Благоверный великий князь Димитрий Донской – державный покровитель Рождественского монастыря. Статья игумении Викторины (Перминовой)

  Святому благоверному князю Димитрию Донскому мы обязаны самим существованием нашего Богородице-Рождественского монастыря, основанного, согласно Никонову списку Русской летописи, в 1386 году.

Учащиеся МДА в гостях в нашей обители около иконы. св. блгв. кн. Димитрия Донского.

   

  История нашей обители началась с того, что княгиня Мария Ивановна Серпуховская (1330-1389) [1], мать героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго, задумала увековечить славную победу на Куликовом поле. Она пожелала воздвигнуть в своих московских владениях прекрасный храм – памятник победы, а при нем создать обитель веры, любви и молитвы, где смогли бы подвизаться вдовы, сироты, матери героев. Да и сама княгиня всей душой стремилась к монашеской жизни. Устроить такой монастырь благословил духовный отец княгини – преподобный Сергий Радонежский, ставший и первым духовником обители. Он начал созидать монастырь в духе любви, смирения и единения в Боге, направляя сестер к скромной, незаметной жизни во Христе, сокровенному духовному деланию.

  Но тогда, как и в наше время, нужен был официальный документ, утверждающий начинание. И такой документ был получен. Племянник княгини Марии великий князь Димитрий Донской, подписал государев указ [2], согласно которому монастырь получал официальный статус и необходимые права. Великокняжеская семья и княгиня Мария были не только родственниками, но и единомышленниками.  Их объединял дух Христов. И созданная ими великокняжья обитель стала тихим пристанищем для ищущих спасения, живоносным духовным садом, неугасимой лампадой.

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. Фото 2018 г.

 

  Указ великого князя Дмитрия Донского и существенная помощь монастырю его супруги – преподобной Евфросинии (Евдокии), которую некоторые историки даже считают одной из основательниц Рождественской обители [3], подчеркивают их благодарность по отношению к князьям Серпуховским. Ведь именно княгиня Мария Серпуховская сблизила великокняжескую чету с преподобным Сергием Радонежским.

  Дочь Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича [4], княгиня Мария получила в приданое от отца дмитровские и радонежские земли [5].  А сам Радонеж и прилегающие к нему земли входили во владения ее супруга – младшего сына князя Иоанна Калиты Андрея Серпуховского [6]. На объединенных землях воссияла обитель преподобного Сергия. Игумен Земли Русской начал подвизаться в уделе княгини Марии, и она подарила ему земли для основания монастыря [7]. Мария Ивановна стала преданной духовной дочерью преподобного Сергия – его сподвижницей, женой-мироносицей. По благословению духовника она сделала много доброго для родной земли. Ее начинания продолжил сын – князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат, друг и соратник Димитрия Донского.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественский монастырь

  Князь Владимир родился по молитвам преподобного Сергия. Согласно некоторым источникам, у княгини Марии долгое время не было детей, однако она не отчаивалась и уповала на Господа, и Радонежский игумен вымолил ей чадо [8]. Но такая радость была дарована в скорбном для княгини 1353 году: от свирепствовавшей тогда по всей Европе чумы умер ее муж. А на сороковой день по кончине князя Андрея родился долгожданный сын, нареченный Владимиром в честь славного Крестителя Руси [9].

  И вот что удивительно. Молодая двадцатитрехлетняя вдова – представительница великокняжеской семьи, которой принадлежала «треть по Москве» и многие земли, отказалась вступить во второй брак. Она решила посвятить дальнейшую жизнь молитве, добрым делам и воспитанию сына. В деле воспитания ей берется оказать помощь сам святитель Алексий, митрополит Московский. Святителю Алексию и московскому боярству виделось большим благом для Русской земли, чтобы два брата-отрока – великий и удельный князья – воспитывались вместе. Димитрий был на три года старше Владимира, и тоже рано лишился отца. Княгиня Мария согласилась с таким предложением.

Икона св.блгв.вел.кн. Димитрия Донского.

  Результат этого мудрого решения не замедлил сказаться: князей Димитрия Донского и Владимира Храброго связывала братская любовь и крепкая духовная дружба. Храбрый князь стал душой всех дел и начинаний своего двоюродного брата. Верой и правдой он служил Московскому княжеству и делу объединения Руси. Уже в юном возрасте он выступал с войсками в походы, участвовал в кровопролитных сражениях, в различных государственных делах, вел дипломатические переговоры, выполнял миссию посла московского княжества. И княгиня Мария отпускала и благословляла единственного сына на предпринимаемые для блага Отечества труды и ратные подвиги, которые могли стоить ему жизни. Жертвенность княгини Марии и ее сына имела духовное основание. Оба они стремились к Небесному Царствию, и ради любви Божией и блага Отечества отлагали даже родственные чувства.

  Став старшим в роду, князь Владимир отказался от прав на великое княжение в пользу детей Димитрия Донского, что неоднократно подтвердил крестным целованием [10]. Во времена княжеских междоусобиц это был не только великодушный и мужественный, но и беспрецедентный поступок. Но дело в том, что у Владимира Храброго, поступившего так по благословению своего духовника – преподобного Сергия, были совсем другие ценности и приоритеты, чем у многих удельных князей в то время. И его деяния послужили примером для других князей, помогли им стать выше гордыни и амбиций, сплотиться и выступить против общего врага на Куликовом поле. Но, если бы и не было судьбоносной Куликовской битвы, князя Владимира все равно бы называли Храбрым. Эта черта его характера –  храбрость – была результатом мужества духовного и глубочайшего смиренномудрия.

Князь Владимир Андреевич Храбрый. Фрагмент росписи храма Серпуховского Высоцкого монастыря.

  Братья-князья возрастали и мужали. Митрополит Алексий и бояре добились утверждения малолетнего Димитрия на великокняжеском престоле, не уступив это право Суздальскому князю Димитрию Константиновичу. Димитрий Константинович был старшим из князей de facto. Он получил ярлык от прежнего хана. Это был мудрый и просвещенный князь. При его дворе князя велась Лаврентьевская летопись – один из важнейших памятников древнерусского летописания [11]. Дело летописания впоследствии продолжила его дочь – святая Евдокия. Димитрий Константинович не пожелал уступать свое право на великое княжение. Но Димитрий Иоаннович Московский имел ярлык от правящего хана. Добиваясь человеческой справедливости, Димитрий Константинович собрал свои войска и выступил против Московского княжества. Юный князь Димитрий участвовал в этой битве московской рати с дружиной Суздальского князя в 1362 году, «посаженный на конь» боярами вместе со своим братом Владимиром. Это было боевое крещение братьев.  Московские войска одержали победу над суздальцами [12].  Кто тогда мог предполагать, как, по Промыслу Божию, сложатся дальнейшие судьбы участников этой битвы?

  Благодаря своим родственникам князьям Серпуховским, великокняжеская семья ближе узнала преподобного Сергия и стала обращаться к нему за помощью. По просьбе великого князя, святой неоднократно исполнял миссию миротворца. Так, например, в 1358 и 1363 годах преподобный Сергий ходил в Ростов для того, чтобы примирить Ростовского князя с великим князем Московским.

  А в 1365 году преподобный Сергий исполнил  неожиданное поручение. Князь Борис Константинович захватил Нижний Новгород, отобрав город у своего брата Суздальского князя Димитрия Константиновича. И, по прошествии трех лет после вышеупомянутой битвы москвичей и суздальцев, пришлось Димитрию Константиновичу обращаться за помощью в Москву. Великий князь московский Димитрий Иоаннович проявил великодушие и поддержал Суздальского князя. Решили попробовать разрешить конфликтную ситуацию миром. Московский князь вместе со святителем Алексием попросили преподобного Сергия пойти в Нижний Новгород и убедить Бориса Константиновича либо идти на суд к великому князю, либо оставить свои притязания. Первоначально переговоры не имели успеха. Святому пришлось даже затворить все храмы города до того времени, пока князь Борис не смирился и не попросил прощения у великого князя и у брата [13]. 

