Игумения Викторина с сестрами совершили паломничество в город Бари

  7-8 августа 2019 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, настоятельница нашего монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами совершили паломничество в город Бари, к месту пребывания честных мощей святителя Николая Чудотворца. Поездка была неожиданной милостью Божией. Наша обитель чтит святителя Николая, которому посвящены приделы храмов в самом монастыре (реставрирующийся) и на нашем подворье (действующий). Также в обители имеются чтимые иконы всенародно любимого в России святого. Мы часто обращаемся к святителю Николаю, но он милостиво предваряет прошения и дарует даже то, о чем мы не можем и помыслить. Так произошло и на этот раз. Мы восприняли такую великую и нечаянную радость с благодарностью. Ведь это еще одна возможность помолиться за нашего Первосвятителя, за всех кто нам духовно близок и дорог, и кто нуждается в молитвах!

 7 августа, в день памяти чтимой в нашем монастыре праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, Матушка Игумения с сестрами прибыли в Бари. Они сразу же отправились к базилике святителя Николая, чтобы поблагодарить Господа и Его святого за возможность паломничества к великой святыне. В нижней крипте базилики Матушка и сестры поклонились святителю Николаю и прочли акафист святому.

  8 августа, утром, в день памяти духовного наставника вмч. и целителя Пантелеимона священномученика Ермолая, игумения Викторина с сестрами пришли задолго до богослужения в крипту и еще раз прочли акафист святителю Николаю. На святом месте состоялись знаменательные встречи с благочестивыми паломниками. Среди них был уважаемый священнослужитель – протоиерей Виктор из Луганска, которого Матушка Игумения пригласила посетить нашу обитель в Москве.

  Отец Виктор произнес сестрам краткое наставление о важности послушания игумении как духовной матери, поскольку это необходимо для нашего же спасения. Послушанием мы выражаем любовь к Богу и к игумении. «Говорить, что мы любим – мало, нужно слушаться,» - сказал в заключении отец Виктор и благословил сестер.

  Назидательным было благоговение паломников и их усердие в молитве,  и сестры старались брать с них пример.

  Далее игумения Викторина с сестрами, вместе с многочисленными паломниками, молились за Божественной литургией, совершавшейся православным духовенством в нижней крипте базилики, над местом пребывания святых мощей святителя Николая Чудотворца. Богослужение возглавил настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца г. Бари протоиерей Вячеслав Бачин. Служба прошла торжественно и была глубоко молитвенной.

  За Литургией насельницы обители и паломники причастились Святых Христовых Таин и поклонились святому месту, под которым находятся мироточивые мощи. Все части мощей святителя источают многоцелебное миро.

  Сестры встретили в крипте уже знакомого им православного жителя города Бари, много лет изучающего историю города и его святынь. По просьбе Матушки Игумении, он любезно согласился провести экскурсию по базилике святителя Николая и старинным городским кварталам, окружающим базилику. Насельницы обители узнали много нового и интересного.

  Они услышали рассказ о пожертвованной королем Сербии Урошем III, Дечанским (1327) иконе святого в знак избавления от слепоты. Икона находится в алтаре за святым престолом.

  Непосредственно за ней на стене базилики, с внешней стороны, находится изображение святителя Николая и его преславных чудес (резьба по камню). Сверху мы видим изображение византийского креста и мозаику.

Экскурсия по старому городу.

  Вместе с нашим замечательным гидом сестры обошли старинные улицы города.  Город Бари – столица области Апулии, был основан ранее Рима и имеет богатую событиями историю. Земли юга Италии и город-порт Бари были управляемы римлян, находились во владениях варваров-язычников, арабов, византийцев-христиан, сарацинов, венецианцев, норманнов, швабов, Анжуйской династии, под властью Испании и Франции, Бурбонов и наполеоновского маршала Иоакима Мюрата, а в ХХ веке пережили годы правления Муссолини.  Падение фашизма и 1945 и начавшееся перемирие завершило один из самых драматических периодов истории Бари. Не удивительно, что улицы города узкие, и по некоторым из них не может проехать всадник; дома соединены арками, по которым можно было переходить с кровли одного дома на другую (впоследствии, в связи с увеличением городского населения, арки были надстроены этажами).

