«Укрепи в терпении, матушка Ксения…» Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами

    В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской публикуем беседу игумении Викторины (Перминовой) с сестрами о терпении и несении жизненного креста.

    ib3321Многие любят и почитают святую блаженную Ксению Петербургскую и знают о силе ее молитв и отзывчивости к человеческому горю. Эта удивительная святая явила в своей жизни пример смиренного и безропотного терпения.
   … Ксения Григорьевна Петрова жила в ХVIII столетии. В это время жизнь была, возможно, более размеренной. Русские люди той эпохи были более вдумчивыми и чуткими к духовным вопросам, несмотря на то, что волна безверия и мирского духа, захлестнувшая некоторые другие страны, уже достигала их сердец. Это чувствовалось в столице, основанной первым русским императором. Но в том же столичном городе жили и глубоко верующие, достигавшие праведности и святости рабы Божии. Святая блаженная Ксения – одна из них.
    На двадцать шестом году жизни святая Ксения осталась вдовой и приняла на себя подвиг добровольной нищеты и юродства Христа ради. Она сделала это не только ради почившего любимого мужа, но и ради любви ко Господу, «нищету Христову возлюбивши», как воспевает Церковь в тропаре святой. Блаженная Ксения исполнила то, чего не смог сделать евангельский богатый юноша – раздала все, что имела, и последовала за Христом. Она отказалась не только от имущества, но и от мирского мудрования, и, полностью предав себя в волю Божию, стяжала ум Христов. Господь укреплял Свою рабу, даруя ей силы и благодатный мир.
    Живя под открытым небом, не имея своего угла и теплой одежды, святая Ксения терпела холод, сырость, пронизывающий ветер, к чему прибавлялись постоянные насмешки, укоры и непонимание окружающих. Прошло много времени, прежде чем городские жители поняли и почувствовали, что странница, которая терпеливо все переносит, платит за зло величайшим добром – молитвой, а в трудную минуту с материнской любовью приходит на помощь. Что же помогало ей терпеть? Божественная благодать, привлекаемая ее смирением, принятием воли Божией, благодарностью Господу, кротостью, молитвой о прощении обидчиков. Терпение, имеющее такое прочное основание, не иссякает. А люди, обижавшие святую, сами не ведая того, еще и помогали ей «восходить от силы в силу» к духовному совершенству.
    Как известно из жития блаженной Ксении, она проводила дни в подвигах и тщательно скрываемых добрых делах, основой которых были внутренняя молитва и любовь к ближним. А ее ночи проходили в коленопреклоненной молитве и земных поклонах. Как-то рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью кто-то приносит на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Они долгое время пытались узнать, кто мог быть этим даровым, неутомимым работником. Оказалось, что это была блаженная Ксения. Так, живя в столичном городе, блаженная Ксения была храмом Святого Духа и имела внутри себя сокровенную пустыню спасения. Укрепившись духовно, она многим помогла своими краткими советами и наставлениями, по откровению от Бога прозревая будущее и предупреждая о том, что должно было случиться. Святая говорила мало, но каждое ее слово запоминалось и передавалось из уст в уста.
    После праведной кончины блаженной Ксении на ее могилку на Смоленском кладбище стали стекаться почитатели, чтобы помолиться об упокоении ее души и попросить помощи. Со временем над могилой была построена часовня. После революции часовню закрыли, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной Ксении, любовь к ней и веру в ее молитвенное предстательство. Эта любовь сохранилась в сердцах до наших дней. И сейчас прославленная в лике святых блаженная Ксения ходатайствует перед Богом о тех, кто обращается к ней в молитве, и даже о тех, кто совсем ее не знает. Многие свидетельствуют о помощи святой и ее дивных чудесах в наши дни.
    Каждый человек, несущий свой жизненный крест, нуждается в терпении.

 

   Но какое терпение является спасительным и приносит духовный плод? Все святые отцы говорят о том, что терпение – это постоянство в добре, и что оно неразрывно связано со всеми христианскими добродетелями. Приведем лишь некоторые высказывания.
    Святитель Тихон Задонский говорит, что терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысл [1]. А преподобный Никон Оптинский определяет терпение как непрерывающееся благодушие [2].
    Святитель Феофан Затворник так пишет о терпении: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ко вне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей»[3].
    Вдохновенно говорит о добродетели терпения один из древних отцов и учителей Церкви священномученик Киприан Карфагенский: «Терпение... делает нас угодными Богу, и сохраняет нас для Бога. Оно умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир, поддерживает благочестие, укрощает порыв похоти, смягчает силу гнева, погашает пламень злобы, останавливает насилие богачей, одушевляет бедного в нищете, хранит блаженную непорочность в девах, многотрудную чистоту во вдовах, взаимную любовь между соединенными узами брака. Оно смиряет в счастье, укрепляет в несчастье, соделывает кроткими при обидах и поношениях. Оно учит скоро прощать согрешающим, много и долго умолять, если сам согрешаешь. Оно побеждает искушения, переносит преследования, совершает страдания и мученичества. Оно прочно утверждает основания нашей веры — высоко поднимает ростки надежды. Оно дает направления нашему шествию так, чтобы, идя по стезям терпения Христова, мы могли держаться и пути Христова. Оно соделывает то, что, подражая терпению Отца, мы неизменно пребываем чадами Божиими» [4]
    Преподобный авва Дорофей наставляет: «Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя» [5]. Синайский подвижник преподобный Нил говорит о терпении как возможности обрести внутренний мир: «Терпение – мир во время браней, тишина в бурю, тишина среди наветов и опасностей» [6]
    ib3654Как стяжать терпение? На этот вопрос можно найти ответ у святителя Феофана в его размышлениях на каждый день года: ««Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:15). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца, и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего» [7].
    «Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения» [8].
    «По мере смирения дается терпение» [9] — наставляет прп. Исаак Сирин.

    В связи с этим святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о монашествующих последнего времени: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением. В самом деле, какой ныне самый благонадежный путь спасения для инока? Тот путь, который способен охранить его от влияния соблазнов извне и внутри. Он заключается по наружности в удалении от знакомства и свободного обращения вне и внутри монастыря, в неисходном по возможности пребывании в монастыре и в келии, а по душе в изучении и исполнении Евангельских заповедей, или, что то же, в изучении и исполнении воли Божией (Рим. 12:2) и в безропотном и благодушном терпении всех попускаемых Промыслом Божиим скорбей, при признании себя от искренности сердца достойным этих скорбей. Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. Смирение истребляет из души и тела все греховные страсти и привлекает в нее благодать Божию. В этом и заключается спасение» [10].
   Как видно из жития блаженной Ксении, она постоянно подвизалась в исполнении Евангельских заповедей, во всех добродетелях. Смиренное принятие воли Божией вместе с терпеливым постоянством в подвиге, при помощи Свыше, помогли ей достичь святости. Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!

Игумения Викторина (Перминова)

Републиковано 5 июня 2018 г.

                                                                                         

Иконы:
 

http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2568&3321.htm  http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2568&3654.htm 

Примечания:

[1] Тихон Задонский, свт. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. С. 175. См. http://www.pravoslavie.ru/53548.html

[2] Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1 http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-optinskih-startsev-tom-1/25

[3] Феофан Затворник, свт. Толкование на Послание к Римлянам. На гл. 5, ст. 3-4. М.: Сретенский монастырь, "Паломник", "Правило веры", 1996. С. 293.

[4] Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. М.: "Паломник", 1999. 720 с. (Библиотека отцов и учителей церкви, кн. 6). С. 306-307.

[5] Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 17. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. С.184.

[6] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. I., С 227.

[7] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. Седмица 3-ия по Пятидесятнице. Среда. М. : «Отчий дом», 2006. С 123-124.

[8] См. http://www.pravoslavie.ru/53548.html Прп. Иоанн Кассиан. Собеседования, 18. Гл. 13; ср.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 94 // Добротолюбие. Т. III. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. С. 67-69.

[9] Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископа христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С. 385.

[10] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. V. Приношение современному монашеству. С-Пб. Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1905. Гл. 30. С. 142-143. http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_31

В статье использован материал «Святая Блаженная Ксения Петербургская»

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6689.htm