Сила любви. Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о Женах-Мироносицах.

   «Зело рано Мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия…» [1] Церковь вспоминает подвиг самоотверженных и преданных учениц Христа. Несмотря на исходящую от врагов Христовых злобу и реальную опасность, несмотря на подавленное состояние и растерянность апостолов, Мироносицы поспешили глубокой ночью ко гробу Учителя.

  Святые жены понимали, что у погребальной пещеры стоят вооруженные до зубов римские легионеры. Если бы и не было стражи, вход в пещеру загражден таким большим камнем, который слабым женщинам не отвалить. Кто осмелится помочь им, ученицам Распятого? Почему они все равно идут ко гробу? Откуда у них такое мужество?

… В нашей духовной жизни нам зачастую бывает трудно идти за Христом. Мы не чувствуем в себе решимости, не можем (или не хотим) себя на что-то подвигнуть. В лучшем случае мы смиряемся и начинаем каяться, исповедуя собственную немощь и греховность. В худшем – виним окружающих людей и обстоятельства, а иногда, к великому сожалению, обвиняем даже Бога.  Чего же нам не хватает?  Давайте посмотрим на жизнь Жен-Мироносиц и подумаем.

  Каждая из будущих Мироносиц встретила Христа, наверное, не в самых легких обстоятельствах жизни. Каждая понимала и чувствовала, что имеет нужду в Спасителе. Например, из святой Марии Магдалины Господь изгнал семь бесов. И всем остальным Своим ученицам Христос дал то, чего жаждали их души. Своей проповедью и жизнью Он ответил им на самые главные, насущные вопросы. Святые жены восприняли спасительное слово и, по любви и благодарности ко Христу, стали служить Ему и апостольской общине. Видя их веру и послушание, Господь повел их за Собой по духовному пути. Что это за путь?

  Божественному Учителю негде было приклонить главу. Часто Его не понимали, иногда не принимали или просили удалиться, относились к Нему недоверием или презрением. Ведь если даже благонамеренный Нафанаил спросил о том, что может быть доброго из Назарета, то что сказать о гордых, заносчивых фарисеях и книжниках? Господа даже обвиняли в том, что Он действует «силою веельзевула, князя бесовского» [2].  Его пытались уязвить, уловить на слове, взять под стражу, побить камнями… Ученики и ученицы переживали все трудное и прискорбное вместе со своим Наставником. Всеми этими обстоятельствами, а также и уроками духовной жизни (подчас нелегкими) Господь готовил учеников к предстоящему большому испытанию. Им было нелегко идти за Христом, но они доверяли Ему и продолжали путь. «К кому идем; глаголы живота вечного имаши. И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» [3], – сказал апостол Петр, отвечая на вопрос Господа, не хотят ли и ближайшие ученики от Него отойти. Ответ ученика свидетельствует о вере и доверии Господу тех, кто следовал за Ним.

Игумения Викторина с сестрами и прихожанами обители перед Пасхальным Крестным ходом.

  Спаситель несколько раз предупреждал Своих последователей о том, что Ему предстоит пострадать, претерпеть распятие и смерть и в третий день воскреснуть. Но духовное состояние учеников еще не позволяло услышать и воспринять сказанное Христом. Они мечтали о грядущем земном Царстве Мессии. Конечно, Всемогущий Бог мог бы Своей Силой снять с их духовного зрения завесу, но не стал этого делать. Во-первых, Он бережно относился к душам Своих учеников, как относится и к каждой душе. Господь, по слову пророка Исайи, «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит» [4].  Во-вторых, истина постигается только в процессе духовного роста.

 Когда Господь был взят на страдания и претерпел крестную смерть, это великое испытание показало, кто и насколько усвоил уроки Божественного Учителя. Здесь можно было увидеть и предел человеческой немощи, и великое покаяние, и необыкновенную силу духа. Петр нашел в себе силы, чтобы встать после падения и покаяться; один из лучших учеников – святой Иоанн Богослов, разделяя великую скорбь Пречистой Божией Матери, стоял вместе с Ней и Женами-Мироносицами у Креста Господня… Те, чья немощь проявилась, также получили свой духовный урок.   

  В то время, когда многие из учеников наблюдали лишь издали за происходившим, тайные последователи Христа праведные Иосиф Аримафейский и Никодим  открыто пришли, чтобы попросить у Пилата и предать погребению Тело Господа…

  «Что же… могло обратить внимание Церкви на святых жен-мироносиц и на праведного Иосифа с Никодимом до того, что память их почтена особенным празднеством, непосредственно после празднества воскресения Господа? – говорит в своем слове святитель Иннокентий Херсонский. –  Их любовь и усердие ко Господу Иисусу, обнаружившееся самым простым образом. В Иосифе – это великодушное дерзновение, с коим он просил тело Иисуса на погребение у Пилата, и уступил Погребаемому свой собственный гроб; в Никодиме – это дружеское усердие, с коим он принес такое множество драгоценных ароматов и убрусов на погребение Учителя; в святых женах-мироносицах – это их мужественное присутствие у Креста Иисусова на Голгофе, их участие с Иосифом и Никодимом в Его погребении и, наконец, их утреннее путешествие ко гробу Жизнодавца с ароматами и миром для помазания Пречистого Тела Его. Вот подвиги святых лиц, ублажаемых ныне Церковью! Без сомнения, они не остановились на них, пошли далее в вере и смирении, взошли выше – в любви и самоотвержении…» [5]

Крестный ход по обители.

  Итак, вернемся ко Гробу Господню и прибежавшим к нему Женам-Мироносицам и оглянемся на их духовный путь. Что дало им такую силу духа и подвигло идти за Христом и не оставлять Учителя, даже умершего и погребенного? Это любовь, которую ограждало и поддерживало смирение. Именно любовь сделала немощных жен сильнее Синедриона, римского наместника и вооруженных легионеров. Именно любовь помогла им в решительный момент явить мужество, большее, чем у апостолов. По любви, по зову своего сердца, они отложили то, что мы называем человеческой логикой, и послушались того, чему учил Христос. А учил Он любви, вере, послушанию Воле Божией. Он говорил, что и волос с головы не упадет без воли Отца Небесного, и что не нужно бояться убивающих тело, и не могущих убить бессмертной души. Мироносицы деятельно исполнили слово Христа – и первыми обрели радость Воскресения.

  Что такое любовь? Любовь – это, прежде всего, послушание. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» [6]. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» [7], – говорит Господь. Любовь к Богу – это стремление исполнять Его волю, прославлять Его, приближаться к Нему и соединяться с Ним. Возможно ли это? Да, возможно, и в этом нас убеждает опыт святых. Любовь к ближнему – это желание всякого блага и стремление всяким способом содействовать его благополучию. Любовь святых была всеобъемлющей. Как научиться такой любви? Нужно совершать дела любви, исполнять заповеди Божии, сначала понуждая себя, а потом придет навык и желание. И, если будем духовно возрастать в любви и смирении, то Господь дарует нам радость, как даровал ее святым Женам-Мироносицам.

Игумения Викторина (Перминова)

Материал из архива сайта

Примечания:

[1] Тропари по непорочных. Воскресное богослужение.

[2] Мф. 12, 24.

[3] Ин. 5: 68-69.

[4] Исаия 42:3.

[5] Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Слова и беседы на воскресные дни. Слово в неделю святых жен-мироносиц. https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/Slova_i_besedi_na_voskresnie_dni/

[6] Ин. 14, 23.

[7] Ин.14, 15.

Икона: sarapulmissia.pravorg.ru