Богоявление в нашей жизни. Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами перед праздником Крещения Господня

Предлагаем Вашему вниманию новую беседу игумении Викторины (Перминовой) с сестрами перед праздником Богоявления (Крещения) Господня.

 Наступает время, когда Церковь призывает нас прийти к водам Иорданским. Там Господь Иисус Христос принимает Крещение от Предтечи, чья рука благоговейно трепещет и указывает людям на Грядущего Спасителя.

 В это время каждый в свою меру переживает дивное Богоявление, о котором благовествует Евангелие: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17).

 «Все христианские таинства сияют здесь своим божественным светом и просвещают умы и сердца с верой совершающих это великое празднество, –говорит святитель Феофан Затворник. – Придите, вознесем дух к созерцанию этих таин спасения нашего и пропоем: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение», – спасение троически созидающее и троически нас спасающее» [1].

 Исполняющий всякую правду (Мф. 3:15) Спаситель вновь показывает, что Бог, в Троице Славимый, стремится быть с нами и открыться нам настолько, насколько мы готовы Его принять и услышать.

 Но нам кажется, что Богоявление есть нечто для нас недостижимое. Ведь мы понимаем, что Бог живет во Свете Неприступном (1 Тим. 6:16), и наши грехи мешают к Нему приблизиться. Даже ближайшие ученики Христовы, находясь на Фаворской горе, не могли длительное время находиться в Свете Божества. На самом деле Всеблагой Господь знает меру каждого и не даст нам того, чего мы не в силах понести. При этом нужно сказать, что и в нашей жизни происходит чудо Богоявления, но мы не отдаем себе в этом отчет, не замечаем этого.

 Тот, Кто «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20), в большинстве случаев приближается к человеку тихо и смиренно, не нарушая обычный порядок вещей. И мы не всегда понимаем, что на пути жизни встречаем именно Его. Да, бывает и так, что, при обращении человека на спасительный путь или в каких-то исключительных случаях, в его жизни происходят яркие чудеса, поразительные встречи с Богом. Но чаще всего Господь действует по-иному, не принуждая человека к вере и не связывая его свободы.

 В Священном Писании мы встречаем выражение «веяние тихого ветра» (на церковно-славянском – «глас хлада тонка») (3Цар.19:12). Действие Божественной благодати трудно выразимо, подчас и не поддается описанию. И, если мы хотим не пропустить явления Бога и сподобиться Его благодати, то нам следует проникаться духом смирения, быть внимательными и подготавливать душу к принятию Того, Кто любит нас и желает быть с нами, ограждая от всякого зла.

 Где же происходит Богоявление? Где те самые Иорданские воды, к которым нам нужно прийти? А дело в том, что все это, как и Вифлеемский вертеп, и ясли Спасителя, находится в нашем сердце. Но, поскольку мы находимся чаще всего вне себя, в суете внешней жизни, то ищем пути, чтобы прийти в наше сердце. И таких путей множество. Они находятся в русле Божественной воли, пути Божия, о котором сказал Господь: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24)

 Вот мы приходим в храм, и нас может коснуться Божественная благодать в молитве, через Таинства, слышание Слова Божия и глубоко содержательных богослужебных текстов и песнопений. Возможно, даже один взгляд на икону может пробудить в нашем сердце сокрушение о грехах или какое-нибудь доброе чувство, желание кого-то простить, сделать кому-то добро. Но этого может и не произойти, если мы не будем заранее готовиться, не постараемся, чтобы наш настрой был мирным и покаянным, не совершим со вниманием и смирением наше молитвенное правило, не будем внимательны к тому, как мы относимся к ближним. Мы часто невнимательны и не замечаем, как осуждаем людей, говорим пустое и праздное, не упоминая уже о раздражительности и обидных словах, которые удаляют от нас Божественную благодать, и даже пребывание в храме не дает тогда своих плодов. Конечно, в любом случае лучше посещать храм, чем не посещать его, потому что все в Доме Божием способствует нашему покаянию и очищению. Но если мы действительно хотим пережить Богоявление, то необходимо готовиться к этому всегда, всей своей жизнью.

 Богоявление происходит с нами не только в храме. Через наших ближних, в которых Господь, во образ Своего Триипостасного Божества, сотворил трехчастную скинию духа, души и тела (как пишет об этом в составленном им акафисте Святой Троице святитель Иннокентий Херсонский), Бог ежедневно является нам, вразумляя и вдохновляя к исполнению Его спасительных Заповедей. Кто-то нуждается в нашей помощи и поддержке. Чьи-то тяготы и немощи нам нужно понести. Кто-то приходит к нам с утешением или добрым советом, а некоторые ругают или осуждают нас, но и в этом – Господь! Он желает нас приблизить к Себе, а для этого очищает, ибо только «чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8).

 Бог является нам и в обстоятельствах жизни, которыми ведет к Своему Царству. Не всегда эти обстоятельства радостны. Нас встречают и трудности, и скорби, и болезни – и в них является Бог! «Невозможно приблизиться к Богу без скорби, - замечает преподобный Исаак Сирин, - без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною» [2]. А что говорить о человеке грешном, для которого такие обстоятельства являются и лекарствами, и уроками, но, самое главное – они приближают к нам милость Божию. Даже поэт (Аполлон Майков) заметил, что «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». «...Болезнь, бедность, бесславие, смерть и другие человеческие скорби не должно и включать в число зол, потому что противоположное им не причисляется нами к величайшим благам, – говорит святитель Василий Великий, – и скорби эти частию бывают по природе, а частию оказываются для многих послужившими в пользу» [3].

 Мы слышим глас Божий и в Священном Писании. Часто и в святоотеческих творениях открываются те спасительные истины, которые изменяют нашу жизнь. Почему так происходит? Преподобный Никодим Святогорец объясняет и советует: «Когда читаешь Божественные Писания, не то имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или произведут движение сокрушения, или радостию духовною и любовию исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приблизился к тебе; смиренно прими Его открытым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным, что положено было для чтения, не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных упражнений, как и этого, есть сподобиться вкушения Бога, и когда оно дано, нечего останавливаться на средствах к нему. Равным образом и когда размышляешь о каком божественном предмете, особенно о какой-либо части страданий Христа Господа, на том, от чего придешь в умиление, остановись и подольше займи тем внимание свое, чтобы продлилось и чувство то святое» [4].

 Бог незримо является нам, когда надлежит исполнить за послушание какое-либо доброе дело, совершить вверенное от Бога служение. Ведь, по многим известным нам причинам, Господь не явится нам так, как мы видим человека, лицом к лицу, и не скажет сделать то или другое. Он открывает Свою волю через тех, кому вверил нас – наставникам, старшим, начальствующим лицам. И не важно, считаем ли мы это лицо достойным или нет, святым или грешным, поскольку рассуждения падшей человеческой природы в большинстве случаев ошибочны. «Никто не будет судить тебя за то, святой или нет у тебя настоятель, - говорит митрополит Афанасий Лимассольский. – Судить тебя будут по тому, как ты слушался игумена» [5].   Если же человек будет видеть в руководстве проявление заботы и любви Господа, Вышнего Промысла о нем, то все больше и больше будет ощущать Присутствие и помощь Божию.

 Господь является нам и в красоте окружающего нас Божиего мира. «Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотой мира, есть душа возвышенная, - рассуждает преподобный Варсонофий Оптинский, - но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21)» [6].

 Познавая самого себя, мы сначала, конечно же, встречаем совсем не рай. Мы увидим в сердце наши укоренившиеся страсти, с которыми так трудно бороться. Но и здесь, как это ни удивительно, нас ждет встреча с Богом. Ведь без Его помощи мы ничего в себе не увидим, и без Его силы не сможем победить даже самой малой немощи. Каждый раз показывая нам далеко не привлекательные стороны нашей души, Господь поддерживает, ободряет и укрепляет нас, призывает не бояться и продолжать борьбу, потому что от нас требуются только стремление, старание и труды над собой, а Он Сам «победит враги, яко Всесилен» [7]. И тогда, в течение духовной жизни, незаметно для нас, будет возрастать внутри то Царстивие Божие, о котором говорил Спаситель.

 Различные способы явления Бога человеку и нашего Богопознания, при правильном (за послушание, в русле воли Божией) их употреблении и принятии со смирением и благодарностью всего посылаемого от Бога, ведут к главному в жизни Богоявлению, происходящему внутри нас. А встретивший Бога в своем сердце встретит Его и в вечности.

Игумения Викторина (Перминова)

18 января 2022 г.

 

 Примечания:

[1] Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Богоявление https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Feofan-Zatvornik-sobranie-tvorenii-Mysli-na-kazhdyi-den-goda-po-tserkovnym-chteniiam-iz-Slova-Bozhiia/29182/

[2] Цитата приводится по источнику:

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/295

[3] Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М.: ДАРЪ, 2008. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-vasilija-velikogo/84

[4] Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава двадцатая. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу. https://svyatye.com/chitat/Prepodobnyi-Nikodim-Sviatogorets-Tvoreniia-Nevidimaia-bran/25897/

[5] Источник: http://mbrsm.ru/2016/09/12/mitropolit-limassolskij-afanasij-pobesedoval-s-sestrami-monastyrya-o-duxovnoj-zhizni/

 [6] Прп. Варсонофий (Плиханков), Оптинский. Духовное наследие. 27 декабря 1909 г. https://svyatye.com/chitat/Trudy-prepodobnyi-Varsonofii-Optinskii-Plikhankov-Dukhovnoe-nasledie/31531/

[7] Богородичен Догматик. Глас 1.