В первый день Рождественского поста на подворье обители совершено богослужение

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Паисия Величковского, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. Этот день открывает период Рождественского поста.

 По завершении Божественной Литургии протоиерей Серафим поздравил молящихся с началом поста и обратился к ним с проповедью.

 "Поздравляю всех с началом Рождественского поста, желаю помощи Божией и духовной пользы, чтобы этот пост не напрасно прошел для нас, и мы встретили бы Рождество Христово изменившимися к лучшему.

 В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали ответ Господа Иисуса Христа на вопрос о том, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Вопрос этот прозвучал от иудейского законника, возможно, желавшего уловить Спасителя в слове. В то же время этот вопрос важен для всех, и Господь ради общей пользы отвечает на него. Но сначала Он призывает законника ответить самому себе и, на основании Священного Писания, книжник называет главные заповеди о любви к Богу и ближним. Однако, желая оправдать себя, законник спрашивает о том, кто его ближний, подразумевая иудея. Христос же в ответ рассказывает притчу о милосердном самарянине. И в словах Христовых каждый из нас может найти ответы на свои вопросы.

 Любить Бога всем сердцем, всею душою, крепостию и разумением своим значит всего себя посвятить Господу и не делить себя между Богом и миром. Это не значит, что нужно оставить повседневные дела. Апостол Петр дает такое наставление: «По примеру призвавшего вас Святаго [Бога], и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1:15). Если человек любит Бога, то это проявляется и в молитве, становящейся внимательной, горячей и непрестанной, и в покаянии – глубоком, искреннем и деятельном, когда человек на деле борется с грехом, исправляется, совершает добродетели и побеждает грех в себе, и во всех трудах, которые он совершает перед Лицом Божиим.

 Истинно любить Бога – значит ненавидеть грех, любить Божии заповеди, не отступать от них, хотя бы эта преданность и влекла за собой потерю каких-либо земных благ, способствовать тому, чтобы и другие люди приходили к Богу. «Если любите Меня, – говорит Спаситель, – соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

 Когда речь идет о любви к ближнему как к самому себе, мы эгоистично хотим ограничить круг ближних –  любить только близких людей или любящих нас. Тех же, кто нам неприятен, – ненавидящих нас, врагов и просто незнакомых людей мы не считаем ближними, иногда долго носим в сердце обиды на них и даже можем отомстить. Но Христос в Евангелии говорить о любви к врагам. Если вдуматься в сегодняшнюю евангельскую притчу, то попавший в руки разбойников иудей не был ни единоверцем, ни знакомым, ни родственником, ни другом самарянину. Несмотря на это, самарянин пожалел его и оказал самую деятельную помощь только потому, что подобный ему человек оказался в беде. Спаситель приводит пример милосердного самарянина и всем нам, говоря: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37)

 Любить всякого человека, как себя, значит радоваться его благополучию; скорбеть о его несчастье, как о своем; прилагать старание для избавления его от бед, а особенно от греха; значит уважать его, как себя, не думать о нем плохого, не испытывать по отношению к нему никакого зла, не завидовать ему, быть снисходительным к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовью.

 Любить ближнего значит также молиться за живых и усопших, знаемых и незнаемых, родных и незнакомых, друзей и врагов, как за себя, и желать им добра и спасения как самому себе. Любовь к ближнему нелицеприятна и не ищет своего. Полезен нам этот человек или нет, однако он является созданием Бога, сотворенным по Его образу, и нашим братом.

 Итак, постараемся понять и исполнять две главные Божественные заповеди. Заповеди Божии тяжки не суть (1 Ин. 5:3), на самом деле они просты и исполнимы, но нужна решимость, чтобы трудиться над ними ежедневно, всю жизнь поучаться и совершенствоваться в законе Господнем. Господь научал этому Своих последователей, а впоследствии и апостолы наставляли в духовном делании своих учеников, и это преемство не прерывается. Нам остается только следовать этим путем, исполнять заповеди о любви к Богу и ближним.

 Христос в Евангелии дает некую меру любви к ближним – то, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами самими (см Лк. 6:31). Мы всегда желаем, чтобы к нам отнеслись хорошо, чтобы нас выслушали, поддержали, посочувствовали. Зачастую мы желаем, чтобы добро делалось в отношении нас, и считаем, что все должны к нам так относиться. При этом мы забываем, что не нам должны, а нас самих заповедь обязывает так поступать по отношению к ближним.

 На жизненном пути мы получаем много добра от ближних и, хотя бы в благодарность, должны взаимно делать добро. Апостол Павел говорит, что блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). Нужно самим всегда искать случай чтобы оказать ближнему помощь и благодеяние. Если мы будем стремиться делать добро, Господь пошлет нам такую возможность и поможет нам самим.

Добрые дела – это противовес нашим грехам: чем больше подобных дел мы будем совершать, тем легче будет дать ответ Богу. Добро – наше истинное духовное богатство, которым мы приобретаем вход в Царство Небесное".

28 ноября 2021 г.