 Разрешение этого спора было важно для всех. Мир водворился не только в семействе Суздальского князя. Димитрий Константинович помирился и с великим князем Московским и выдал за него замуж свою дочь преподобную Евдокию, ставшую святой покровительницей Москвы. Их свадьбу торжественно отпраздновали в 1366 году в Коломне. Сразу же после свадьбы великие князь и княгиня прибыли в Москву, где их ждали многие труды и тяготы.

Великий князь Димитрий Донской. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. Свадьба великого князя Димитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии в Коломне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. ХVI в.

  Полгода назад столица сильно пострадала от пожара, начавшегося у церкви Всех святых и охватившего весь город. Сгорели деревянный кремль и большая часть зданий. Первым делом великие князь и княгиня стали помогать жителям Москвы. Они раздали погорельцам не только средства из казны, но и практически все, что сами имели (!) Средств не хватало. Но великий князь Димитрий все же решил начать строительство каменных стен для защиты города.

  Каменное строительство в те времена было дорогостоящим и трудоемким. Опытных мастеров-каменщиков было нелегко найти, да и дело требовало больших затрат. Тогда Дмитрий Иванович обратился к ближайшим родственникам, князьям Серпуховским. Княгиня Мария откликнулась на просьбу племянника: были выделены средства и люди для строительства Кремля. Уже зимой 1366 года из каменоломни, находившейся недалеко от города, начали поставлять необходимый для крепостных сооружений материал [14].

  В 1368 году выяснилось, что строительство каменных стен было осуществлено вовремя. Побуждаемый тверскими родственниками своей жены, великий князь литовский Ольгерд Гедиминович привел под Москву войска. Он осадил город, в котором затворились князья Дмитрий и Владимир вместе со святителем Алексием, своими близкими и жителями Москвы. Под стенами Москвы Ольгерд встретил достойный отпор. Общие молитвы, рассудительность, мудрость и согласие, царившее среди защитников, а также крепкие стены, в которые вложила свои средства княгиня Мария, спасли город: литовцы были вынуждены отойти.

  В 1370 году Ольгерд Гедиминович вновь пытался захватить Москву, но, узнав, что князь Владимир собрал войска и стоит у Перемышля, а его союзник князь Владимир Дмитриевич Пронский ведет на помощь Московскому княжеству рязанское войско, поспешил отойти. Литовский князь начал мирные переговоры с Дмитрием Ивановичем. Ольгерд решил породниться с  Владимиром Андреевичем и выдать за него замуж свою дочь Елену. Это свидетельствовало об его уважении к Владимиру и укреплявшемся положении Серпуховского князя [15].

  В 1371 году, в то время, когда Димитрий Иоаннович находился в Орде, в Московское княжество прибыли литовские послы с целью «докончати мир». Переговоры вел князь Владимир Андреевич. Тогда же состоялось оговоренное прежде его обручение с Еленой Ольгердовной, а в конце года, по возвращении великого князя Димитрия из Орды, Серпуховской князь сыграл свадьбу [16].

Благословение преподобного Сергия. Хромолитография с картины А. Кившенко 1879 г.

    Каким запомнился великий князь Димитрий современникам? «Молодой князь Димитрий отличался многими добродетелями, – говорит древнее повествование, – не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ; “злобою был дитя, а умом полный муж”». Господь  даровал ему святую супругу – кроткую, любящую и набожную. Оба «жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению» [17]. Святитель Алексий был отцом и хранителем этого союза, а святой Феодор, игумен Симоновский и племянник преподобного Сергия, стал духовником великокняжеской четы. За 22 года супружества в семье великого князя родилось 12 детей. Своих чад супруги воспитывали в благочестии и страхе Божием. Восприемником двоих сыновей великой княгини был преподобный Сергий [18].

Икона св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского и прп. Евфросинии (Евдокии) Московской http://uspeniya.cerkov.ru/2015/05/31/knyaz-dmitrij-donskoj/

  Великий князь Димитрий и его соратник Владимир Серпуховской много сил положили на обустройство Московского княжества, которое становилось центром государства. Они возводили и новые города. Один из них – Серпухов, был основан Владимиром Андреевичем на месте одноименного поселения в 1374 году. Он повелел выстроить город из лучшей и прочнейшей в той местности древесины – дуба [19] . Князь Владимир Андреевич строил и каменные храмы, а также созидал монастыри, потому что любил и чтил монашество. Наставляемый матерью, он попросил преподобного Сергия основать в Серпухове монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Такие обители нередко основывали семейные пары в надежде обрести потомство. В это время у серпуховского князя все еще не было наследника. Для будущей обители было выбрано место, называемое Высокое. Монастырь стал называться Высоцким. По молитвам преподобного Сергия, и князь Владимир стал отцом большого семейства. Игумен Земли Русской крестил его первенца Ивана [20] и  всех его сыновей. 

  Отношения между великим князем Димитрием Иоанновичем и преподобным Сергием не всегда были безоблачными.  В некоторых вопросах, касающихся жизни Церкви, Троицкий игумен не считал возможным согласиться с правителем [21].  Такое неподчинение вызывало раздражение великого князя. Воссоединению отношений между ними способствовали княгиня Мария и преподобная Евдокия Московская, напоминавшие великому князю Димитрию о том, кем является для Русской земли святой Сергий.

  Также и отношения великого князя с Владимиром Андреевичем Храбрым не всегда складывались гладко. Венцом братства и дружбы князей была их победа на Куликовом поле. Во время судьбоносной битвы младший брат проявлял к старшему послушание, а старший к младшему – любовь. Каждый из них жертвовал собой и приписывал успех не себе, а Богу, своему брату и мужеству сражавшихся.

  Но в конце своей рано завершившейся жизни князь Димитрий пожелал упрочить положение своих детей и еще более усилить великокняжескую власть, так как считал это необходимым для блага государства. Некоторые его действия показались князю Владимиру оскорбительными. Но увещания преподобного Сергия и благочестивых сродников вновь возымели действие и умягчили сердца князей-братьев, которые полностью примирились [22] и продолжали служить Отечеству до последнего вздоха. Они оказывали помощь и нашей обители, которая созидалась и восходила от силы в силу. 

  Святой благоверный князь Димитрий Донской и его тетя, княгиня Мария Серпуховская, отошли ко Господу в 1389 году. В мае 1389 года преподобный Сергий был приглашен ко двору и молился за отходящего в вечность великого князя. Святой благоверный князь Димитрий Донской преставился ко Господу 19 мая. Преподобный Сергий участвовал в его отпевании, поддерживал великую княгиню Евдокию и ее детей [23]. Княгиня Мария, в схиме Марфа, умерла 15 декабря и была погребена в созданной ей обители [24].

Игумения Викторина с сестрами на панихиде по основательнице обители схимонахине Марфе близ места ее погребения. Придел Сошествия Святого Духа. Фото из архива монастыря.

  Княгиня Евдокия Московская, в монашестве Евфросиния, продолжила дело близких людей. Верным ее помощником оставался князь Владимир Андреевич Храбрый, послуживший и ее сыну, великому князю Василию Димитриевичу. Он выполнил свое обещание, остался верен крестному целованию, и почил о Господе в 1410 году с чувством выполненного долга и миром в душе [25].

  Дольше всех прожила супруга Владимира Андреевича, княгиня Елена Ольгердовна. Литовская княжна, она выросла при дворе своего отца, где тогда еще царили языческие нравы. Но когда она оказалась в благочестивом семействе князей Серпуховских и близ святой великокняжеской четы, то всем сердцем приняла дух и благочестивые традиции этого дома. Именно она продолжила дело свекрови, созидая монастырь. Княгиня Елена приняла в стенах обители постриг с именем Евпраксии [26] и долго еще оставалась для нового поколения свидетельницей тех славных времен, когда, следуя завету преподобного Сергия, русские люди учились спасаться и спасать свое Отечество любовью и единением в Боге!

Игумения Викторина (Перминова)

31 мая 2019 г.

 

Иконы св. Димитрия Донского и св. блгв.вел. кн. Димитрия Донского и прп. Евфросинии (Евдокии) Московских  с сайта http://uspeniya.cerkov.ru/2015/05/31/knyaz-dmitrij-donskoj/

 

Примечания:

 [1] Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/

[2] Лебедева E. Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве. http://www.pravoslavie.ru/put/3638.htm

[3] По словам доктора Церковной истории В. Петрушко.

[4] Рогожский летописец. ПСРЛ: Т. ХV, Л. 278.  М: «Языки русской культуры», 2000. С. 56.

[5] Морозова Л.Е. доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института истории РАН. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 246-247.

[6] Мазуров А.Б., Никандров А.Ю. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008. С. 28.

[7] Там же. С. 249.

[8] Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/

[9] Православная Энциклопедия. Т. 8.

http://www.pravenc.ru/text/Владимир%20(Василий)%20Святославич.html

 [10] Князь Владимир подписал три договорные грамоты (в 1362, 1371 и 1389 гг.), подтвержденные крестным целованием. В них он обещался никогда не претендовать на великое княжение и определил свое отношение к сыновьям великого князя Дмитрия Ивановича Донского, признав их право на наследование престола после смерти Дмитрия.

[11] Трофимов. А.А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. М.: «Паломник», 2007. С. 5.

[12] Рогожский летописец. ПСРЛ: Т. ХV, Л. 289 – 289 об..  М: «Языки русской культуры», 2000. С. 72. Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал "Поле Куликово". Новомосковск Тульской области, 1996. С. 28, 237-246.

[13] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.V. Гл. I: «Андрей Константинович преставился в Нижнем: желая наследовать сию область и сведав, что она уже занята меньшим братом его, Борисом, Князь Суздальский (Дмитрий Константинович – прим. сост.) прибегнул к Московскому. Древнее обыкновение употреблять людей духовных в важных делах Государственных еще не переменилось: Св. Сергий, Игумен пустынной Троицкой обители, был вызван из глубины лесов и послан объявить владетелю Нижегородскому, чтобы он ехал судиться с братом к Димитрию Иоанновичу. Борис, утвержденный между тем на престоле ханскою грамотою, ответствовал, что князей судит Бог. Исполняя данное ему от Митрополита повеление, Сергий затворил все церкви в Нижнем; но и сия духовная казнь не имела действия. Надлежало привести в движение сильную рать Московскую: Димитрий Суздальский предводительствовал ею. Тогда Борис увидел необходимость повиноваться: выехал навстречу к брату, уступил ему Нижний и согласился взять один Городец; а Великий Князь, благодеянием привязав к себе Димитрия Константиновича, женился после на его дочери, Евдокии: свадьбу праздновали в Коломне со всеми пышными обрядами тогдашнего времени».

[14] Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 250.

[15] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.V. Гл. I; Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 252.

[16] Энциклопедия Куликова поля: Литературно-художественный журнал «Поле Куликово». Новомосковск Тульской области, 1996; Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 252.

[17] http://www.evfrosinia.ru/index.php/efrosinia.html

[18] Приселков М.Д. Троицкая летопись. СПб. 2002. C. 397; Рогожский летописец. Указ. соч. С. 108. – Л. 314.  

[19] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ соч. С. 106. – Л. 313.

[20] Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/

[20] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 142 – Л. 335 об.

[21] Достоверно известно о следующих обстоятельствах, послуживших причиной напряженных отношений между великим князем Димитрием Донским и преподобным Сергием. Митрополит Московский Алексий перед своей кончиной выразил желание видеть своим преемником преподобного Сергия. Преподобный отказался. У князя же Димитрия был свой «кандидат» на митрополичий престол – коломенский священник Михаил (Митяй, как прозвали его на Руси), к которому князь был сильно привязан. Митяй был человеком представительным, красноречивым, но гордым и заносчивым. Димитрий приблизил его к себе, сделал его хранителем своей печати. Еще при жизни митрополита Алексия великий князь повелел в один день постричь Митяя в монашество, возвести в сан архимандрита и поставить настоятелем кремлевского Спасского (во имя Преображения Господня) монастыря. В летописи даже приводится ироничный отзыв современников по этому поводу: «До обеда белец сый, а по обеде архимандрит, до обеда ... мирянин, а по обеде мнихом начальник и старцем старейшина и наставник и учитель и вожь (вождь) и пастух» [ПСРЛ. Т. ХV. Рогожский летописец. Л.325 об. М.: «Языки Русской культуры», 2000. С. 126].

