноческие законы, касался и тех правил, коими определялись порядки жизни у него в монастыре. Этим освежалась память о достодолжном и оживлялась у каждого ревность являть себя исправным во всем, даже в малейшем»[4].

2) Беседы духовно объединяют, сплачивают

Феодор Освященный, став настоятелем огромного Пахомиева братства, унаследовал, после святого Орсисия, довольно непростые взаимоотношения между несколькими обителями этого братства. Он видел в беседах одно из средств сплотить монашествующих. Преподобный Феодор посещал все управляемые им монастыри в сопровождении некоторых уважаемых братий, и, молясь и беседуя с иноками, своей мудростью и любовью направил их к единодушию и братскому союзу[5].

3) Во время бесед или в результате их вскрываются и исправляются  немощи слушающих

Общие беседы имеют то важное достоинство, что проводящие могут не прибегать к обсуждению чьих-либо поступков или обличению конкретных лиц, а слушающие имеют возможность получить подробное разъяснение по любому волнующему вопросу −  духовной проблеме, страсти, немощи, недоумению и т.д. Ведь случается, что человеку, в силу многих причин, невозможно и сказать о его пороке или заблуждении ни наедине, ни при других, да и он сам не в состоянии объяснить то, что с ним происходит. Святоотеческие разъяснения по выбранной теме назидательны и для всех остальных, и одновременно помогают конкретным слушателям понять собственную проблему, дать реальную оценку своему состоянию, найти «корень» греха, сформулировать и правильно сказать на исповеди, наставнику то, чем они духовно больны и в чем именно их болезнь выражается. Подобные понятия нередко становятся «базовыми» в исправлении и духовном исцелении человека.

4) На беседах приобретаются правильные понятия, разрешаются недоумения, смущения, и от ответа на вопрос, заданный одним участником, могут получить пользу многие. Слушающие не только узнают новое, но и получают назидание

Чтение и общие духовные беседы становятся школой добродетелей, и одного из главнейших составляющих нашей жизни – молитвы. К монастырским наставникам нередко обращаются насельники обителей с вопросами о молитвенном правиле и качестве молитвы, и это естественно, потому что – это атмосфера, в которой они живут, воздух, которым они дышат. Вопросы монашествующих показывают, что, вычитывая правило, они опытно переживают противоположные, крайние состояния. С одной стороны – это мечтательность и фантазия, когда малые успехи и малые благодатные ощущения принимаются за великие, и человек, принимая желаемое за действительное, то живет в нереальном мире, то вновь ожидает каких-то необычных состояний. С другой стороны – это сухость сердца, когда слова молитв мертвы и теряют свое значение для человека. Еще сложнее обстоит дело с практикой Иисусовой молитвы, о которой многие, прочитав еще непонятную для них литературу, имеют неправильные представления. Чтение, соответствующее духовному возрасту, и обогащает молитву, и показывает постепенность в молитвенном делании. Общие духовные беседы помогают правильно понять эту постепенность и само читаемое руководство о молитве, которую Святые Отцы мыслят в русле исполнения Заповедей Божиих, а никак не отдельно от них.  Беседы полезны тем, что обращают взор к реальной жизни и одновременно помогают увидеть реальность постепенного восхождения к высотам духа.

Как видно из современной практики духовных бесед, везде, где они проводятся, есть хорошие результаты. Насельники и насельницы обителей становятся более внимательными, меньше на них действует дух уныния, усерднее к посещению богослужений и к исполнению послушаний, лучше относятся друг ко другу к посетителям монастыря,  познают самих себя и отсюда больше работают над собой и меньше осуждают других.

Каждая проводимая духовная беседа есть духовная брань во имя спасения души, примирения ее с Богом. Отсюда проистекает и ответственность человека за сказанное им духовное слово своей пастве или даже в разговоре с одним собеседником; своей силой оно исцеляет и его самого, вразумляет, открывает собственные греховные язвы, смиряет, укрепляет, вдохновляет на подвиг. Святые отцы, великие проповедники прошлого, несли эту ответственность за духовное слово. Они оставили нам богатейшее наследие: святоотеческая литература учит нас не только тому, как правильно мыслить и говорить о Христе и Православной вере, но, главное, тому, как жить во Христе, как заслужить чистой и праведной жизнью великое звание православного христианина и инока".

Примечания к докладу игумении Викторины

[1] Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, “Новая книга”, 1995. С.72-73.

[2] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 110.

[3] Никодим (Святогорец), прп. Невидимая брань / Пер. Феофана (Говорова), свт., Затворника. Ч. 1. Гл. 48.  М.: Типо-Литография  И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1904 С.196.

[4] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 110.

[5] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

[6] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 119.

[7] См.: Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 487.

[8] Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская Епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 47.

[9] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум.  Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.

[10] Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум.  Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.

[11] Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2002. С. 441.

[12] http://paisius-niamets.orthodoxy.ru http://www.saints.ru/p/28-PaisiiVelichkovskii.html

[13] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том пspan style=ервый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

[14] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 487.

[15] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

[16] Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. Слово 26, 211. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1898. С. 212.

[17] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

[18] Зосима (Верховский), прп. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 354-355.

[19] Игнатий (Брянчанинов), свт . Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма святителя Игнатия без указания адресата. Письма из Николо-Бабаевского монастыря. Письмо № 32 // Полное собрание творений. Т. VIII. М.: Паломник, 2007. С. 205. / Собрание писем святителя Игнатия, Епископа Кавказского и Черноморского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995.  Письмо 221 (315, 46). С.427.

[20] Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики.  М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. С. 154.

[21] Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 42.

[22] Евр. 13, 9.

[23] Собрание писем блаженной памяти  Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч.1. 1-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 205.

[24] Отец Никон, иером. Оптиной Пустыни//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4813. Машинопись.

[25] Дневник иеромонаха Никона//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4412. Машинопись. С. 168. От 26.09.1910.

[26] Древний патерик. М.: Типо-Литография  И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1899. Гл. 10,       п. 124 (92). С. 192.

[27] Рим. 10, 17.

[28] См.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000. Т. 1. С. 137.

[29] http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней  св. Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная Типография, 1905. С.229-261.

[30] http://www.diveevo.ru>Новости>0/3/2234/

[31] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 77.

[32] Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 102.

[33] См. Древние иноческие уставы.  М.: Типо-Литография  И. Ефимова, Большая Якиманка, дом Смирновой, 1892. С. 75-76.

[34] Ин. 14, 9.

[35] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная типография, 1905. С. 376.

 


Примечания к выступлению на "круглом столе" Игумении Викторины

[1] См. Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская Епархия, Кирилло-Белозерский монастырь.

[2] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 110.

[3] Рим. 10, 17.

[4] Добротолюбие  Т. 4.  М.: Типо-Литография  И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом, 1901. С. 11-12.

[5] См. Древние иноческие уставы.  М.: Типо-Литография  И. Ефимова, Большая Якиманка, дом Смирновой, 1892. С. 75-76.