Проповедь дня. Плод терпения и доверия Богу

Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та, память которых празднуется 18 сентября, бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, «по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но» (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем. Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом» (Лк.1,15) и «предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии» (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.

 Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с сыном-мла­ден­цем в го­рах. Уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, она со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В то время свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. По­слан­ные Иро­дом воины тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

 Предлагаем Вашему вниманию проповедь священнослужителя обители протоиерея Серафима Хайруллина.

 В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим, прежде всего, благочестие и веру двух людей – родителей святого Предтечи, которые, как говорит Священное Писание, ходили «во всех заповедех и оправданиях Господних безпорочна» (Лк. 1, 6). Такие люди были и есть, и мы имеем возможность следовать их примеру.

  Основание, на котором Бог начинает созидать наше спасение – это человеческое бессилие и бесплодие, от которого может родиться смирение и упование на Бога. Созданное на таком основании бывает прочным, ибо тогда ничто человеческое, гордое и ошибочное, не помешает Божественному Промыслу действовать, и не может похвалиться никакая плоть перед Богом.

 Святые праведные Захария и Елисавета, ощутив действие силы Божией в зачатии и рождестве Иоанна Предтечи, ни минуты не забывали, что на младенце – рука Божия и не мешали Богу действовать в его жизни.

 В благочестии родителей и Рождестве святого Иоанна Предтечи мы видим основание веры и готовности, с которыми он впоследствии вышел на проповедь. Все, связанное с его Рождеством, происходило на виду у всех. Когда Архангел говорил к святому Захарии, то народ ожидал его и дивился, почему он медлит в храме. Когда он вышел, пораженный немотой, все поняли, что у него было видение. Многие стали свидетелями разрешения неплодства праведной Елисаветы, разрешения от немоты Захарии и того пророчества, которое он изрек о своем сыне. И был страх на всех, живущих окрест. Все слышавшие об этих событиях сложили услышанное в сердце и вопрошали, кем будет сей младенец?

 Тридцать лет прошло с того дня до начала проповеди Предтечи, и за это время произошедшее стало забываться. И весь народ всколыхнулся, когда он вышел на проповедь покаяния, чтобы идти перед Лицем Господа и уготовать пути Его.

 Ночь прошла, а день приблизился, тот самый день Господень, великий и страшный, о котором возвещали пророки. Путь Господу мы можем уготовать, только отвергнув дела тьмы и облекшись во оружия света. Апостол призывает нас вести себя так, как ведут при свете дня – благочинно, не предаваясь грехам, порокам, злобе и зависти, но облекаясь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращая в похоти.

  Родители пророка и Предтечи Христова долгое время были бесплодными, и за их терпение Господь даровал им такое дитя. Их  доверие Богу может послужить для нас примером. Святые праведные Захария и Елисавета не унывали, но продолжали веровать и надеяться на Бога, исполнять Его заповеди, не оставляли своего благочестия. Нередко бывает так, что люди, у которых что-либо в жизни не получается, впадают в уныние и опускают руки. Они оставляют свое духовное делание, перестают молиться и надеяться на Бога. Такое движение души можно уподобить детскому капризу, а каприз – это первое проявление злой воли. Нам не нужно унывать и отчаиваться, а необходимо проявлять терпение и доверять Богу, желающего нам блага и спасения, как делали это родители великого Предтечи, о котором Христос сказал, что он – больший из всех рожденных женами.

Протоиерей Серафим Хайруллин

Материал из архива сайта.

Житие святых: https://azbyka.ru/days/saint/4642/5876/group