Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Благодарение Богу

  Благодарность Богу – прекрасное свойство души и великая добродетель. К сожалению, далеко не все стремятся ее приобрести. Но сегодня все мы имеем возможность  поблагодарить Господа и порадоваться, что Он даровал Русской земле стольких святых.

Наша обитель в Неделю всех Русских святых. Вид на храм свт. Иоанна Златоуста.

Наша обитель в Неделю всех Русских святых. Вид на храм свт. Иоанна Златоуста.

  Святым соотечественникам известны наши скорби и трудности. Часто мы не можем перенести ниспосланную скорбь, а тем более поблагодарить за нее Бога, и впадаем в уныние. Так происходит потому, что для нас трудно принять волю Божию.  Святые, много претерпевшие и знающие, какую духовную пользу мы можем получить в испытаниях, всегда молятся о нас. Их молитва нас укрепляет, поддерживает и помогает по-иному относиться к  происходящему. Поблагодарим же Господа за то, что имеем таких молитвенников!

  В каждую эпоху Русская земля украшалась святыми. Они также были людьми, переживали скорбные и радостные события, подвергались искушениям. Чем же они отличались от окружающих, что сделало их святыми – земными ангелами и небесными людьми? По словам преподобного Серафима Саровского, святые имели решимость подвизаться.  Они стараются вдохнуть и в нас эту святую решимость.

  Святые так любили Христа, что никогда не желали разлучаться с Ним и стремились в точности исполнить Его слово.  Чтобы стать ближе к Богу, они проявляли величайшую жертвенность в борьбе со страстями. Апостол Павел говорит, что «слово Бога живо и действенно, острее всякого меча обоюдоострого, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и костного мозга, и распознает мысли и намерения сердца» (Евр. 4, 12).  И в этой тяжелейшей борьбе Господь «близ всем призывающим Его» (Пс. 144, 18). Он укрепляет и утешает тех, кто стремится к Нему всем сердцем, и в свое время дарует победу. Зная это, чувствуя помощь Божию, святые не малодушествовали, а с верой и благодарностью Богу продолжали свой подвиг.

Святой равноапостольный князь Владимир. http://www.stsl.ru/news/all/ravnoapostolnyy-knyaz-vladimir-velikiy

Святой равноапостольный князь Владимир. http://www.stsl.ru/

Вспомним о наших святых соотечественниках. Помните, каким был святой равноапостольный князь Владимир до принятия Крещения? Но ведь смог же он довериться Богу, изменить жизнь и стать Красным Солнышком Русской земли! Его бабушка, святая равноапостольня Ольга, жила в языческой среде и поступала по языческим обычаям, но сделала спасительный выбор, всем сердцем возлюбила Христа и достигла святости.

Икона святых страстотерпцев блгв. князей Бориса и Глеба. Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы

Икона святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба. Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы

Навсегда остался в душах русских людей подвиг святых страстотерпцев-князей Бориса и Глеба, предпочетших жизнь по Евангелию законам греховного мира. Памятны страдания святых мучеников, оставшихся верными Христу, среди которых святой Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор, князь Рязанский Роман, три Виленских мученика Антоний, Иоанн и Евстафий.

  Преподобные отцы Киево-Печерской обители, совершившие великие чудеса, не родились святыми, но достигли духовного совершенства, последовав примеру своих наставников преподобных Антония и Феодосия, опыту афонских отцов и правилам общежительного Студийского устава. Они положили начало русскому монашеству.

  По словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), впоследствии «жаждущий света и правды Христовой простой сердцем русский народ длинными вереницами шел отовсюду за тысячи верст в великие монастыри и Лавры, немного побывать в святых пещерах, из темноты которых до сих пор сияет немеркнущий свет сердец множества праведников, всю жизнь свою нераздельно посвятивших Богу; чтобы приобщиться к этому свету, отдохнуть там, где стяжали вечный отдых преподобные отцы наши, святые и чудотворцы; чтобы хоть подышать дивным воздухом пещер, насыщенным воздыханиями святых и фимиамом молитв, возносимых ими в борьбе с бесами, искушавшими и гнавшими их оттуда» [1]. 

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

Преподобный Сергий Радонежский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

  Своей верой, всеобъемлющей любовью, кротостью, благодарностью Богу и мирностью духа, святые становились утверждением Руси в дни тяжких смут, междоусобиц и иноземного ига. Вокруг бушевало житейское море, кипели страсти, лилась кровь, а святые с мужеством и благодарностью переносили все испытания и созидали в своей душе Царствие Божие. Они знали из опыта, что скорби посылаются, чтобы приблизить людей к Богу. Неунывающий, мирный дух, который они стяжали, делал их миротворцами. Вокруг них созидалось все доброе и святое. Вспомним о подвиге русских святителей и преподобных отцов, об Игумене земли Русской преподобном Сергии – духоносном старце, мирившем князей и возродившем русское монашество, о сонме учеников и последователей Троицкого игумена.

  Вспомним и об основателях обителей русского севера преподобных Сергии и Германе Валаамских, Арсении Коневском, Кирилле и Мартиниане Белозерских, Савватии, Зосиме и Германе Соловецких, Александре Свирском и других. Сколько угодников Божиих подвизалось в самых отдаленных уголках, в полном одиночестве или в окружении чуждых по духу и враждебно настроенных людей! Они становились просветителями окрестных жителей и целых народов, приводя их ко Христу любовью, молитвой, евангельским отношением. Были среди них и миряне, такие, как чтимый нами святой праведный Симеон Верхотурский.

