Начало Великого поста в обители ознаменовано милостивым посещением и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Святейший Патриарх КИРИЛЛ вновь посетил свою ставропигиальную обитель на Первой седмице поста, в четверг 10 марта 2011 года, к радости монастырских насельниц.
За Патриаршим богослужением молились протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа; иеромонах Антоний (Севрюк), руководитель Личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси; настоятельница монастыря игумения Викторина (Перминова); клирики храмов монастыря и г. Москвы; сестры и прихожане обители.
После уставного богослужения в Казанском храме обители Святейший Патриарх КИРИЛЛ обратился к верующим с Первосвятительским словом о необходимости и важности добродетели терпения.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», — молимся мы неоднократно словами молитвы святого Ефрема Сирина. И в этих прошениях вспоминается особая добродетель — терпение.
Что говорят о терпении святые отцы? «Терпение есть корень всех благ», — учит нас святитель Иоанн Златоуст. «Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись», — говорит нам тот же святой преподобный Ефрем Сирин. А у святого Иоанна Кассиана Римлянина мы встречаем повествование об авве Пинуфии, который учил учеников своих многим важным добродетелям и подчеркивал, что терпение не следует связывать с добродетелью окружающих. Ибо если к нам добродетельно относятся, то в чем же наше терпение?
Эти святоотеческие свидетельства говорят о том, что добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя присутствия духа, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, в гнев, в злобу, в желание отомстить. Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. Про такого говорят: он волевой человек, он способен не раздражаться, не гневаться в ответ на обращенное к нему зло. Несомненно, воля присутствует в наших попытках стяжать терпение, но терпеливый человек необязательно должен быть волевым, потому что терпение есть состояние духа. Всякий волевой человек в какой-то момент не выдерживает неправды, оскорблений, обид. И воли не хватает, и терпение заканчивается, потому что терпения и не было, а была воля или хорошее воспитание.
Что же такое терпение? «Корень всех благ», — повторяем мы слова Златоуста. Но причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно становится состоянием нашей души. А это возможно, если человек ведет религиозный образ жизни. Уже неоднократно приходилось говорить о том, что это тот образ жизни, в центре которого — Сам Бог. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение.
Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и Бог восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию.
Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек — это не тот, кто плывет по течению, кто меняется в соответствии с требованиями окружающего мира. Этот человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства.
Терпение как добродетель возвышает нас над суетой мира. Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, и иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее. В каком-то смысле терпение всегда является мудростью, отличающей человека от тех, кто мудростью не обладает. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: «Терпением стяжите души ваши» (см. Лк. 21, 19). Терпением созидается духовная сила человека. Вот почему святой преподобный Ефрем и упоминает терпение в своей замечательной молитве, и каждый день не единожды в течение Великого поста мы просим Господа: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему». Аминь.
Матушка Игумения выразила от имени всех присутствующих сердечную благодарность Его Святейшеству за посещение обители и глубокое слово назидания, за то, что время покаяния и единения с Богом в молитве и делании добра каждый год начинается в монастыре Первосвятительским благословением и напутствием. Любовь, милостивое отношение Святейшего Владыки укрепляют и утверждают насельниц обители на добром пути и очень им дороги. «Празднуя память великих святителей – Патриарха Константинопольского Тарасия и епископа Газского Порфирия, Святая Церковь призывает своих чад чтить наставников, покоряться им, внимать их слову, подражать вере и примеру жизни, - сказала Матушка Игумения. - Этот апостольский глас и призыв церковный так ясно слышатся сегодня, когда молитвы Первосвятителя – защитника и хранителя Церкви, объединяют паству; его присутствие и пример вдохновляет пасомых на спасительные труды, а слово, обращенное к душам человеческим, пробуждает в них покаяние, веру, самые лучшие и святые чувства».
Матушка от души поблагодарила Святейшего Владыку за все доброе, совершаемое им для Церкви, Отечества и обители, за неустанную проповедь Слова Божия и заботы о пастве. «Ваше Святейшество, примите в память о посещении Вашей ставропигиальной обители скромный подарок – икону Рождества Пресвятой Богородицы, и наилучшие пожелания от Господа Сил благодатной помощи и утешения, здоровья, плодотворных, исполненных многих свершений и долгих лет Патриаршества, глубокого мира Вашей душе, радости о Господе и о духовном возрастании Вашей огромной паствы,» - сказала игумения Викторина, почтительнейше преподнося Первосвятителю памятный подарок.
Фото В. Ходаков.