  Но удивительно что при таких поворотах истории, в городе сохранилось когда-то принесенное православными византийцами почитание святых икон, которое можно наблюдать по сей день не только в храмах, но буквально на каждой улице, в каждом старинном городском дворике.

  Когда-то в Бари было много монастырей и таких закрытых обителей, откуда насельники и насельницы никогда не выходили в мир. О монастырях напоминают сохранившиеся крытые галереи  и архитектура некоторых зданий.

Дворик бывшего женского монастыря.

  В городе сохранились строения с каменной кладкой не только средних веков, но и VII-VIII столетий!

Старинные здания г. Бари.

  Во время экскурсии сестры пришли к базилике святителя Сабина (Савина) – ученика и сотаинника преподобного Венедикта Нурсийского. Святитель Савин Канозский прожил долгую жизнь и, после 52-х лет епископства, отошел ко Господу в возрасте 105-и лет 9 февраля 566 года. Он является еще одним покровителем города Бари.

  Первоначальная трехнефная базилика была разорена во время завоевания Апулии норманнами. Впоследствии она была восстановлена и сейчас является кафедральным собором города.  

  В базилике хранится один из чудотворных списков иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия», который является святыней как для православных, так и для католиков. В первых числах апреля образ выносится для всеобщего поклонения.

  А это крестильная башня при кафедральном соборе, где сейчас находится ризница облачений духовенства.

  Наш экскурсовод рассказал, как верующие в давние времена уходили в паломничество в дальние страны - на Святую Землю, в Бари. По дороге им повсюду угрожали опасности - смерть от болезней, нападения разбойников, плен, гибель. Готовясь к смерти, они зачастую раздавали все свое имущество, чтобы ничто не возвращало их назад. Это было своего рода отречением от мира и оставлением земных привязанностей.

  Продолжая экскурсию по старому городу, житель города Бари показал сестрам храм, посвященный святому апостолу и Евангелисту Марку, которого считали своим покровителем венецианцы. К ним обратились жители города Бари, находясь под гнетом сарацин. Венецианцы послали свой флот и войска и взяли город под свое покровительство.

  Тогда барийцы посвятили одну из городских площадей святому Евангелисту Марку и возвели в его честь храм. В городе можно увидеть изображение льва – символ Евангелиста Марка.

  В городе также почитают первую христианскую мученицу Лукию и многих святых, чтимых православными и католиками. Здесь чтут великомученика Георгия, и мы видели в одной из арок его древнюю икону.

   Пристань, куда прибыл корабль с мощами святителя Николая, посвящена именно великомученику Георгию, который не только покровительствует воинам, но и прославляется как "пленных свободитель и нищих защититель".

  Сестры часто встречали живописные и иконописные изображения Божией Матери и чтимых в городе святых.

  На месте, где стоял византийский храм Святой Троицы, сейчас находится католическая церковь, где хранятся частицы святых мощей бессребренников Космы и Дамиана, также почитаемых в городе.

 

  Наш экскурсовод также показал Матушке и сестрам знаменитое фортификационное сооружение города – крепость-замок, построенный норманнским правителем Фридрихом II, возведшим целый ряд крепостей для защиты области. Толщина крепостных стен достигает двенадцати метров. Историки отмечают еще несколько заслуг этого правителя: он достиг того, что в его владениях представители разных народов и различных вероисповеданий жили в мире и согласии, и он имел смелость отказаться от участия в крестовом походе, потому что не желал проливать кровь неповинных людей.

 

   Самый почитаемый в городе святой – это, конечно же, святитель Николай, к которому не прекращается поток православных паломников. И все дороги ведут, конечно же, к нему.  Барийские ремесленники и торговцы считают святителя Николая своим покровителем. Ведь барийские купцы и моряки под видом торговли отправились за мощами святителя. Их корабли  далеко не сразу нашли нужную им пристань. Миры Ликийские находились тогда в запустении, оставленные большинствоим жителей из-за набегов турок-магометан. Купцы уже отчаялись в своих поисках и хотели плыть назад в Бари. И в одну из ночей они пристали к берегу, а наутро оказалось, что это пристань Мир Ликийских.

Икона свт. Николая Чудотворца. ХIХ в.

  Во время экскурсии по городским улочкам сестры поучились трудолюбию жительниц города, с любовью украшающих чтимые иконы и трудящихся для окружающих.

