Воскресная проповедь. Посещая нас чудесами, Господь обращается к нашим сердцам и учит нас любить

  В Неделю 8-ю по Пятидесятнице на подворье  нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин. По завершении Божественной литургии протоиерей Серафим обратился к молящимся с проповедью.

  У Господа все имеет глубокий смысл. Все происходящее свидетельствует о Божественной премудрости и любви к нам, о том, что в человеческой немощи совершается сила Божия.

  В Евангельском чтении о чуде насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек мы найдем для себя много назидательного. Шедшие за Христом люди так желали услышать слово Божие, что проявляли большое самоотвержение. Они оставляли дома, хозяйство, повседневные заботы, забывали о хлебе насущном. У них даже не было с собой пищи. И Господь проявляет Свое Божественное милосердие, и Сам заботится о них.  

  На просьбу учеников отпустить народ, чтобы люди купили себе пищи, Христос отвечает: «Вы дайте им есть». Господь желал углубить веру Своих последователей. Он показывал, что нужно надеяться не на себя и не на что-то земное, но на Бога. В то время вера учеников была еще недостаточной. Они не подумали, что рядом с ними Тот, Кто Всемогущ. Они только ответили, что у них есть пять хлебов и две рыбы. Но, рассуждая по-человечески, что это для такого множества народа?

  Христос возвел очи на небо, благословил пищу, раздал ученикам, а они стали раздавать ее людям. Пища чудесно умножилась, так, что были собраны остатки. Удивительно, что остатков было больше, чем предложенной еды.

  Богочеловек-Христос не имел нужды в молитве, чтобы совершить чудо. Но из Его действий мы видим, что все наши дела нужно начинать и совершать с молитвой и с благословения Божия. Также Спаситель показал, что в совершении Божественного чуда участвует Вся Святая Троица.

  Читая об умножении пяти хлебов для многих тысяч людей, мы думаем о величии чуда, а иногда оно кажется невероятным. Но точно такие же чудеса совершаются и в наши дни. Более того – они совершаются ежедневно, только мы  не замечаем их по нашему жестокосердию и духовной слепоте.

  Все, что существует, что нас окружает – это чудо Божие. Все сотворено для человека. Господь во всем являет величие и красоту Своей любви. Каждый день мы вкушаем хлеб, в котором, по подсчетам ученых, не более трех процентов человеческого труда. Да, это большой и нелегкий труд – вспахать поле, засеять его, собрать урожай. Но то, что происходит с посеянными зернами, и то, каким будет урожай, зависит не от человека. И даже то, что мы называем «нашим трудом» – сеяние, жатва, обмолачивание зерна, приготовление муки и хлеба, – на самом деле не наше. Все это является удивительным чудом. Но мы-то думаем, что «так и должно быть». На самом же деле мы только прикладываем труд, проявляем желание и усердие, а результат дает Господь. В других продуктах может быть и еще меньше человеческого труда, чем в хлебе, но мы этого не ценим и не благодарим Бога.

  Благодарность нужна не Богу, а нам самим. Для нас важно благодарить Господа и приносить Ему часть своих трудов, которые также не наши. Благодарность привлекает к нам большую милость Божию и делает нас лучше, добрее. Благодарное сердце становится более чутким и вмещает больше Божественной благодати.

  Хорошо, что мы обращаемся ко Господу и в наших земных нуждах. Любая молитва – это возможность Богообщения. Но, по слову Христову, Отец Небесный знает, в чем мы имеем нужду. Для Него ценны не наше многословие в молитве, а наше сердечное расположение, то, насколько мы благодарны, смиренны, ищем ли мы прежде всего Царствия Божия и правды Его – тогда и все остальное нам приложится.

  Если же мы будем искать только чудес и земного благополучия, то будем глубоко ошибаться. Ведь в жизни есть и такие "чудеса", которые происходят не от Бога. Искуситель-диавол предлагал Спасителю в пустыне превратить камни в хлеб, или броситься с кровли храма на глазах у народа и не разбиться. Но такие «чудеса» не только бессмысленны, а и подпитывают главные человеческие страсти – гордость, тщеславие, властолюбие. Христос не искал земной славы и могущества, но желал сотворить волю Отца Небесного и спасти человека. Истинные Божьи чудеса отличаются от ложных диавольских ухищрений по своей цели и назначению. У Бога и в чудесных явлениях, и в том, что совершается по установленным Им законам (что мы считаем «естественным»), проявляется великая любовь к нам. Божьи чудеса происходят для нашей душевной пользы и вечного спасения.

  Посещая нас чудесами и всем происходящим в жизни, Господь обращается к нашим сердцам и учит нас любить. Нам же остается только принимать Его волю, слушаться Его, поступать по Его заповедям.

  Святитель Феофан Затворник в своем толковании этого Евангельского чтения обращает наше внимание на то, что ученики по маловерию просят Господа, чтобы Он послал народ купить себе хлеба. Таким же образом поступаем и мы. Когда к нам приходят за помощью, мы нередко отвечаем, что у нас свои дела и заботы, а человек может решить свои проблемы сам. Нередко мы начинаем рассуждать, достоин или недостоин человек нашей помощи, и тем самым осуждаем его и откладываем то доброе дело, которое предлагает нам сделать Божественный Промысл.

  Обратим внимание на то, как поступал Господь. Среди приходивших к Нему в толпе народа, вероятно, было много тех, кто впоследствии в Иерусалиме кричал: «Распни, распни Его!» Господь все это знал и все равно благодетельствовал таким людям: насыщал их, исцелял, говорил то, что могло бы послужить к их спасению, и никто не отходил от Него неутешенным. Господь учит нас тому, что и мы должны творить добро бескорыстно, «не трубя перед собою» (Мф. 6:2), забывая о сделанном, так, чтобы, по слову Спасителя, левая рука не знала, что делает правая (см. Мф 6:3).

  Будем же постепенно учиться этой добродетели, начиная творить добро хотя бы близким и окружающим нас людям, чтобы восходить на более высокие духовные ступени и научиться благодетельствовать даже врагам. Тогда мы сможем совершенствоваться в исполнении главных заповедей – о любви к Богу и ближним, и соделать свое сердце любящим и истинно милующим».

11 августа 2019 г.