Духовные ступени. Беседа игумении Викторины (Перминовой) с сестрами в период попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы

  В дни церковных праздников нам предоставляется возможность не только вспоминать, но и переживать празднуемое священное событие. Период же попразднства помогает дольше и полнее ощущать духовную радость, проникаться смыслом праздника, укрепляться Божественной благодатью. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы близок и назидателен для всякой верующей души, и особенно для нас, монашествующих.

  «Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы, – говорит о Введении во храм Пресвятой Богородицы архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – На  ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария — старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых» [1].

   Обратим внимание на то, что святые родители с доверием отдают единственное Дитя Богу, а Богоизбранная Отроковица безраздельно и добровольно посвящает Ему жизнь. Отдавая самое дорогое, праведники переживают духовную радость. Так происходит потому, что Сердцеведец-Бог видит их внутреннее расположение, жертвенность и любовь, и ниспосылает им благодать.

  Святитель Григорий Палама так рассуждает о добром произволении Царицы Небесной: «Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм – во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь. Поэтому-то и первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась...»

  Каждый в свою духовную меру может подражать Богоизбранной Отроковице – развивать в себе стремление к Богу, приближаться к Нему и познавать, какую полноту счастья и сколько неизреченных благ дает нам жизнь во Христе.

   Живя в Боге, в Его Святой Церкви, человек ощущает полноту бытия. И сам он является нерукотворным храмом, по слову Апостола: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16)».  Но храм наш, по большей части, разорен грехами. Можем ли мы подняться по духовным ступеням и восстановить свой внутренний храм? Именно к этому мы и призваны.

  Господь желает приблизить к Себе каждого человека. Он показывает нам ступени восхождения к Нему. Мы можем увидеть их на страницах Священного Писания –  в Божественных заповедях. Также мы видим их в творениях святых отцов и учителей Церкви, в правилах монашеской жизни, слышим от наших духовных наставников. Мы утверждаемся в добре и тогда, когда поступаем по совести и исполняем свой долг. Воля Божия проявляется и в различных жизненных обстоятельствах, было бы только наше желание ее исполнить.

  Господь знает особенности и свойства каждой души, то, как вести по спасительному пути. Святитель Филарет Московский в своем слове на Введение во храм Пресвятой Богородицы говорит об этом так: « “Слыши дщи и виждь”. Но Пророк не изъясняет, что должны мы слышать, или где можем видеть возлюбленного Жениха душ... Не для всякого слуха единый глас, ниже для всякого взора единое видение. Иногда Господь является и глаголет душе, когда она Его и не чаяла: “явлен бых не ищущим мене, обретохся не вопрошающим о мне, рекох: се есмь, языку, иже не признаша имене Моего” (Ис. 65:1). Но иногда Он премолчевает и не обретается (душе) ищущей и призывающей Его: “возстану..., и обыду, ...и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его, звах Его, и не послуша мене” (Песн. 3:2). Но ты не унывай от сего, дщерь милосердия Его: ты токмо слыши, внимай непрестанно всякому знамению Его присутствия, и виждь, – “озирай все пути Его, да взыщеши Его, егда обретается; и призовеши Его, егда близ есть” (Ис. 55:6)» [2].

  Есть и общее, с чего для всех начинается духовное восхождение. Это послушание, при помощи которого мы учимся любить Бога и доверять Ему. От послушания рождается смирение. Стремясь исполнить заповеди, мы ежедневно и ежечасно убеждаемся в собственной немощи, греховности и неспособности ничего совершить без Бога. Но нам не следует предаваться унынию, а лучше с покаянием и благодарностью обратиться в молитве ко Христу, чтобы получать помощь для исправления жизни.

  Святитель Феофан Затворник в проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы говорит о трех ступенях духовной жизни. Первой из них он называет обращение от греха к добродетели. Второй ступенью является  обращение от внешнего доброделания к утверждению добрых чувств и расположений внутри. Третья ступень – «обращение от себя к Богу, которая состоит в том, чтоб стоять умом в сердце пред лицем Бога, что собственно и есть вхождение во внутреннейшее за завесу – путем новым и живым»[3].

  «Где бы кто ни был, что ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и все проникает его, – говорит святитель Феофан. –  Как солнце на небе светит и освещает всю вселенную и все твари движутся и действуют под его освещением, так да творим и мы все свои духовные дела, на умственной тверди своей имея утвержденным умное Солнце – Бога Всевидящего. Сие настроение внутрь нас.. приходит по умиротворении помыслов на второй степени и очищении сердца от страстей. Ибо так говорит Господь: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Но не в одном зрении существо сей степени, как бы холодном Богу предстоянии. Это только преддверие. Дело же самое в том, чтобы сердцем к Богу устремляться, забыв все – и в себе, и окрест себя, в Боге исчезать, или к Нему… возноситься» [4].

