Будем созидать собственное спасение, взирая на Подвигоположника-Христа. Воскресная проповедь

23 января 2022 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894), на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря иерей Димитрий Комаров. По завершении богослужения, отец Димитрий поздравил молящихся с воскресным днем и обратился к ним с проповедью.

 На отпустах богослужений мы можем услышать такие слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»; «Иже нас ради от Иоанна во Иордане креститися изволивый нашего ради спасения Христос Истинный Бог наш…» И в других случаях мы говорим, что Господь, совершил что-то ради нас, что-то такое, что не присуще Божеству, являющееся признаком истощания, смирения Бога ради нашего спасения.

 Так и в эти дни слышали мы о том, что происходило после Крещения Господня. Спаситель вышел в пустыню, и, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал. Ради кого Господь постился? Конечно же, «нас ради человек и нашего ради спасения». И взалкал Он также ради того, чтобы человеческое естество не оказалось алчущим Божественной правды. Для того и вступил Он в битву с врагом нашего спасения, когда подпустил к Себе искусителя и отвечал на его каверзные вопросы.

 Каждый из бесовских вопросов представлял собой разные страсти. Искуситель предлагал сделать камни хлебами, потому что человек сотворен ненасытным в Божественной правде. Господь сотворил человека таким, чтобы он не знал границ в искании Бога. Но враг нашего спасения обратил эту добрую алчбу Божественной правды на искание земных благ и ненасытность в пище. Человек не ограничивает себя чем-то малым, но желает себе всего, что только можно, и после этого мучается. Другая страсть – это безрассудство, связанное с глубоким маловерием или неверием в Бога. Диавол предлагает Спасителю сброситься вниз с крыла церковного, якобы потому, что об этом сказано в Священном Писании (хотя сказано там не об этом), и тем искусить Бога. Но не то разумеется в Писании, чтобы все прыгали с высоты и подвергали себя различным опасностям, а то, что Господь, со Своей стороны, в нечаянном случае защитит человека.

 Третьим искушением является то, что сатана требует поклонения себе, и поклонения многообразного. В крайних случаях – буквального отречения от Христа, как мы читаем об этом в житиях святых, или как делают его служители и доныне. А в обычной жизни человек отрекается от Бога, когда делает сознательный выбор в сторону страсти – лжи, нечистого греха и других страстей. Но Господь создал нас для того, чтобы мы Ему Единому – Господу Богу нашему, поклонялись, и Тому служили.

 Так Господь совершил подвиг поста в пустыне ради нас и нашего спасения, укрепляя нас, показывая образ борьбы с врагом и следования за Христом. У нас же, к сожалению, нередко подлинная духовная жизнь превращается в духовную жизнь ложную. В чем это может проявляться? Например, вместо того, чтобы следить за собой и собственным спасением, вести внутреннюю брань с собственными грехами, человек занимается тем, что следит за грехами своих ближних и ведет борьбу внешнюю. В глазах людей такие христиане выглядят как вздорные и несносные члены общества. В таком случае начинают говорить, что, если человек ходит в Церковь, то он больше других будет ссориться, вмешиваться не в свои дела. Почему так происходит? Когда человек ведет церковную жизнь, на него нападает враг. Господь дает человеку силы, чтобы он спасался, а он, вместо того чтобы эти силы направить на спасение, начинает направлять их на вещи, противоположные спасению, начинает "спасать" ближних. Ближние же не желают "спасаться" таким образом. Самочинное спасение других Богу не угодно.

 Мы призваны творить волю Божию и собственное спасение. Если же понадобиться послужить спасению ближних, то в этом вопросе нужно сперва вопросить и узнать волю Божию, желает ли Бог, чтобы мы таким образом спасали человека, или же наши слова и действия могут повредить ближнему или погубить его. Вот например, кто-нибудь сидит в храме, и это не дает покоя другим верующим. Они начинают беспокоить этого человека, давать наставления: «Что ты сидишь? Зачем ты сидишь?» Но, возможно, человеку плохо, или у него что-нибудь болит, и он из последних сил пришел, чтобы побыть вместе со Христом. А те, кто его отвлекают, и сами не молятся, и другого человека смущают. И таких случаев множество, не только в храме, но и в быту, и на работе, когда мы, вместо того чтобы спасать себя, «спасаем» не по-божески других людей.

 Да не будет в нашей жизни такого превратного «спасения», а будет то, которое указал нам Господь Своим личным подвигом. Будем созидать собственное спасение, взирая на Подвигоположника-Христа. Христос послужил людям и умыл ноги Своим ученикам, и омывает ноги каждого из нас, хотя мы этого и не видим. Ежедневно служа каждому из нас, Он дает нам образ, да любим друг друга (см. Ин. 13:34) и да служим «кийждо искреннему своему» (Еф. 4:25).  

Иерей Димитрий Комаров

23 января 2022 г.

Фотогалерея: