Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы. День Народного единства

  Как известно, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы имеет общенародный характер. Он торжественно отмечается православными россиянами одновременно с Днем Народного Единства и символизирует само это единство, как в контексте конкретных исторических событий, так и в плане духовном и вечном. Он напоминает о том, что «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) созидается Свыше по молитвам Пресвятой Богородицы, но не без участия и желания людей, стремящихся исполнять в своей жизни Заповеди Божии.

s28

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

   

  И, поскольку наше единство имеет духовное основание, то и значение духовных ценностей для нашего народа первостепенно. Празднование Казанской иконе - это для нас не только престольный праздник. В этот день мы вспоминаем исторические события, непосредственно коснувшиеся обители.  

 

Казанская икона Пресвятой Богородицы. Чтимая икона монастыря

Казанская икона Пресвятой Богородицы. Чтимая икона монастыря

 

 …Москва Смутного времени была занята войсками интервентов; в государстве повсеместно творили разбой, грабительство и разорение лихие люди – как пришлые, так и «свои», по одному только имени русские. В то страшное время страдалец за Православную веру и патриот священномученик Патриарх Гермоген, находившийся под стражей в Чудовом монастыре, сумел тайно отправить письмо-воззвание в Нижний Новгород. Нижегородцы героически противостояли смуте и мятежу – это был один из немногих городов, где население смогло объединить усилия, овладеть положением и водворить относительный порядок. Через нижегородцев Патриарх призывал весь русский народ объединиться и положить души за дом Пречистой Богородицы.

  В ответ на первосвятительский призыв и пламенную речь нижегородца Косьмы Минина лучшие народные силы стали стягиваться в ополчение. Ополчение возглавил, по единодушному избранию, настоящий христианин и замечательный человек князь Дмитрий Михайлович Пожарский, московский дом которого находился недалеко от нашего монастыря. На основании дома Пожарского впоследствии был построен известный особняк градоначальника Москвы в грозном 1812 году – графа Ф.В. Ростопчина (Большая Лубянка, д. 14) [1] , сохранившийся до наших дней. 

 

mininpojarskiy

Минин и Пожарский. Картина М. И. Скотти

 

  По своему происхождению князья Пожарские принадлежали к младшей ветви Рюриковичей. Их родоначальник князь Василий Андреевич Стародубский сражался под знаменами Димитрия Донского на Куликовом поле. Как утверждает предание, свое прозвище – Пожарский он получил по своей опустошенной пожарами главной вотчине [2] . Потомок князя Василия Андреевича, Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 года. В его роду было много людей благочестивых; были и монашествующие. Дед будущего героя по отцу, Федор Иванович, принял иночество в Троице-Сергиевом монастыре; дед по матери был духовным сыном преподобного Максима Грека; отец, князь Михаил Федорович, участвовал во взятии Казани царем Иоанном Грозным [3].

  События просвещения светом Православия Казанского края, где жила в какое-то время попавшая в опалу в царствование Иоанна Грозного семья Федора Ивановича Пожарского [4], и чудесное обретение Казанской иконы, с которого началась для всей Руси целая эпоха, не могли не быть известны и близки благочестивому семейству. Новоявленная икона очень почиталась на Руси: в честь Богоматери, и именно Ее образа, обретенного в Казани, строились храмы и воздвигались монастыри.

  patr-ermogenБожественным Промыслом будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда священнослужитель, а затем – архипастырь Казани святой Гермоген стал одним из  первых и самых благоговейных чтителей этой святыни. Как священную хоругвь, он высоко вознес ее, создав службу образу, в которой, устами святого, вся Церковь обращается к Матери Господа как к Заступнице Усердной. Она и явилась Заступницей, а Ее образ – знаменем и символом святых идеалов в смутное для народа время.

  Инициаторы освободительного движения - нижегородцы, давно и хорошо знали семью князей Пожарских, поскольку, попав, подобно многим из знати, в опалу в 1560-х годах, княжеская семья была сослана «на низ» – земли Нижегородского уезда, в свое родовое имение в селе Юрино. Пожарские имели владения и близ Суздаля: отец Дмитрия был потомок в тринадцатом колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого [5]. И в Суздальских пределах также были известны жизнь и деяния рода Пожарских.

  Согласно отзывам современников, Дмитрий Михайлович получил прекрасное образование и воспитание в духе благочестия от своей матери. Показателен такой факт из биографии князя. После смерти отца девятилетний Дмитрий распорядился принадлежавшей ему деревней Три Дворища. Он отдал деревню на помин души отца Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю, где похоронили Михаила Пожарского: Дмитрий сам составил и собственноручно подписал дарственную [6]. Пожарский не только сохранил до конца дней привитые в детстве искреннюю веру и чувство долга но и приумножил их, возведя на высоту христианского подвига – постоянной готовности к самопожертвованию и смерти за Христа и за други своя.