Изделия барских домашних пекарен.

  Матушка Игумения и сестры обители, после экскурсии по городу, вновь пришли в базилику святого,

  где наш гид подробно рассказал о перенесении мощей святителя Николая в Бари и об архимандрите Илие, принявшем святыню и убедившем византийского правителя выделить участок земли, на котором прежде находилось пять византийских храмов. Один из храмов сохранился до наших дней – он посвящен святителю Льву, Папе Римскому.  

  Архимандрит Илия стал и архитектором базилики. Благодаря деятельности архимандрита Илии, которого единодушно избрали взамен умершего Урсона архиепископом, менее чем за два года работы в крипте были завершены. Первого октября 1089 г. в Бари для вложения мощей в престол (где они находятся и сегодня) прибыл папа Урбан II, который и совершил освящение крипты.

  Одна из надписей в алтаре храма гласит, что только смиренный способен созидать великое и взойти на самое небо, чего не может сделать человек гордый. Видимо, именно смирение дало слову простого человека силу, чтобы убедить правителя отдать земли под базилику, и оно же не имеющего специального образования сделало способным спроектировать и создать храм в честь святителя и чудотворца Николая. Сначала была создана нижняя крипта, впоследствии – верхняя часть храма, первоначально украшенная великолепными византийскими росписями. В течение веков росписи были, к сожалению, сбиты и утрачены: сохранилось только несколько фресок в алтарной части с правой стороны.

  Справа также хранится византийский алтарь, в 1391 году подаренный сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи святого Николая. На правой стене можно увидеть чтимый образ святителя Николая, лик которого изображен темным.

  Сестры также помолились у реликвария, где хранятся фрагменты досок гроба, в котором перевозили мощи святителя Николая,

  и ковчеги со святынями – шипом тернового венца Господа Иисуса Христа,  частицей Животворящего Древа Креста Господня, частицей св. мощей (зубом) св. равноапостольной Марии Магдалины, частицами св. мощей апостолов Иакова Зеведеева, Фомы и Иакова Алфеева, сщмч. Сикста, стопой мч. Лонгина Сотника и др. В тот год, когда Великая Пятница Страстной седмицы совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, шип тернового венца оживает, и на нем появляется капелька крови. Последний раз такое чудо произошло в 2016 году.

  Насельницы нашей обители видели деревянное скульптурное изображение святителя Николая, которое по традиции вывозят 8 мая на одной из рыбацких лодок в открытое море. В этот день источаемую святыми мощами частичку мира опускают в воды Адриатического моря, освящая их.

  Экскурсия завершилась как раз у берега Адриатического моря. Его воды напоминают нам, что всякое место -  воду и сушу -  освящает Господь Своей благодатью, которой мы живем и движемся и существуем, ограждает Своими святынями и святыми. Согласно народной мудрости, не стоит село без праведника, а город – тем более.

 Во время паломничества к месту хранения мощей святителя Николая чувствуется всеобъемлющая любовь этого дивного святого, которой он подражает Тому, Кто Сам есть Любовь. Это помогает и нам стремиться полюбить Бога и ближних, а любовь начинается с послушания.

  Игумения Викторина побеседовала с сестрами на слова из Евангельского чтения, которые мы слышим в дни памяти святителей: «Не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник» (Ин. 10:1). «Для всех нас Дверью к Богу является Христос. Он был послушен Небесному Отцу до смерти Крестной. Если человек стремится слушаться, то уподобляется Христу, и Господь приближается к нему. Овцы стада Христова – те, кто стремится к послушанию, к исполнению Евангельских заповедей. Живя в послушании, человек становится носителем Христова духа – духа кротости, смирения, любви, мира. Тот, кто живет противоположным духом – увы, не овца Христова, и, если не исправится, то окажется по левую сторону на Страшном Суде и не унаследует Небесное Царство. Задумаемся над тем, чтобы в своей жизни не подражать татям и разбойникам и не оказаться по левую сторону на Суде Христовом. Лучше будем овцами Христова стада и изберем то, что полезно нашим душам» , - сказала в заключении Матушка.

  Погода в этот день была замечательной.