  Внутреннее делание, о котором говорит святитель, имеет свои степени. На первой, очистительной степени подвижник борется с внешними искушениями и всеваемыми от врага помыслами. На второй, просветительной степени, он стремится очистить душу от всего страстного, что пленяет ее изнутри, а на третьей – приобретает духовную рассудительность и истинное ведение.

 Святой Максим Исповедник, уподобляя очистительную степень духовной жизни первой (диаконской) степени церковной иерархии, пишет: «Дело диакона исправляет тот, кто намащает ум на священные подвиги и отгоняет от него страстные помыслы» [5]. Слово «намащает» имеет славянский корень «масть», то есть мазь – масло, елей. Намащивать, значит наполнять маслом, смягчать, удобрять, делать ум, пригодным для священных подвигов, то есть добродетелей, как это делает земледелец, приготовляя землю к плодоношению. Но одно удобрение или смягчение без взрыхления ничего не даст. Подобно тому, как земледелец делает усилие, взрыхляя землю: начинающий подвижник, прежде чем «намастить» свой ум должен применить принуждение, чтобы склонить себя в сторону доброделания [6].

  О второй и третьей степенях духовной жизни прп. Максим говорит, что дело пресвитера исполняет тот, «кто просвещает ум познанием Сущего, и уничтожает лжеименное знание; дело Епископа –  кто завершает усовершение его святым помазанием ведения поклоняемыя Святыя Троицы» [7].

  Помимо молитвы и трезвения, составляющей духовной жизни является и труд. Он также способствует совершенствованию в Боге и имеет свои степени. На первой степени подвижник использует для своего духовного возрастания всякий труд, совершаемый по послушанию, и начинает ощущать благодатную помощь Свыше. На второй степени помощь от Бога раскрывается шире и сильнее; физический и умственный труд соединяются с молитвой и доброделанием. На третьей, высшей степени аскетический труд может граничить с чудотворением. Прикосновение облагодатствованного подвижника приближает окружающий мир к Царствию Божию.

  Пребывая в храме Господнем, Пресвятая Дева проводила дни в молитве, внимательной жизни и труде. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди говорит: «День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога» [8]. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) беседует о том же: «Маленькая Пресвятая Дева Мария получила… разрешение ежедневно приходить во Святая Святых и здесь молиться Богу при невидимом присутствии Ангелов Божиих. Жила она в одной из комнат, пристроенных снаружи к стене храма. В этих небольших комнатах при храме жили люди, посвятившие себя Богу; жили там также и несчастные убогие, нуждавшиеся в призрении. Им, этим несчастным, служила во все дни Пресвятая Богородица, живя среди них, — служила своими работами, своей любовью… Каждый день Она подолгу молилась в храме и там вдыхала угодный Богу аромат молитв... Святая и чистая атмосфера храма была… благотворна для Ее духовного возрастания… В ней… святая Отроковица Мария и расцветала, как роскошный цветок, благоухающий пред Богом и людьми. В ней получила Она все задатки к тому, чтобы стать впоследствии Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим» [9].

  По милости Божией, мы находимся в обители, под кровом Царицы Небесной. Нас окружает та благодатная атмосфера, которая может поспособствовать возрастанию в Боге – только бы мы сами желали воспринимать ее, подниматься к Богу по духовным ступеням и возрождать храм души. Наши духовные наставники являли и являют нам красоту и радость жизни в Боге. Пусть их слова и пример жертвенного служения всегда будут в нашей памяти. Их молитвами, будем стремиться подражать свещеносицам-девам и пришедшей в Дом Божий Трилетствующей Юнице.

Игумения Викторина (Перминова)

5 декабря 2017 г.

Примечания:

[1] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Произнесено 4 декабря 1994 года.   https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/slovo-na-prazdnik-vvedenija-vo-hram-presvjatoj-bogoroditsy/

[2] Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слово 386, на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Произнесено в церкви Живоначальной Троицы, что в доме его сиятельства князя Александра Николаевича Голицына, ноября 21 дня; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 г. https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/386

[3] Святитель Феофан (Говоров), Затворник. Любовью назидая. Слова и Проповеди. На Введение во храм Пресвятой Богородицы. М.: Издательство "Правило веры", 2002. С. 427-428.

[4] Там же.

[5] Преподобный Максим Исповедник. О любви вторая сотница / Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 181.

[6] См. Протоиерей Борис (Николаев). Духовная жизнь как предначатие жизни вечной. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, 2002. С. 37-38.

[7] Преподобный Максим Исповедник. О любви вторая сотница / Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 181.

[8] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Произнесено 4 декабря 1994 года.   https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/slovo-na-prazdnik-vvedenija-vo-hram-presvjatoj-bogoroditsy/

[9] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Проповеди. Том II. На Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1958 г. https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/2