Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Профирий, нареченный во епископа Одинцовского, совершил богослужение в нашей обители

  5 сентября 2019 г., в день Отдания Успения Пресвятой Богородицы, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Профирий (Шутов), нареченный во епископа Одинцовского, совершил Божественную Литургию в нашем монастыре в сослужении духовенства обители.

  За богослужением молились настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.

  По завершении богослужения архимандрит Порфирий обратился к молящимся с проповедью:

  «Сегодня за богослужением мы продолжали читать Евангелие от Марка и слышали о том, как Господь не позволял бесам говорить, что Он – Сын Божий. Это продолжение вчерашнего Евангельского чтения, в котором Господь научил всех нас, как надлежит обращаться с такими существами, как темные, злые духи. Спаситель не стал с ними общаться, но велел замолчать и выйти из человека.

  Почему же Господь не дает злым духам возможности говорить что-либо? Это открывается в сравнении со словами и поступками Христа-Спасителя по отношению к людям, которые не ходили за Ним вместе с учениками, но Его Именем творили чудеса. На вопрос учеников, что делать с такими людьми, Господь не велел препятствовать им, потому что исповедающий Христа не может вскоре хулить Его (См. Мк. 9:38-40).

  Итак, почему же Господь благословлял людям проповедовать о Нем, а нечистым духам – нисколько? Природа человека и темного духа различны. Господь Сам открыл причину того, что не препятствовал людям, хотя и не из числа Его учеников, проповедовать о Нем. Причина та, что, в силу человеческой природы, люди не смогут вскоре говорить противоположное тому, что говорят сейчас. У бесов этого нет – они готовы хулить Господа тотчас после того, как исповедуют Его, потому что их состоянием являются непрестанные отчаяние и хула. И поэтому, даже тогда, когда темные силы говорят что-либо от истины, нельзя этому давать ни веры, ни делать этого основанием для дальнейшего общения с темными духами.

  В чтении сегодняшнего дня Апостол Павел говорит о мирской печали и о иной печали, по Богу, которая ведет к раскаянию и спасению (2 Кор. 7: 1-10). Если мы попытаемся правильно оценить состояние темных духов, то можно его назвать состоянием печали и отчаяния духовного существа. Приблизительное подобие этого мы видим в людях-самоубийцах, у которых в душе нет уже никакого света, но один мрак, и они поступают по наущению диавольскому. Но людям открыта иная печаль – печаль ко спасению, печаль о грехах, и эта печаль угодна Богу. Если вспомнить, как еще Спаситель об этом говорил, то в Евангелии есть слова, которые можно сопоставить с предыдущими, о том, что «кто не собирает со Мною, тот расточает» и «кто не со Мною, тот против меня» (Лк. 11:23). Здесь речь идет об ином – о Церкви Божией, о собирании стада спасенных.

  Спасение возможно лишь Именем Иисуса Христа. Однако те, кто и чудеса совершает, и бесов изгоняет Именем Господа Иисуса Христа, но не веруют в Него –  таким людям эти чудотворения нисколько помочь не могут. И они услышат, когда встретят Христа Спасителя на нелицеприятном Божием Суде: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23). Они скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф.7:22) Но Он засвидетельствует: «Вы – не Мои».

  В этом смысле Господь показывает три уровня движения к Богу: от печали и отчаяния до человеческих трудов, человеческой деятельности, восходя до трудов, ведущих в Царство Небесное, и трудов Церкви и церковной проповеди.

  В день, когда мы последний раз в этом году совершаем празднование Успения Божией Матери, будем обращаться в молитвах к нашей Заступнице – Царице Небесной, о том, чтобы она вразумляла нас в сердцах наших воспитывать покаяние и печаль, угодные Богу – ту печаль о грехах, которая соделывает неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10)».

5 сентября 2019 г.