   Отличительными свойствами Дмитрия Михайловича, обладавшего умом и познаниями государственного мужа, были необыкновенная скромность, чистота мыслей и намерений, бескорыстие и простота, великодушие, преданность, жажда правды Христовой, умение прощать обидчиков и кристальная честность. С 1593 года, в возрасте пятнадцати лет, он начал нести государеву службу, и, в какую бы сторону ни менялось отношение правителей и сослуживцев, всю жизнь добросовестно и исправно служил Царю и Отечеству.

   Князь Пожарский побывал воеводой разных русских городов. В 1608 году он защитил Коломну от нападения одного из отрядов Тушинского вора, в 1609-м – очистил окрестности Москвы от разбойничьих шаек атамана Салькова. В 1610 году был назначен воеводой в Зарайск, где в годы смуты установил образцовый порядок и снискал всеобщую любовь. Вместе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым он защищал Рязанскую землю от отрядов интервентов. Следует отметить, что 1606 году князь Дмитрий присягнул царю Василию Шуйскому и не изменил данной присяге до конца, несмотря на то, что царь неоднократно лишался власти. В те годы, когда многие служилые люди присягали по нескольку раз, перебегая в зависимости от обстоятельств из одного лагеря в другой, от законной власти – к полузаконной или самозванной и обратно, верность раз данной присяге требовала большой решимости и гражданского мужества. Даже Прокопий Ляпунов, искренне желавший блага Отечеству, неоднократно убеждал князя Пожарского, для общей пользы, присягнуть родственнику царя, М.В. Скопину-Шуйскому, но всякий раз получал твердый и решительный отказ.

  Князь Дмитрий Михайлович был человеком набожным, без фарисейства, очень стойким и твердым духом. Твердость и принципиальность не мешали ему проявлять доброту и внимание к людям, не взирая на лица, что располагало к нему представителей разных сословий. Все вышеназванные качества определили выбор ополченцев именно в пользу Пожарского [7].

  На Страстной неделе 1611 года около нашего монастыря шли ожесточенные бои. Князь Пожарский, его ополченцы и пополнившие их ряды местные жители – пушкари, литейщики и кузнецы, сделав укрепление-острожек около Введенского храма на Большой Лубянке недалеко от дома князя, пытались защитить три монастыря и их окрестности от озлобленных сопротивлением лубянских извозчиков и не щадивших никого интервентов. Интересно, что усадьба самого князя на Большой Лубянке в годы Смуты сгорела. Восстанавливалась она долго и с трудом, и даже в переписи 1638 года названа не двором с постройками, а «местом» князя Пожарского [8]. Князь прежде всего думал не о собственном имении, а о святынях и жизни своих ближних. В этих боях он был весь изранен, и его по Святой дороге увезли в Троице-Сергиев монастырь для поправки здоровья. Однако в скором времени князь-герой был уже в строю и руководил народным ополчением 1612 года.

  Влившиеся в ополчение казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. Икону в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому.

  На Страстной неделе 1611 года около нашего монастыря шли ожесточенные бои. Князь Пожарский, его ополченцы и пополнившие их ряды местные жители – пушкари, литейщики и кузнецы, сделав укрепление-острожек около Введенского храма на Большой Лубянке недалеко от дома князя, пытались защитить три монастыря и их окрестности от озлобленных сопротивлением лубянских извозчиков и не щадивших никого интервентов. Интересно, что усадьба самого князя на Большой Лубянке в годы Смуты сгорела. Восстанавливалась она долго и с трудом, и даже в переписи 1638 года названа не двором с постройками, а «местом» князя Пожарского [8]. Князь воспринял это, как помощь и благословение Усердной Заступницы. Так оно и было. Молитвами Богоматери русские войска преодолели все трудности и преграды – внутреннюю вражду, недостаток оружия, продовольствия. В осеннюю непогоду ополченцы во главе с командованием решились на штурм Москвы. Они держали трехдневный пост и усердно молились перед чудотворным образом – и милость Божия пришла.

  Пленный и тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; + 13 апреля 1626 г.), находившийся в занятом поляками Кремле, сподобился видеть преподобного Сергия Радонежского, сказавшего, что общие молитвы услышаны и именно предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость. Святой предсказал, что на следующий день Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена. Рискуя собой, архиепископ тотчас же послал известие об этом ополчению. И 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, русские войска одержали победу, взяв Китай-город. Через два дня они вошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

  По данным Никонова списка Русской Летописи, князь Димитрий Пожарский, по данным поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке. На его средства, на Красной площади был воздвигнут и Казанский собор [9].

