Проповедь архиеп. Феогноста в день памяти прославление свт. Иннокентия, митр. Московского

Проповедь архиепископа Сергиево-Посадский Феогноста, произнесённая 6 октября 2018 г., в день памяти свт. Иннокентия Московского, по окончании Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Слова Священного Писания всегда простые и всегда ясные, но они бывают настолько глубоки, что мы сразу не охватываем их смысл и не понимаем до конца всю глубину того, что мы читаем. Например, слова "сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа" (Сир. 3:18). Если взять плоскость, и ты вырос над плоскостью на метр, значит, ты и вниз должен на метр прорасти; если на два вырос, то и на два метра должен прорасти. Если у дерева слабые корни, ветер вырывает такое дерево; если у здания плохой фундамент, то здание рушится. Смирение – это не косметика, это не пудра благочестия, которым мажутся, чтобы показать свое благословенное лицо. Смирение – механика простая и ясная – сколько ты велик, столько смиряйся и найдешь благословение у Бога и людей. И никогда не бойся, что тебя не увидят, что тебя унизят. 
 
Пыль, поднявшись к небу, не перестает быть пылью, а золото, упавшее в грязь, не перестает быть золотом. И смиренный человек одинаково комфортно чувствует себя и наверху и внизу, потому что у него глубокие корни, потому что у него фундамент мощный. К примеру, преподобный Антоний Великий - воистину великий. Градоначальник Александрии сказал ему: "Антоний, ты - самый великий монах на Востоке". На это он ему ответил: "Да, я об этом уже знаю, мне дьявол об этом уже говорил". У него было глубокое смирение, и потому никакие похвалы не могли разрушить его смирение. 
 
Сегодня память свт. Иннокентия. Человека, который был просветителем Дальнего Востока, Аляски, перевел Священное Писание, богослужебные тексты на семь языков разных народов, которым он проповедовал. Когда он уже будучи митрополитом Московским писал о своих трудах в Америке или на Дальнем Востоке, он вскользь сказал, что при нем были просвещены такие-то народы, но не сказал, что я просветил эти народы. В этом были глубочайшее смирение и красота.  
 
В чем мудрость мудрого? Мудрость мудрого в том, что он понимает, что все доброе дал Господь, а все плохое – от меня. То, что я не смог принять благодать Божию, обиды, зависть, ненависть, осуждение, злословие, празднословие – все это от меня. Когда человек это понимает, к нему приходит настоящее смирение, и Господь дает ему укорениться. Очень простые и ясные святоотеческие слова: "тот, кто видит свои грехи выше того, кто видит ангелов". Если человек увидел ангела, то в этом для человека ничего не произошло; а когда человек увидел свой грех, он приносит покаяние, он изменяется и прорастает в глубину, и тогда уже никакие ветры и никакие бури не смогут его сломать. 
 
Поэтому, когда мы слышим от Христа: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:29), мы должны понимать, что Господь говорит об этом не как о великом подвиге, а как о технике безопасности. Научитесь смирению и кротости, и никто не вырвет вас с корнем и "не подвижетесь вовек". 
 
Смирение – это великая сила. Когда человек смиряется и при этом гордится – это и есть косметика, благочестивая пудра, которой мажется человек для того, чтобы скрыть безобразие своего духовного лица. Но у нас есть великие примеры святости: преподобный Сергий, святители, сонм небесных праведников, которые оставили нам пример своей жизни. У всех были разные подвиги, разные посты, разные молитвы, они по-разному трудились, но у всех, безусловно, всегда присутствовало смирение. Смирение – это основное и необходимое качество, когда мы становимся Божьими людьми.