  Можно вспомнить и о святых русских женщинах – преподобных Евфросинии Московской, Евфросинии Полоцкой, Анне Кашинской, Иулиании и Евпраксии Московских, Софии Суздальской и многих других, подвизавшихся в монашестве и в миру. Их жизнь была добровольной и благоприятной жертвой Богу.

Святитель Иоасаф Белгородский. Настенная роспись храма.

Святитель Иоасаф Белгородский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

  Даже в восемнадцатый век с его вольнодумством и уничтожением большинства русских обителей в Русской земле просияли святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский, преподобный Феодор Санаксарский, а ученики преподобного Паисия Величковского начали возрождать умное делание! В то время и среди мирян являлись такие образцы русской святости,  как праведный Феодор Ушаков. Дивный подвиг посреди столичного города совершила святая блаженная Ксения Петербургская. Не менее удивительны и все русские святые, принявшие на себя тяжелейший подвиг Христа ради юродства.

Преподобный Серафим Саровский. Настенная роспись храма.

Преподобный Серафим Саровский. Настенная роспись храма Казанской иконы Божией Матери

   В Екатерининское время, когда одним росчерком пера было уничтожено четыре пятых русских обителей, никто не мог и представить, что в Саровской пустыни воссияет преподобный Серафим, будет основана Дивеевская обитель с ее великими преподобными женами и что просияет старчеством Оптина пустынь! Тем не менее, святые Русской земли смогли возродить множество обителей, поддержать духовную жизнь и укрепить наш народ накануне революционной бури. На сердца и умы россиян в ХIХ веке влияли великий святитель Филарет Московский, именем которого можно обозначить целую эпоху, святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов).  Ярким светильником веры просиял святой праведный Иоанн Кронштадский, предупреждавший о грядущих бедствиях.

Икона преподобномученицы Татианы (Бесфамильной) - сестры монастыря, пострадавшей за веру во время гонений. Расстреляна на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г.

Икона преподобномученицы Татианы (Бесфамильной) - сестры монастыря. Расстреляна на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г.

   Скажем о близких к нам по времени новомучениках и исповедниках двадцатого столетия. Они были рядом с русскими людьми в годину тяжких испытаний. Об этом периоде истории так говорит в своей проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Когда в предсмертной агонии кончался многовековой уклад русской жизни и в муках рождения появлялось неведомое, когда все сокрушалось вокруг, Господь ставит Свою земную Церковь на прочный фундамент Патриаршества. Всмотритесь – ведь это чудо и дело рук Божиих! Церковь земная и Церковь Небесная – это тело Христово, и не могут они не сострадать скорби и не сорадоваться радости того или иного его члена, и не может Церковь Небесная, Торжествующая и ликующая, не принимать участия в другой ее части, живущей еще исповеданием и часто страданием» [2].

  В местах заключения многих укреплял и поддерживал пример новомучеников и исповедников. Любовь Христова, обитавшая в душах святых, во все времена побеждала жестокость гонителей и умягчала сердца самых закоренелых преступников. Наш духовник протоиерей Борис Николаев, исповедавший свою веру во Христа в тюремном и лагерном заключении, говорил, что страждущая добродетель в любом случае сильнее и действеннее временно торжествующего зла.  

  Всеблагой Господь, на протяжении всей нашей богатой событиями истории, посылал поддержку и утешение русским людям. «Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма, – призывает святитель Лука Крымский. –  Ведь перед нами — огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе» [3]. А сколько праведных людей незаметно шли и идут рядом с нами дорогами жизни! Дух Святый всегда действует в Церкви. Подвиг человека до конца знает и видит только Сердцеведец-Бог. А мы можем, в свою меру, лишь чувствовать любовь праведников, учиться у них всему доброму.

  Об основании христианской жизни и святости так сказал один из праведников наших дней архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Люби ближнего своего, как самого себя – в этом весь закон и пророки (ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. Тысячелетняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит.  Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни – любовь» [4].

  Поблагодарим Господа за Его святой Промысл о Русской земле и заботу о нас. Мы видим, сколько претерпели святые, ради Кого они подвизались, как относились к испытаниям, как умели радоваться и благодарить Бога в скорбях. И нам остается обратиться к ним с любовью и признательностью, попросить их святых молитв  и последовать апостольскому призыву: «Гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1, 2).

Игумения Викторина (Перминова)

Материал републикован 9 июня 2018 года

[1] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. 1956 г. http://mbrsm.ru/2016/07/03/slovo-v-nedelyu-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-svyatitel-luka-vojno-yaseneckij/  http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/pasha-gospodnja/3_2

[2] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших(1000-летие Крещения Руси). http://www.pravoslavie.ru/1888.html

[3] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. 1956 г. http://mbrsm.ru/2016/07/03/slovo-v-nedelyu-vsex-svyatyx-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshix-svyatitel-luka-vojno-yaseneckij/  http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/pasha-gospodnja/3_2

[4] ] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси). http://www.pravoslavie.ru/1888.html

Использована иллюстрация: http://www.stsl.ru/news/all/ravnoapostolnyy-knyaz-vladimir-velikiy