   В январе 1613 года начал заседать Земский собор представителей всех сословий. На освобожденной от иноземных захватчиков Руси всем народом был избран царь – Михаил Феодорович Романов из рода царицы Анастасии Романовны Захарьиной – покровительницы нашего монастыря. 2 мая 1613 года царь Михаил прибыл в Москву, 11-го состоялось торжество венчания его на царство. В тот день до церемонии венчания царь пожаловал князю Д. М. Пожарскому боярство. Царь приказал свой указ о боярстве Пожарского тотчас же, при всех боярах, записать в Разрядную книгу. При венчании боярин князь Пожарский держал одну из царских регалий – яблоко [10].

      p19                        

   Монастырь, посвященный Царице Небесной, чтит Ее праздники. И сама память о событиях и героях тех лет, тем более что многие участники боев 1611 года, положившие жизнь у стен монастырей, погребены и в ограде нашего Богородице-Рождественского монастыря, всегда побуждала и сейчас побуждает насельниц обители особо почитать образ Пресвятой Богородицы Казанской.

 

zakladka-chasovni

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает на территории обители закладку часовни во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших.

   

  В 2007 году в этот день в монастыре произошло знаменательное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил на территории обители закладку часовни во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. Торжество было приурочено также к Дню народного единства. В завершение закладки часовни во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Алексий совершил заупокойную литию по здесь погребенным защитникам Отечества, а также по почившим сестрам обители, благотворителям монастыря и тем, кто в годы гонений пострадал за веру и убеждения

*   *   *

   История трапезного храма Казанской иконы Божией Матери продолжилась в наши дни. 07 ноября 2010 года возрожденный трапезный храм Казанской иконы Божией Матери освятил Предстоятель Русской Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

 

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ совершает великое освящение Казанского храма. 7 ноября 2010 г. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.

   По окончании богослужений Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, многочтимая матушка игумения, дорогие сестры! Братья и сестры!

    Радуюсь, что имел в этот день возможность совершить то, о чем думал уже более года, — великое освящение Казанского храма в Богородице-Рождественском монастыре в первопрестольной столице. Действительно, храм был построен, как только что матушка сказала, в трудные годы — годы революции. Удивительно, что и наше поколение знает, что такое революция, — хотя, казалось бы, тех трех революций в начале XX века было бы достаточно для того, чтобы никогда более никаких революций не совершалось. Но и в конце века двадцатого мы снова прошли через баррикады, столкновения и даже кровь — хотя, по милости Божией, это была небольшая кровь, и не было тех страшных потрясений, какие имели место в жизни нашего Отечества в начале ХХ века. Храм сей является свидетелем многих скорбей — и тех самых гражданских нестроений, и последовавшей затем церковной разрухи, уничтожения храмов, экспроприации святынь, убийств ни в чем неповинных людей.

   Совершенно кощунственно звучат сегодня призывы некоторых, кто называет себя интеллигентами, не отдавать Церкви то, что было захвачено кровью и безумством человеческим, с попранием всех законов и прав, с попранием всякого человеческого достоинства и свободы. Милостью Божией в Отечестве нашем готовится принятие закона о возвращении религиозным организациям так называемых объектов религиозного назначения — попросту говоря, речь идет о возвращении храмов. Принятие этого закона может и должно стать восстановлением справедливости.

  Я говорю об этом именно в этом храме, который был освящен под грохот первой русской революции, который прошел через все испытания XX века, был изничтожен, с пренебрежением ко всякой культуре и всякой культурной традиции, а в наши времена усилиями Церкви, монашествующих, доброхотов мало-помалу восстановлен. Надеемся, что и все эти тысячи храмов, которые еще стоят заброшенные, полуразрушенные, оскверненные, как и те, что уже восстановлены, но до сих пор не возвращены Церкви, будут возвращены по этому справедливому закону. И я призвал бы всех, у кого есть хоть капля совести, — чтобы им не было больно и стыдно смотреть в лицо своему народу, — воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства, общества, Церкви.

  Церковь возвращает свои порушенные храмы не для того, чтобы деньги на них зарабатывать — как иногда поворачивается у кого-то язык такое говорить. Мы возвращаем свои храмы для того, чтобы в этих храмах, отреставрированных, возвращенных к жизни, совершалась молитва Божия. А если речь идет о памятнике архитектуры, имеющем значение для всего общества, то кому как не Церкви заботиться сегодня о возрождении культуры? И разве когда-нибудь Церковь мешала людям приобщаться к культурному наследию?