  От побережья открывался прекрасный вид на город. Матушка и сестры поблагодарили жителя города Бари за глубоко содержательный и назидательный рассказ об историческом прошлом и святынях города. В тот же день насельницы обители отбыли в Москву, в монастырь, сохраняя в сердцах незабываемые впечатления о поездке и благодарность Богу, Пречистой Божией Матери и святителю и Чудотворцу Николаю.

  Игумения Викторина с сестрами сердечно благодарны Его Святейшеству  Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительское благословение и прекрасное паломничество. Также они искренне благодарны благотворителю обители, благодаря которому состоялась поездка, и сопровождавшим их в пути к святыням города Бари.

 

  Краткая справка:

  История перенесения мощей святителя Николая общеизвестна. В XI веке турки-магометане опустошали греческие земли в Малой Азии, разоряли города и села, святые храмы, оскверняли святые мощи и иконы. Они также покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В Мирах Ликийских оставалось не более полутора тысяч человек, остальные из опасения набегов неприятелей, ушли из города. Около гробницы святителя Николая находилось всего четыре монаха. Святыня была в опасности.

  Святитель Димитрий Ростовский так рассказал о перенесении мощей святителя Николая: «В 1087-м году некоему христолюбивому и праведному пресвитеру, живущему в Бари, явился во сне святой Николай и сказал: ‟Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа”. Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение... Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь».

  В перенесении мощей участвовали 70 моряков, из которых 62 были жителями Бари. Спустя год, в 1088-м году, перенесение мощей святого было описано двумя хронистами – Никифором и Иоанном Архидиаконом.

  После путешествия по морю, мощи святителя Николая везли в город на повозке, в которую впрягли двух волов. Именно поэтому скульптурные изображения этих животных можно увидеть на портале при входе в храм.

  Базилика святителя Николая Чудотворца в Бари состоит из двух частей: верхней и нижней – крипты (подземной церкви), где покоятся мощи этого великого святого.

  Строительство базилики началось в 1087 году, с использованием камней древнего дворца византийского наместника на территории Бари.

 В нижней крипте, под Престолом, находится рака с мощами святителя Николая. Рака расположена ниже уровня пола и закрыта каменными плитами. Мощи святителя – самая долгомироточащая святыня. Миро источают все части находящихся в Бари святых мощей. Вечером 9 мая, в присутствии большого числа верующих, служители базилики (монахи-доминиканцы, которым вверено это служение с 1951 года) открывают раку с мощами святителя Николая для сбора чудотворного мира.

Перед началом празднования, в знак покровительства, которое святитель Николай неизменно оказывает Бари, мэр города вешает на руку статуи символические ключи. 8 мая в Бари скульптурное изображение Святителя вывозят на целый день в открытое море. Перед этим на берегу совершается богослужение, после чего частичку миро опускают в море. Так начинается городское празднование в честь святителя. Скульптуру святого еще около двух недель носят по всему Бари. Внутри скульптуры, созданной в 1794 году, находится капсула с благодатным миром от мощей святителя Николая, хранимая там уже не одно столетие. В руках Святитель держит три символических «узельца» с золотом, в память его помощи, оказанной трем девушкам из обедневшей семьи, а также архипастырский жезл.

  Над «узельцами» на скульптурных изображениях Святителя можно увидеть либо цветущее дерево, либо языки пламени – символы Божественной благодати, изливавшейся на святого и действовавшей через него.  Облачение, которое мы видим на скульптуре, изготовлено неаполитанскими мастерами.

  Одной из достопримечательностей нижнего храма является колонна из красного мрамора, расположенная в углу крипты. По преданию, она была доставлена в Бари чудесным образом.

  Базилика всегда получала щедрые подарки от русских князей и царей. Посещал храм и святой страстотерпец император Николай II, оставивший в книге почетных гостей свою подпись и подаривший икону своего святого покровителя. На средства императора Николая  II был заменен мраморный пол в крипте.

Материалы по истории города любезно предоставлены нашим гидом по г. Бари и частично заимствованы из: http://bargrad.com/

https://pravoslavie.guru/moshhi/moshhi-nikolaya-chudotvortsa-v-gorode-bari-italiya.html

https://tesoro82.livejournal.com/45354.html

http://www.pravoslavie.ru/109261.html

  Фотографии из архива монастыря.

  Фотогалерея: