Похвала Церкви. Беседа игумении Викторины с сестрами о Кресте Христовом

 Предлагаем Вашему вниманию беседу настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о Кресте Христовом из архива сайта.  01_04_16_29

  Поклонение Честному Кресту – это возможность выразить любовь к Пострадавшему на нем Господу, поблагодарить Бога за неизреченное милосердие и поразмыслить о том, как мы несем свой жизненный крест. Когда мы стоим перед Крестом и видим Распятого за нас Спасителя, то пропадает желание просить о чем-то суетном, держать в сердце зло и обиду на кого-либо, жаловаться на человеческую несправедливость или жизненные трудности. Наши испытания, какими бы большими и тяжелыми они ни были, меркнут перед Страданиями ни в чем не повинного, добровольно принявшего их Владыки мира. И наша душевная боль стихает, ибо есть Тот, Кто разделяет ее по любви к нам.
   Начиная одно из своих поучений, святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Всякое действие Христово составляет славу вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная сие, Павел говорит: “мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте” (Гал. 6:14) Христовом» [1]. Удивительны слова Апостола, которые приводит святитель Кирилл! Апостол Павел хвалится не своими духовными дарованиями, не тем, что был восхищен до третьего неба, и даже не спасением и обращением ко Христу стольких душ, что было великой радостью для Церкви. В чем же для него наивысшая похвала? В Кресте Христовом, который выносится и предлагается для поклонения в эти дни.     
  «Как это святой Апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме креста Христова? – спрашивает в своем известном слове о видах крестоношения святитель Феофан Затворник. – Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот однако ж Апостол Павел хвалится им… Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем, вместо тесноты, широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием» [2].
   1dsc_0013Вынос Креста совершается Церковью, чтобы яснее указать на цель поста и укрепить верующих непобедимой и непостижимой крестной силой на дальнейший подвиг. Об этом замечательно говорит подвижник благочестия нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове в Неделю Крестопоклонную: «Крест Христов — великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути – пути креста и страданий – и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста» [3] .
   «Крест — праздник и духовное торжество, – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст. – Он стал для нас причиною бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас бывших во вражде с Богом, он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко. Крест — уничтожение вражды, он — охрана мира... Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел дьявола, потому что увидели источник» [4].
   Крест, как мы слышим в церковных песнопениях, это непобедимая победа благочестия и дверь рая. «Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (Рим. 5:17) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? – продолжает рассуждать святитель Кирилл. – Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление… Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь сия Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении» [5]. Иерусалимский пастырь, говоря эти слова, и на самом деле находился в тех местах, где Христос пострадал, был распят и воскрес. Но и каждому из нас Церковь дарует возможность переживать все это за богослужением, и особенно в дни поклонения Кресту и дни Страданий Спасителя.
   Поклоняясь Кресту, мы можем получить от Распятого на нем Господа спасительную благодать в той мере, в какой можем вместить. Святитель Феофан Затворник говорит о значении Креста и его благодатной силе: «Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею; на кресте растерзал Он рукописание грехов наших; крестом примирил нас Богу и Отцу; через крест низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные. Но таков крест Господень в нем самом. Каждый же из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как через свой собственный крест. Свой собственный каждого крест, когда соединяется с крестом Христовым, силу и действие сего последнего переносит на нас, становится как бы каналом, через который из креста Христова преливается на нас всякое даяние благое и всяк дар совершен» [6].
   Каждый человек несет свой жизненный крест, и этот крест во многом вырастает на почве его сердца. Но главное – нести крест во спасение, то есть учиться смиренно принимать «достойное по делам своим», приносить покаяние, стремиться исправлять жизнь и предавать себя в волю Божию. Ведь нести крест можно по-разному. Разбойник, поносивший Господа на Голгофе и роптавший, не получил спасения. А о благоразумном разбойнике и о том, что сотворил с Ним Бог, святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Он (Христос) совершает на кресте это чудо, особенно обнаруживающее Его силу. Не мертвого воскрешая, не морю, ни ветрам повелевая, не демонов изгоняя, а будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславим, Он мог переменить порочную душу разбойника, чтобы ты видел Его могущество в обоих случаях: Он привел в смятение всю тварь, потряс скалы, привлек и удостоил чести душу разбойника, которая была бесчувственнее камня: днесь, говорит, со Мною будеши в раи. … Христос…, входя в священное отечество, вводит с Собою разбойника, не попирая и не бесчестя рая стопами разбойника, а напротив прославляя рай, потому что честь раю иметь такого Владыку, Который и разбойника делает достойным райского блаженства» [7].
   dsc01794Продолжая святоотеческую мысль, известный проповедник святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, говорит: «…Спаситель повелевает последователю Своему, взяв крест, не стоять в раздумьи, не смотреть по сторонам, а идти, не останавливаясь: то есть что делать? Во-первых, всегда помнить, откуда, из какой тьмы и пагубы он изведен благодатию Божиею: куда, к какому свету, чистоте и совершенству ему должно стремиться, что у него и для чего за плечами, то есть не свирели и тимпаны, не розы и лилии, а крест: а помня все это, непрестанно устремляться в передняя, переходя путем узким от веры в веру, от добродетели к добродетели, от одного опыта самоумерщвления к другому, не удовлетворяясь никакой внешней благовидностью своего поведения, а простираясь до истинной чистоты намерений, до совершенной богоугодности действий, до полного умерщвления в себе греха и самолюбия».
  Святитель Иннокентий отмечает, что Спаситель велит последователю Своему взять крест «свой» — тот, который принадлежит именно ему, назначен свыше для него: «Это нужно заметить для того, что злая воля своенравна во всем, даже в выборе креста, на коем ей должно быть распятой. Не хотят взять тот, который дан Богом, а хотят иметь самодельный, в таком, а не другом виде, состоящий из таких, а не других скорбей и лишений… Чрезвычайно важно еще притом, чтобы, взяв крест, идти не за кем-либо другим, а именно за своим Спасителем: “по Мне грядет”. Увы, братие мои, можно нести крест и идти — не во след Спасителя, а в след того же мнимоотвергнутого греховного своего человека! Можно страдать и терпеть, и в то же время погублять мзду и страданий и терпения! Это бывает, когда мы, среди нашего крестоношения, руководствуемся не верою в Господа и Его примером, не правилами Евангелия, а своим воображением и чувствами, или худо понятыми примерами других. В таком случае обыкновенно впадают в крайности; устремляются к тому, что, хотя само в себе хорошо, но нам не свойственно; и не исполняют того, что кажется не так высоко, но для нас необходимо. Чтобы избегнуть сего, крестоносцу надобно непрестанно иметь пред очами жизнь Господа своего и, по возможности, подражать ей».

