Воскресная проповедь. Важно наше стремление к Богу

  14 апреля 2019 года, в Неделю 5-ю Великого поста и день празднования памяти преподобной Марии Египетской, в нашей обители состоялись воскресные богослужения, которые совершило монастырское духовенство. В храмах молились настоятельница монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители. После поздней Божественной литургии священнослужитель монастыря иерей Роман Чистяков обратился к молящимся с проповедью:

  В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят Его на смерть…» (Мк. 10: 33). Господь Иисус Христос говорит о том, что Ему надлежит идти в Иерусалим, чтобы перенести страдания, поругания и быть убитым. Когда мы читаем этот текст, то можем понять тех людей, которые были со Христом. Они следовали за Ним три года, видели Его чудеса, слышали Его слова и учение.  Они только поверили в то, что Христос не просто Необыкновенный Человек, а Пророк, и даже больше, чем Пророк, потому что Он совершал великие дела, которых никогда не было в Израиле. Мы слышали в Евангелии, что окружавшие Христа люди в изумлении спрашивали: «Кто Он такой? Ибо не было никого, кто творил бы такие чудеса, как Он! Неужели Мессия, когда придет, сделает что-то большее?»  И вот, как только они поверили, что Христос есть Пророк и даже более Пророка – Сын Божий, Он им говорит о том, что через неделю они войдут в Иерусалим, где Ему нужно будет пострадать.

  Как же людям соединить в своем сознании, что Великий Пророк, Сын Божий – и пострадает? Что сразу же приходит в сердце человека? Страх. Человеку становится страшно. И Самому Христу было страшно. Мы еще вспомним об этом, слыша, как Господь будет молиться перед Своими страданиями в Гефсиманском саду, и Ему как Человеку будет страшно. «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия…» (Мф. 26:39) Эти слова свидетельствуют о том, что Спасителю как Человеку больно, трудно и страшно. Но в то же мгновение Господь одерживает и победу, говоря: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты». В этих словах выражен основной принцип жизни христианина.

  Конечно же, нам бывает страшно, ведь мы люди. Нам страшно жить даже с Богом. Почему? Потому что нужно забыть себя. А привязанность каждого человека к своим греховным немощам слишком велика, и бывает так, что мы любим их больше, чем Бога. Кто-то мнит себя центром вселенной и ругает всех вокруг, кто-то чревоугодничает, кто-то осуждает других… Все мы понимаем, что это плохо и неправильно, и действительно хотим от этого избавиться.  Каждый знает свои немощи и желает их преодолеть. Но почему наша жизнь не меняется, и все происходит, как и прежде? Вопрос сложный и одновременно очень простой. Все дело в том, что страсть мы возлюбили больше, чем стремление к Богу. И нельзя сказать, что человек настолько плохой и грешный, что не способен бороться и преодолеть себя: для каждого, при помощи Божией, возможно преодолеть любовь к своим страстям и немощам. И тому пример – празднуемая сегодня святая преподобная Мария Египетская. Всем нам известна жизнь этой величайшей святой, которая была не просто великой, а величайшей грешницей.  Но встретив Бога в своей жизни и отдав Ему все без остатка, она достигла высот святости. Сегодняшнее Евангельское чтение нам говорит именно об этом.

  Мы с вами идем в Небесный Иерусалим, в Царство Божие. Но, чтобы туда взойти, нужно пройти через Голгофу, поскольку другого пути не бывает. Пример преподобной Марии Египетской показывает нам, что, каким бы низким ни было падение человека, какие бы страсти ни бороли его, у него есть возможность взойти в Небесный Иерусалим. Туда можно подняться по ступеням наших трудов – покаяния, любви к Богу, милосердия. Важны правильные средства. Нельзя только лишь желать, и всю жизнь проводить только с желанием. Конечно же, святой Иоанн Златоуст говорит, что Господь «и намерение целует», то есть принимает и одобряет, но все же одного намерения мало. Апостол Павел пишет в Первом Послании к Коринфянам, что нужно ревновать о большем (см. 1 Кор. 12:31), то есть стремиться к высшему совершенству. Пусть достигнуть видимых результатов сразу не получится, но важно стремление.

  Преподобная Мария Египетская, когда-то любившая мир и его удовольствия, встретив Бога в своей жизни, отказалась от всего, что она любила, к чему была привязана, и ушла в пустыню, где много лет боролась со страстями и провела в молитве и подвигах несколько десятилетий, до самой блаженной кончины. Если бы все было просто, она достигла бы святости и взошла бы на небо за короткий период времени. Но так не бывает. Ведь более шестнадцати лет она прожила в нечистоте греха, и, чтобы очиститься, искоренить страсти, ей нужно было провести десятилетия в покаянии. В деле исправления себя требуется время, терпение и постоянство.

  Желаю всем нам любить Бога и бояться более не трудностей, собственных ошибок и даже поражений, а бояться оскорбить Бога. Апостол Иоанн Богослов пишет, что в любви нет страха, потому что совершенная любовь изгоняет страх. Будем бояться только того, чтобы пребывать во грехе. Если человек упал, то ему нужно быстрее вставать и идти вперед. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует согрешившему скорее бежать в церковь, приносить покаяние и жить дальше, деятельно исправляя свой грех. Не так, чтобы сказать грех на исповеди и рассчитывать, что «еще раз согрешу – еще раз покаюсь», но принося плод покаяния – исправление жизни. Если вновь упали – снова будем вставать. В древнем патерике есть рассказ о том, как к Авве Сисою пришел его послушник и сказал: «Авва, я согрешил, что мне делать?» Авва Сисой ответил: «Вставай и иди дальше». Послушник принес покаяние, но через неделю вновь согрешил и пришел к своему преподобному старцу с тем же вопросом.  И старец ответил ему точно так же. Так послушник приходил несколько раз. Как-то, потеряв терпение, он спросил, сколько же так будет продолжаться. И преподобный Сисой ответил: «До смерти».

  Если человек любит Бога, то он не боится, что Бог его покарает (Он же Отец!), но боится сделать больно своему Отцу, оскорбить Его любовь к нему. Такой полезный страх есть следствие любви к Богу. Пока есть Церковь, храм, посты, богослужения, Таинства, у нас есть все возможности возрастать духовно. Хотя мы видим за собой, что вспыльчивы, раздражительны, не умеем терпеть немощи друг друга и имеем множество других немощей, не будем унывать и отчаиваться. Пока мы живем, у нас есть возможность радоваться, благодарить Бога, исправлять себя, трудиться для своего вечного спасения и восходить от силы в силу (Пс. 83:7) на пути к Горнему Иерусалиму.  

Иерей Роман Чистяков

14 апреля 2019 г.