  Надеюсь, что по милости Божией народ наш преодолеет и эти рудименты страшных революционных событий. Надеюсь, что при поддержке Государственной Думы, всего нашего общества закон будет принят и справедливость будет восстановлена. Не может быть справедливого общества, основанного на попрании справедливости. И если мы действительно хотим иметь страну процветающую, мирную, благополучную, в которой все бы жили свободно и имели возможность раскрывать свой потенциал, мы должны преодолеть самые безобразные и кощунственные последствия нарушения человеческой справедливости.

  Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Мне рассказали историю освобождения этого храма — как много довелось испытать страданий, скорбей! Но в конце концов храм был освобожден, и, кстати, студенты того самого института, который занимал эти помещения, были одними из первых, кто содействовал восстановлению храма и кто ратовал за его возвращение Церкви. Дай Бог, чтобы вопрос возвращения храмов и церковных зданий перестал вызывать у некоторых болезненную реакцию, чтобы люди осознали, что это естественное развитие жизни общества и народа.

  Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости. И радуюсь, что могу сказать все это здесь, в присутствии верующего народа, под сводами Казанского храма, освященного в бурные годы первой русской революции.

  В память о пребывании в обители и об этой молитве я бы хотел преподнести Вам икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.

  Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Солнечногорский Сергий, игумения Викторина (Перминова), игумения Иулиания (Каледа) и сестры нашей обители перед храмом Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

Святейший Патриарх КИРИЛЛ, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Солнечногорский Сергий, игумения Викторина (Перминова), игумения Иулиания (Каледа) и сестры обители перед храмом Казанской иконы Божией Матери. 7 ноября 2010 г.

    В этот день Его Святейшество обратился к сестрам ставропигиального монастыря, особенно к самым молодым из них, с отеческим увещанием не поддаваться искушениям и соблазнам, как бы это ни было трудно посреди столичного города, подобно бурному морю шумящего за монастырскими стенами. Жизнь по страстям ничего не приносит душе, кроме разочарования, боли и, в конечном счете, страдания в вечности. «Какие бы соблазны ни представлял вам мир, помните и знайте: все это тлен и суета, - сказал в заключении Святейший Владыка. - Старайтесь жить добродетельно, сохраняйте духовность, чтобы стать "светом мира и солью земли" и помочь другим прийти к спасению. Тогда вокруг вас спасутся тысячи». 

  Так началась новая история Казанского храма, которая продолжается и сегодня вместе с его литургической жизнью и историей самой обители.

Источник:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1313762.html

О храме Казанской иконы Божией Матери можно прочесть: см. проект Обитель в истории

Свобода духа или Как строился храм Казанской иконы Божией Матери. Часть 1

12 сентября 2016 г. -110 лет со дня великого освящения Казанского храма сщмч. Владимиром (Богоявленским) (30 августа 1906 г.). Свобода духа. Часть 2

Свобода духа. Разорение и возрождение Казанского храма. Часть 3

 

Примечания:

[1] См. Муравьев В.Б. Святая Дорога. М.: «Изографус», «Эксмо», 2003. С. 150-151.
[2] См. Муравьев В.Б. Святая Дорога. М.: «Изографус», «Эксмо», 2003. С. 155-156.
[3] См. Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Нижний Новгород; Саранск: «Пересвет», 2005. С. 10.
[4] См. Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Нижний Новгород; Саранск: «Пересвет», 2005. С. 9.
[5] Cм.материалы сайта: http://www.d-pozharsky.ru/ Статья опубликована в материалах межрегиональной научной конференции ″ПЕТРЯЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ″, Киров, 2005. С.135-139.
[6] Cм.материалы сайта: http://www.d-pozharsky.ru/ Статья опубликована в материалах межрегиональной научной конференции ″ПЕТРЯЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ″, Киров, 2005. С.135-139.
[7] Cм. материалы сайта: http://www.d-pozharsky.ru/ Статья опубликована в материалах межрегиональной научной конференции ″ПЕТРЯЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ″, Киров, 2005. С.135-139.
[8] См. Муравьев В.Б. Святая Дорога. М.: «Изографус», «Эксмо», 2003. С. 155-156.
[9] См. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и Ея милостях к роду человеческому. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993. Репринтное издание. С.675-678. Также см. материалы сайтов: http://www.days.pravoslavie.ru/ > Словарь> Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. http://www.patriarchia.ru>dv/text/29186.html История Казанской иконы Божией Матери/Исторические справки.
[10] См. Муравьев В. Б. Святая дорога. Указ. Соч. С. 155.