  «Самоотвержение есть условие, крайне неприятное для нашего самолюбия, но, как показывает опыт, необходимое во всех делах важных. В самом деле, начинают ли учиться чему-либо — отвергаются своего ума, слушают и верят, что скажет учитель. Идут ли на сражение с неприятелем — отвергаются своей воли и подчиняют себя распоряжениям военачальника. Хотят ли вылечиться от какой-либо тяжкой и опасной болезни — во всем полагаются на искусство врача и отдают себя в его руки. Так поступают обыкновенно и в земных делах. Удивительно ли после сего, что с самоотвержения начинается и дело нашего спасения, или, что то же, последование за Христом. Но в чем должно состоять оно и до чего простираться? И в обыкновенных делах самоотвержение простирается очень далеко. Воин, например, простирает и должен простирать его до того, что он, по одному слову, не только общего и главного вождя, но и ближайшего своего малого начальника, готов идти на явную смерть. Будем ли после сего удивляться, если самоотвержение христианское прострется до смерти?» [8]
  Нужно сказать, что сам святитель Иннокентий нес свой жизненный крест с истинным самоотвержением, и его слова происходили от опыта. Об этом церковном деятеле, архипастыре-молитвеннике, русском Златоусте, основавшем и возродившем целый ряд обителей (в том числе и знаменитую Святогорскую пустынь, ныне Лавру), можно очень долго рассказывать. Но вспомним лишь один яркий эпизод из его жизни, относящийся к нашей теме. Святитель Иннокентий был участником обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг. Историк М. Погодин назвал святителя «великим гражданином русской земли» за его беспримерное мужество и жертвенную любовь к пастве. Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в архиерейском доме и на богослужении в храмах. По свидетельствам очевидцев, его часто можно было видеть на передовых позициях, когда он под обстрелом противника кропил солдат и матросов святой водой, ободрял раненых воинов, служил молебны, погребал убитых. Величие духа святителя Иннокентия проявилось и в посещении им лазаретов, где свирепствовал тиф и можно было в полной мере видеть страдания, порождаемые войной. Так он смиренно и спокойно, с преданностью в волю Божию, нес крест страшного бедствия, поддавая пример пастве.
  Великая Суббота 10 апреля 1854 г. стала самым тяжелым днем для жителей Одессы. Неприятельский флот подверг город сильнейшей бомбардировке. В это время архиепископ Иннокентий совершал Божественную литургию. Во время пения запричастного стиха раздался страшный взрыв. Стены собора поколебались, стекла задрожали, певчие смолкли, а находящиеся в церкви люди от страха пали на церковный пол. Присутствие духа сохранял один только Владыка. Царские врата открылись. Терпеливо выждав, пока испуганный народ придет в себя, архипастырь вышел из алтаря и обратился к своей пастве со словами: «Вы устрашились сего бранного звука, произведенного вражескою рукою и, стоя на молитве в этом святилище, не устыдились пасть на землю по маловерию. Но какой страх и ужас обымет грешную душу, когда возгремит архангельский глас трубы, чтобы призвать нас на всеобщий Суд!». Когда неприятель приблизился к Симферополю, и Перекоп не был безопасным местом, святитель Иннокентий без сопровождающих прибыл с иконой Божией Матери сначала в Симферополь, а затем в осажденный Севастополь. Образ святителя-героя запечатлен скульптором М.О. Микешиным в памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде [9].
  «Вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем – замечает святитель Феофан Затворник. - По сей-то причине каждый всесторонне обложен крестами, чтобы не затрудняться исканием крестоношения и недалеку быть от спасительной силы креста Христова. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединенно со крестом Христовым, – и будешь спасен…Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстями и похотями. Св. Апостол говорит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Распяли? Стало, был крест, на котором у них распяты сии страсти и похоти. Какой же это крест? Борьба с ними. Распять страсти, значит обессилить их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз, обессилит ее; поборет еще несколько, подавит; еще поборет, и совсем искоренит, с помощью Божией. Как сия борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водруженный. У борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое пронзается. Так ему бывает тяжело и больно…Пусть больно, но сия боль здоровье возвращает» [10].

 

 Будем же призывать в помощь Господа и чтить Его Честный Крест. Крестная сила да поможет нам преодолевать страсти и немощи и готовить душу к встрече светлого Христова Воскресения.
  «Итак, да не стыдимся исповедывать Распятого, – призывает святитель Кирилл Иерусалимский, – с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия; знамение для верных, и страх для злых духов. Потому, что посредством оного "победил" Он "их, изведши в позор со дерзновением" (Кол. 2:15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай знамением сим по той причине, что оно даром дано тебе; но за сие тем более почитай Благодетеля» [11].                                                                                                                       

Игумения Викторина (Перминова)
                                                                                                           Статья из архива сайта

      1-ое изображение взято с сайта http://refy.ru/82/296246-obretenie-oblika-iisusa-hrista-i-istoriya-formirovaniya-ikonograficheskih-kanonov-izobrazheniya-iisu.html

Примечания:

[1] Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. - М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. - С. 1-340. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/13

[2] Свт. Феофан Затворник. Сборник проповедей «Слова о покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни». Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. В Неделю Крестопоклонную. Проповеди от 27 февраля 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/slova-o-pokajanii-prichashhenii-svjatykh-khristovykh-tain/10_2

[3] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповедь в Неделю Крестопоклонную. http://moyhram.org/articles/33/1241/

[4] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Том 2. О Кресте и разбойнике. Беседа первая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С. 453-454.

[5] Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. - М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. - С. 1-340. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/13

[6] Свт. Феофан Затворник. Сборник проповедей «Слова о покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни». Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. В Неделю Крестопоклонную. Проповеди от 27 февраля 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/slova-o-pokajanii-prichashhenii-svjatykh-khristovykh-tain/10_2

[7] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Том 2. О Кресте и разбойнике. Беседа первая. Указ. соч. С. 455-456.

[8] Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический. Слова в Великий пост. Слово 25. В Неделю Крестопоклонную.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/slova-v-velikij-post/25

[9] Жизнеописания свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического

http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology10.htm

http://www.saarbruecken.orthodoxy.ru/Innokentij.html

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/

http://drevo-info.ru/articles/12076.html  

М. Славко «Русский Златоуст» Статья с сайта

http://www.stoletie.ru/sozidateli/russkij_zlatoust_731.htm    

[10] Свт. Феофан Затворник. Сборник проповедей «Слова о покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни». Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. В Неделю Крестопоклонную. Проповеди от 27 февраля 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/slova-o-pokajanii-prichashhenii-svjatykh-khristovykh-tain/10_2

[11] Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. - М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. - С. 1-340. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/13