Проповедь дня. Молитва за усопших — это проявление милости к ним

 

   Проповедь  в Родительскую субботу.

  Скорбь о почивших близких была бы безутешной, да и наша собственная жизнь была бы бессмысленной, если бы Господь не даровал нам вечную жизнь. На земле мы готовим себя к будущей жизни, и это приготовление завершается смертью. Человек тогда вынужден оставить все свои земные заботы, его тело распадается до времени общего воскресения, но душа продолжает жить.

  Выйдя из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Она стремится к тем, кто близок ей по духу, но если во время земной жизни она была под влиянием злых духов, в рабстве страстей, то остается зависимой от них.

  До Судного Дня одни души находятся в состоянии радости и предвкушения большего и полного блаженства, а другие мучениях и в страхе тех вечных мук, которые наступят после Страшного Суда. Но до Второго Пришествия Господня еще возможно изменить состояние душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы.

  Насколько важно поминовение за Литургией, показывает событие, о котором упоминает в своем слове святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Событие произошло в 1896 году, перед открытием мощей святителя Феодосия Черниговского. Переоблачение его мощей совершал старец Голосеевской пустыни иеромонах Алексий (Шепелев) (преподобный Алексий Голосеевский, прославленный Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых в 1993 году).  Отец Алексий, устав, задремал и увидел перед собой самого святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать Литургию, помяни моих родителей» – и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, Святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у престола Небесного и подаешь людям милости Божии?» – спросил священник. «Да, это верно, – ответил святой Феодосий, – но приношение за Литургией сильнее моей молитвы». До откровения отцу Алексию имена родителей святителя Феодосия не были известны. Но впоследствии был найден помянник святителя, где были указаны имена, открытые в видении.

 Немалую пользу оказывают усопшим те, кто молится о них за панихидой и дома, творит в их память добрые дела, дает милостыню, жертвует на храм. Но особенно полезно поминовение за Божественной Литургией, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в кровь Господню со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

 Многие умершие с покаянием, но не успевшие сотворить дел покаяния при жизни, освобождались от мук и получали милость Божию молитвами Церкви и близких. В Церкви всегда возносятся молитвы об усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа на вечерне, в коленопреклоненных молитвах, есть особое моление «о еже в аде держимых».  

  Усопшие всегда нуждаются в молитве, а особенно в течении сорока дней, в которые душа проходит путь до вечных обителей. Как говорит святитель Иоанн Шанхайский, «не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит, и духовно бывает близка им».

 Мы должны делать для усопших все, что в наших силах. А им, в первую очередь, нужны не столько украшенные гроб и могила, сколько молитва церковная и домашняя, милостыня нуждающимся и помощь храмам, где возносятся за них молитвы.  Это будет лучшая забота о душе усопшего. Мы проявим к нему любовь, если в чем-то пожертвуем своими удобствами и потрудимся в молитве и доброделании. Ведь всем нам предстоит тот же путь.

  Каждое слово молитвы за усопшего святитель Иоанн сравнивает с каплей воды жаждущему и советует: «Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на Литургии… Если … отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны… позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба».

  Мы не должны надеяться только на то, что близкого нам усопшего будут поминать в храме, а мы можем и не прикладывать усилий. Мы должны и сами в церкви и дома усердно молиться за умершего. Господь слышит молитвы близких людей, потому что они совершаются от всего сердца, с любовью, ведь человек хорошо знает, о ком молится и что просит.

  От внимательной молитвы и любви к ближнему сам молящийся получает большую пользу. Он взращивает духовный плод в своем сердце и становится более милостивым, а милостивые, по слову Христову, будут помилованы».

Протоиерей Серафим Хайруллин

 

Фотогалерея: