Воскресная проповедь. Мы призваны использовать все возможности, чтобы приобрести драгоценный Евангельский Жемчуг – Христа

  3 ноября 2019 г., в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении Божественной Литургии, протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью:

  В жизни мы нередко задаемся вопросами, на которые не можем найти ответ. Мы многого не понимаем, и поэтому нам многое приходится принимать на веру не только в духовной области. Но если мы проводим духовную жизнь, то, приобретая опыт, глубже осознаем и ближе подходим к тем истинам, которые раньше казались непостижимыми.

  Вечная жизнь постигается верой и надеждой. В Священном Писании, и, в частности, сегодняшнем Евангельском чтении – притче Спасителя о богаче и Лазаре, – Господь многое открывает. И, к нашему удивлению, мы видим, что знаем о вечной жизни больше, чем предполагали, ведь она началась для нас здесь, на земле, и уже сейчас.

  Спаситель говорит о богатом человеке, который каждый день блистательно пировал со своими друзьями, и нищем Лазаре, лежавшем у ворот дома богача, не имевшем никого, кто бы ему помог или сострадал. Для обоих наступило время перехода из земной жизни: Лазарь был взят Ангелами на лоно Авраамово, а богач оказался в аду.  И несчастный богач стал просить Авраама, чтобы Лазарь утешил его и подал хотя бы каплю освежающей враги, но получил ответ, что между раем и адом лежит огромная пропасть. Тогда богач попросил послать Лазаря к близким ему людям, чтобы они успели изменить свою жизнь и избежать адских мук. Но Авраам сказал, что у них есть Моисей и пророки, которых они могут послушать, а если не послушают, то не поверят даже воскресшему из мертвых.

 Евангельское повествование имеет многие смыслы. Не все богатые могут оказаться в месте адских мучений, потому что причина мучений – не в богатстве. Среди праведников были и состоятельные люди, такие как Авраам и Иов. Не все бедные спасутся, ибо спасает не бедность сама по себе, а устроение души человека – то, что происходит в глубине его сердца. В притче показано, в чем заключаются истинные богатство и красота, а в чем – бедность, скудость и болезни человеческой души. Душа богача была «богата» страстями. Удовлетворяя страсти, живя ими, он был так порабощен и ослеплен, что не замечал, как совсем рядом бедствует и страдает ближний. Евангелие не называет имени богача, потому что страсти и грехи не имеют никакой сущности: сами по себе они являются ничем иным, как только оскудением добра. Чем больше человек развивает страсти и согрешает, тем беднее и ничтожнее становится его душа.

  Страстному человеку не обязательно иметь много богатства: он может быть обуреваем страстями и в нищете. Привязанность к чему-нибудь малому, желание чем-либо обладать, зависть могут возрастать в душе до катастрофических размеров. Зависть разрушает жизнь наших ближних, может совершать революции и мятежи, она губительна для всего окружающего. Но можно внешне быть вполне исправным и добропорядочным человеком, не проявлять греховные немощи, а в душе богатеть страстями и быть далеким от Бога. Пропасть между людьми страстными и добродетельными возникает уже здесь, на земле. Лазарь был далек от богача в жизни временной, а после смерти эта пропасть только увеличилась.

  Страстный человек уже на земле переживает в душе ад. И беда в том, что он все больше привыкает к своим страстям, не может обойтись без какого-то малого увеселения. Мы привыкаем к обману, непослушанию, гордости, праздности, не можем даже дня прожить без зрелищ и интернета. Человек, пристрастившийся к удовольствиям, не способен нести жизненные трудности, терпеть очистительные страдания в болезни или скорби, ни тем более проявлять жертвенность ради своих ближних. И, если такой человек не может удовлетворить какие-то из своих страстей, от этого ему даже не хочется жить. Поэтому в современном мире люди подчас ставят ужасающие вопросы о прерывании жизни – Божественного дара (!), данного для обретения бесценного Сокровища – Христа.

  Евангельский Лазарь был праведником, который, независимо от внешних обстоятельств, нес скорби и болезни с благодарностью Богу. Он стремился не быть никому в тягость, ничего не требовал и оставался незамеченным у ворот дома богача. Своим незлобием, послушанием, мирным и кротким духом, терпением и молчанием он приобрел настоящие смирение и любовь; никого не осуждал, не винил в своей нищете, болезнях и скорбях. Такое устроение созидало в его душе Царство Божие и открыло для него рай.   

  Нашей задачей является очищение души от «неправедных богатств» - страстей. Если же Бог нам дал какое-либо материальное достояние, или же талант, способность к чему-либо, мы должны понимать, что это не наше, а Божие, и только вверено нам во временное пользование для приобретения добродетелей и помощи ближним. Мы знаем, что Авраам был богат, но при этом страннолюбив, нищелюбив, и для него не было никого дороже Бога, ради Которого он проявил готовность пожертвовать самым дорогим. На пути жизни праведник искоренял в себе всякие пороки и был внутренне богат добродетелями. 

  Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас не богатеть страстями, но украшаться добродетелями и приближаться к Богу, что возможно при любых внешних обстоятельствах. Также, независимо от обстоятельств, человек может и погибнуть. Поэтому нам необходимо быть внимательными и стремиться использовать каждый момент жизни и всякое обстоятельство для приобретения добродетелей и совершения добрых дел. Господь дает нам благое расположение, посылает нуждающегося человека или такое стечение обстоятельств, при котором мы можем утвердиться в чем-то добром. И мы призваны использовать все возможности, чтобы приобрести драгоценный Евангельский Жемчуг – Христа.

3 ноября 2019 г.