Димитрий не раз обращался к святителю Алексию, и посылал Владимира Андреевича для того, чтобы святитель благословил Митяя стать его преемником. Святитель долго противился этому, но, наконец, сказал, что Предстоятелем Церкви будет тот, кого утвердит Константинопольский Патриарх и изберет Собор епископов [Там же. Л. 325. С. 125.].

Преподобный Сергий поддерживал епископа Дионисия Суздальского, благочестивого архипастыря и своего духовного друга, как возможного кандидата на митрополичью кафедру – поддержать Митяя он, естественно, не мог. Митяй думал, что преподобный Сергий настроил святителя Алексия против него, и сильно враждовал на Троицкого игумена. Но, на самом деле, не только Преподобный, но и никто на Руси не желал видеть Митяя Первосвятителем, а иноки даже молили Бога спасти Церковь от такого митрополита [Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. III. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 49.].

Когда святитель Алексий отошел ко Господу, Митяй самовольно возложил на себя белый клобук и другие знаки митрополичьего сана. Димитрий созвал епископов, чтобы избрать Митяя, но единодушия не было: святитель Дионисий Суздальский выразил протест, и избрания не состоялось. Тогда князь Димитрий стал посылать Митяя в Константинополь к Патриарху. Митяй был разгневан на преподобного Сергия как на сторонника епископа Дионисия, грозился разорить Сергиев монастырь по возвращении из Царьграда. Когда это известие дошло до Преподобного, он пророчески сказал: «Молю Бога, чтобы он не попустил Митяю разорить место сие и изгнать нас без вины. Митяй побежден гордостию; он грозит обители нашей, но сам не получит желаемого и даже не увидит Царьграда» [Никон (Рождественский), архиепископ. Житие преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 156].

Так и случилось: Митяй в дороге заболел и скончался. Святитель Дионисий хотел также отправиться в Константинополь, но был арестован великим князем Димитрием и посажен им под стражу. Святитель Дионисий прибег к помощи преподобного Сергия, и Преподобный поручился за него перед великим князем, что он не поедет в Константинополь в настоящее время. Великий князь отпустил святителя, и сначала он действительно не поехал в Царьград, но направился в Суздаль и Нижний Новгород. Но все же, через неделю, святитель Дионисий отправился в Константинополь [ПСРЛ. Т. ХV. Рогожский летописец. Л. 326 об. М.: «Языки Русской культуры», 2000. С. 127-128; Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.: АСТ, 2006. С. 337; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. III. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 51-52.].

Все это не могло не вызывать гнева и раздражения великого князя на преподобного Сергия. Также преподобный Сергий поддерживал святителя Киприана, поставленного Константинопольским Патриархом на русскую кафедру; сохранились письма святителя к Троицкому игумену. Отношения князя Димитрия и святителя Киприана не складывались. При жизни великого князя святитель Киприан фактически не жил в Москве. Только после кончины великого князя Димитрия его супруга, преподобная Евдокия, возвратила святителя Киприана в столицу [Трофимов А. Небесная покровительница Москвы преподобная Евфросиния. Москва: Издательство «Паломник», 2007. С. 51-52].

[22] Православная Энциклопедия. Т. 8. /Статья: Кучкин В.А. Владимир Андреевич Храбрый (Донской)/. http://www.pravenc.ru/text/159088.html

[23] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 156. – Л. 344-344 об.; Морозова Л.Е. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г. //mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/

[24] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 157 – Л. 345.

[25] Православная Энциклопедия. Т. 8. / Статья: Кучкин В.А. Владимир Андреевич Храбрый (Донской) /. http://www.pravenc.ru/text/159088.html Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. V. Гл. II.

[26] Мазуров А.Б., Никандров А.Ю.. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. Указ. соч. С. 156, 241. // ПСРЛ Т. ХХ. Ч. 1. С. 241.